Цель: формировать знания детей о преобразующей силе музыки.
Задачи.
Образовательная:
- расширить знания детей о средствах музыкальной выразительности и музыкальных инструментах;
- познакомить с творчеством греческого композитора.
Развивающая:
- развивать слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку.
Воспитательная:
- воспитывать музыкальную и духовно-нравственную культуру учащихся, эмоционально-ценностное отношение к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, вопросно-ответный, объяснительно-иллюстративный, ИКТ.
Материальное обеспечение: компьютер, мультимедиа проектор, мp3 диски, мультимедийная презентация.
Организационный момент.
(Звучит фрагмент танца “Сиртаки” греческого композитора Микоса Теодоракиса)
Приветствие учителя.
Учитель: Мир очень красив и разнообразен, человек в этом мире стремится к счастью и любви. Давайте споём песню “Мир, в котором мы живём”, почувствуйте светлое и радостное настроение этой песни.
Дети исполняют песню “Мир, в котором мы живём”, музыка Б. Савельева на стихи М. Пляцковского (музыкальное сопровождение - фортепиано).
“Мир, в котором мы живем”
Даль. Ширь. Стелется туман.
Весь мир – розов и румян.
Весь мир – солнечный насквозь,
Утро над землей зажглось.
Синь. Свет. Теплая трава.
Свой звон дарит нам листва.
Вот он, прямо за окном –
Мир, в котором мы живем.
Припев:
Кажется, вот-вот на летний луг
Сивка-Бурка к нам прискачет вдруг.
Сказки детства тают, как рассвет,
Но волшебней сказок – нет!
Там, где шепчутся леса,
Нас ждут чудо-чудеса.
Там, где речка под горой,
Мира красоту открой.
Ты глянь в эти небеса,
Ты глянь, как блестит роса.
Он – чист, он звенит ручьем –
Мир, в котором мы живем.
Припев.
Учитель: Я думаю, сейчас у нас с вами стало хорошее настроение, можно начинать урок.
Ребята, а вы узнали музыку, под которую заходили в класс?
Дети дают отрицательный ответ.
С музыкой этого композитора вы познакомитесь сегодня на уроке.
А сейчас мы продолжаем тему “Преобразующая сила музыки”.
Давайте вспомним произведения, которые слушали на прошлых уроках.
(Звучит фрагмент песни – “Вальс” Жака Бреля).
Учитель: Какая музыка сейчас прозвучала?
Дети: Звучал “Вальс” Жака Бреля, одного из французских шансонье.
Учитель: Какое чувство вызывает у вас эта музыка?
Дети: Музыка увлекает, вызывает чувство радости и лёгкости.
(Звучит следующий фрагмент – песня “Зелёная рощица” из оперы С. Прокофьева “Повесть о настоящем человеке”).
Учитель: А это музыкальное произведение вы узнали?
Дети: Мы услышали песню “Зеленая рощица” из оперы Сергея Прокофьева “Повесть о настоящем человеке”.
Учитель: Кому из героев оперы помогла эта музыка?
Дети: Нежная и ласковая песня помогла успокоиться и забыть страдания главному герою - летчику Алексею.
Учитель: Послушаем еще один музыкальный фрагмент.
(Звучит музыка из I части Шестой симфонии П.И. Чайковского).
Учитель: Знакома ли вам эта музыка? Что вы знаете о ней?
Дети:
- звучала вторая тема первой части “Шестой симфонии” П.И. Чайковского;
- эта музыка помогала известному хирургу проводить сложные операции;
- музыка помогала снимать напряжение у хирурга перед операцией;
- вспоминая эту музыку, врач становился собранным и спокойным.
Учитель: Вы правильно ответили на вопросы. А сейчас, ребята, послушаем ваши рассказы “Музыка помогает людям”, которые вы приготовили дома.
Дети зачитывают свои рассказы.
