Цель: Знакомство детей с понятием “воздух”, его свойствами и ролью в жизни человека.
Задачи:
1. Расширять знания детей о том, что воздух – главнейшее условие жизни всех
живых существ на Земле;
2. Уточнить представления детей о свойствах воздуха (прозрачный, невидимый,
безвкусный, без запаха, передаёт звуки).
3. Продолжать воспитывать бережное отношение к окружающей среде, птицам.
4. Формировать грамматическую правильность речи, развивать мелкую моторику рук.
5. Активизация словаря: экспозиция, экспонаты, духовые инструменты, атмосфера,
дирижабль, дельтаплан, планер, экскурсия.
6. Развивать внимание, мышление, коммуникативные способности.
Предварительная работа. Провели цикл занятий, посвящённых воздуху. Знакомились с ветерком, узнавали, где и как можно его увидеть и поиграть с ним. Проводили эксперименты – выясняли свойства воздуха. Отдельные занятия были посвящены загрязнению воздуха. В изобразительной деятельности и конструированию дети изготавливали различные поделки для игр с воздухом, рисовали ветреную погоду, выдувая краску через трубочку.
Материал к музею готовили по разделам:
- “Игры – забавы с воздухом”. Это – воздушные змеи, вертушки, отважные киндер – парашютисты, воздушные шары, мячи.
- “Выставка вееров”. Плод совместного творчества детей и родителей.
- “Коллекция перьев”. Беседы с детьми о птицах, их оперении, их полёте.
- “Коллекция самолётов и вертолётов”. Давняя мечта людей – передвигаться по воздуху, как птицы.
- “Как человек использует силу воздуха”. Парусник, надувные игрушки, спасательный круг используем в играх с водой. Вентилятор, пылесос, игрушечные машинки, шины которых наполнены воздухом – это часть экспонатов, которые говорят нам, как воздух служит человеку.
Раздаточный материал: Тарелочка. На неё ставим пластиковый стаканчик,
наполненный водой. В нём – соломинка. Рядом на подносе – пластиковый пакет,
пёрышко, веер, маленькая губка.
На столе у воспитателя: перо, орёл – игрушка, вентилятор, таз с водой, резиновые
и пластмассовые игрушки.
Ведущий: Приглашаю детей подойти поближе к нашему музею. Спрошу о том, как называется наш музей? (Ответы детей.) Уточню, мини – это значит маленький.
В нашей группе есть музей
Приводи сюда друзей!
Здесь вы можете узнать –
Нужно ль воздух охранять?
Почему взлетает шар?
Чем помочь нам может пар?
Как тяжёлый самолёт
Отправляется в полёт?
Ведущий: То, что мы с вами собрали, называется – экспозиция. Чему посвящена наша экспозиция?
Дети: Воздуху.
Ведущий: Что же такое воздух? Я приглашаю вас на свои места, мы будем говорить о воздухе. Воздух есть везде: и в группе, и на улице, и у нас дома. Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей планеты Земля, которая называется атмосферой. Воздух необходим для всего живого на земле: для растений, животных и людей. Человек может прожить без еды – целую неделю, без воды – несколько дней, но не может жить без воздуха.
Мы с вами тоже постоянно дышим. Положите руку на грудь – вдох и выдох. Что мы заметили? При вдохе грудь поднимается, при выдохе – опускается. Как это объяснить?
Дети: Наши лёгкие наполняются воздухом – грудь поднимается, воздух уходит – грудь опускается.
Ведущий: А теперь поднесите ладошку к носу, что чувствуете?
Дети: Ладошка чувствует, как выходит тёплый воздух.
Ведущий: Почему мы ощущаем тёплую струйку воздуха? (Ответы детей.) Правильно, воздух нагревается внутри нас, поэтому струйка тёплая.
Воспитатель выставляет на доске картинки: воздушный шар, дирижабль, самолет, вертолет, ракета.
Ведущий: С незапамятных времен человек мечтал покорить воздушный океан. Летать как птица, и придумывал разные приспособления. Первым был – воздушный шар. А вот и знакомый герой мультфильма. Вы узнали его? (Ответы детей.)
Ведущий: Что использует Винни Пух для своих полетов? А почему этот шар называют воздушным? Кто преследует Винни Пуха? (Ответы детей.) А как летают пчелы?
Дети: У пчёл есть крылья. Это насекомые.
Ведущий: Перечислите насекомых, которые летают.
Дети: Бабочки, комары, мухи, стрекозы…..
Ведущий: У насекомых есть крылья, поэтому они летают.
Ведущий: Дельтапланы, воздушный змей, планер свободно парят в небе. Их удерживают и несут по небу воздушные потоки.
Воспитатель показывает картинку дирижабля.
Ведущий: Дирижабль тоже воздушный шар. Как вы думаете, для чего ему нужны винты и пропеллеры?