Учитель: Ваши рассказы были интересны. А теперь я хотел бы познакомить вас еще с одним композитором, музыка которого помогает людям. Это греческий композитор Микос Теодоракис, его музыку вы слышали, когда входили в класс. (Слайд 2)
Музыка этого композитора - обращение ко всем людям на планете с призывом к дружбе, миру, сплочению и единству. (Слайд 3)
Родился Микос Теодоракис 29 июля 1925 года на греческом острове Хиос. (Слайд 4)
Обучался в Парижской консерватории. (Слайд 5)
Писал музыку в разных жанрах: симфонии, сонаты, 3 балета, опера, музыка к спектаклям и кинофильмам, большое количество песен. (Слайд 6)
Писал музыку в разных жанрах: симфонии, сонаты, 3 балета, опера, музыка к спектаклям и кинофильмам, большое количество песен. (Слайд 6)
Судьба композитора была очень сложной. В годы фашистского переворота в Греции в 1967 году его песни стали оружием в борьбе, они призывали всех людей бороться за освобождение Родины. И хотя песни композитора были запрещены, а сам он находился в тюрьме, люди знали и любили его песни, они помогали им. Собираясь вместе, патриоты страны в какие-то минуты замолкали. Но они не просто молчали, а молчали песни Микоса Теодоракиса. И эти беззвучные песни объединяли людей ещё больше. Песни композитора – это призыв к миру и согласию всех людей на земле. Именно поэтому в 1983 году ему была присвоена Международная премия “За укрепление мира между народами”. (Слайд 7)
А также многие другие почётные награды. (Слайд 8)
Сам композитор говорил: “Я занимаюсь искусством ради людей, я хочу, чтобы мои произведения помогали людям”. (Слайд 9)
Всемирную известность получил его танец “Сиртаки”. Этот танец мы слышали в начале нашего урока. (Слайд 10)
Танец стал символом Греции, его национальным гимном. (Слайд 11)
Именно в этот танец Микос Теодоракис включил звучание струнного инструмента бузуки. В скором времени бузуки становится вторым символом Греции. (Слайд 12)
Бузуки – один из самых известных народных инструментов, благодаря музыке композитора. Корни этого инструмента простираются к лютне, мандолине и турецкому сазу. (Слайд 13)
Но звуки бузуки – это голос греческого народа. (Слайд 14)
Ребята, давайте немного отдохнем. Я вам покажу движения танца “Сиртаки”, а вы попробуйте повторить их под музыку.
Дети исполняют танец под музыку “Сиртаки”.
А сейчас мы послушаем с вами песню Микоса Теодоракиса “На побережье тайном”, где вы услышите звучание бузуки. Песня стала популярной во всем мире, она проникнута любовью к своей стране и стремлением жить в ней счастливо, как и прежде. Исполняется песня на греческом языке.
(Звучит песня “На побережье тайном”). (Слайды 15-26).
Учитель: Ребята, вам понравилась песня?
(Ответы детей утвердительные)
Учитель: Какой был характер музыки в этой песне?
Дети: Плавный, напевный, задумчивый, грустный.
Учитель: А как вы думаете, почему?
Дети:
- В это время в стране люди боролись за её освобождение;
- Люди грустят и мечтают, чтобы страна стала свободной;
- Они вспоминают, какой счастливой была их жизнь раньше.
Учитель: Правильно. А сейчас угадайте мелодию этой песни.
(Звучит мелодия песни “Дай мне тепло твоих ладоней”, музыка и слова М. Леонидова и Н. Фоменко, группы “Секрет” в сопровождении фортепиано)
Дети: Прозвучала мелодия песни “Дай мне тепло твоих ладоней”.
Учитель: Да, вы узнали песню. А о чем в ней поется?
Дети:
- Мир и дружба победят войну и вражду.
- Сплочённость всех людей – это самое главное в жизни.
- Люди на планете должны объединиться и жить счастливо.
- Эта песня дает ощущение радости и светлой надежды.
Учитель: Давайте исполним эту песню с таким настроением, радостно и светло.
Дети исполняют песню “Дай мне тепло твоих ладоней”, (музыкальное сопровождение – фортепиано).
“Дай мне тепло твоих ладоней”
Распахните ваши окна
Ветру свободы,
Этот день мы будем помнить
Долгие годы.
Дайте друг другу руки,
Пусть разбудят этот мир оркестра звуки!
Припев:
Дай мне тепло твоих ладоней!
Верь – мы вражду и смерть прогоним!
Встанем спиною к спине,
И нам будет легче вдвойне.
И, назло снегам и грому, ливням и бурям,
Пусть звенит над нашим домом
Солнце июля.
Здесь всем найдется место,
Пусть летят над сонным миром
Звуки оркестра!
Припев.
Учитель: Вы хорошо исполнили эту песню.
Проверка знаний.
Учитель: А сейчас проверьте себя, насколько вы были внимательны сегодня на уроке, разгадайте этот кроссворд. (Слайд 27)
Вопросы к кроссворду.
По горизонтали:
- Назовите композитора, музыка которого помогала известному хирургу. (Чайковский)
- В каком жанре написал произведение “Повесть о настоящем человеке” С. Прокофьев? (Опера)
- Какой струнный музыкальный инструмент стал символом Греции? (Бузуки)
- Как называется греческий танец, который является вторым символом Греции? (Сиртаки)
По вертикали:
- Назовите фамилию греческого композитора, с которым мы сегодня познакомились. (Теодоракис)
- Как называется песня, которую исполнял французский шансонье? (Вальс)
- С какой страной мы сегодня познакомились? (Греция)
Учитель: Ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями. Я думаю, вам запомнится музыка греческого композитора. Вся жизнь Микоса Теодоракиса – поиски формулы счастья и справедливости для своего народа и всех людей на планете. А его мечта, чтобы музыка помогала людям.
Сегодня на уроке вы еще раз убедились, как велико влияние музыки на людей, на их чувства и мысли. Музыка воздействует на человека и в этом ее огромная преобразующая сила.
Домашнее задание: написать отзыв о понравившейся на уроке музыке.