Дети: ответы детей.
Ведущий: Эти винты, загребая лопастями воздух, как весла на лодке загребают воду, позволяют двигаться в определенном направлении – вперед, назад, вправо, влево.
Какие ещё воздушные механизмы имеют винты и пропеллеры?
Дети: самолет, вертолет.
Ведущий: что позволяет самолету подниматься вверх?
Дети: крылья, хвост.
Ведущий: А еще мощные моторы. Их у самолета несколько. А кто управляет самолетом?
Наблюдая за стрекозой в природе, за ее движениями в воздухе, человек придумал вертолет. В отличие от самолета, он может задерживаться на одном месте, как стрекоза, и не падать.
А вот современное детище наших конструкторов – ракета. Как далеко может лететь ракета? (Ответы детей.) Ракета долетела до ближайших планет: Луны и Марса.
Экспериментальная деятельность:
Опыт “Поймаем воздух”.
Возьмите пакеты, загляните в них, потрогайте и скажите есть в них что-нибудь. А теперь давайте “поймаем воздух пакетом”. Зажмите пакет руками. Что нам мешает?
Вы видите воздух? Я тоже не вижу его, но я знаю, что там есть воздух. Как мы назовем это свойство воздуха. (Прозрачность.)
Опыт “Воздух легче воды”.
Подвиньте к себе тарелочку, на которой стоит стакан с водой, спокойно подуйте в трубочку. Что заметили? (Пузырьки воздуха поднимаются вверх.) Они не остались внизу, потому что воздух легче воды.
Ещё раз убедимся в этом. Попробуем погрузить игрушки в воду. Почему они не тонут?
Рассуждения детей.
Опыт 2. “Воздух легче воды”.
Положите трубочку на край тарелки. Возьмите губку и опустите ее в воду, что вы наблюдаете? (Губка не тонет, она плавает.) А теперь опустите её вниз. Что заметили? Выходят маленькие пузырьки воздуха, а губка остаётся на дне стакана. Что произошло? (Воздух вышел из губки, поднялся вверх). А теперь достаньте губку и выжмите её, крепко, крепко. Теперь снова опустите ее в воду. Губка снова плавает.
Ведущий: Давайте немного отдохнем. Возьмите веер и помашите им. Что чувствуете? (Прохладный ветерок.) А когда очень жарко в группе мы включаем вентилятор.
А теперь послушаем стихотворение С.Михалкова “Три ветра”.
Ведущий: Что же такое ветер? (Это движение воздуха.) Мы с вами знаем, что ветер бывает разным: от легкого ветерка до сильного урагана.
Воспитатель предлагает взять детям птичьи перья и подуть на них Они легкие и воздушные, а у меня есть другое перо. Рассмотрите его. Он жёсткое и растёт у птиц на крыльях и на хвосте. Легкие и воздушные перья служат для тепла, а жёсткие нужны для полета.
Воспитатель показывает игрушку – орёл. Обращает внимание на размах мощных крыльев. Орел может летать высоко в небе и на дальние расстояния.
Физкультминутка “Игра с парашютом”.
Ведущий: Давайте немного отдохнем и поиграем.
Дружно все мы встали в круг
Будем делать парашют.
Друг за другом мы идем –
Парашют в руках несем.
Руки все мы поднимаем,
Парашют мы надуваем
Вот какой наш парашют,
Легким воздухом надут.
Ведущий: Вернёмся в наш музей, посмотрите, сколько много экспонатов в нашем музее. Воспитатель предлагает ребенку взять в руки вертушку и пойти с ней по группе спокойным шагом. А теперь пробегись. Вертушка закрутилась. Ты сам создал движение воздуха – ветер, и вертушка заработала.
Это свойство ветра – двигать предметы, использует человек. Воспитатель берет насос, предлагает подставить ладошки, и почувствовать, как работает насос.
Человек изобрел разные приборы, в которых использует силу воздуха. Пылесос помогает нам сохранять наш дом в чистоте. Другой пример – все машины двигаются на колесах, а колеса наполнены воздухом.
Ведущий: Скажите, какие экспонаты на оранжевой салфетке? Дети перечисляют.
Как, одним словом, можно назвать эти музыкальные инструменты. Духовые.
Что нужно сделать, чтобы они заиграли? Правильно, подуть в них.
А теперь подуем на снежинки. В природе, когда дует сильный ветер, несёт много много снежинок, как называется такое явление? Ответы детей.
Давайте послушаем стихотворение С.Маршака “Мыльные пузыри”.
Дети пускают мыльные пузыри.
Ведущий: Вот такой салют получился у нас из мыльных пузырей.
Итог:
Ведущий: Сегодня мы были в нашем музее, играли и узнали о воздухе много интересного,
Вам понравилась экскурсия? Что нового узнали? Воздух какой? Прозрачный, невидимый, без вкуса и запаха, издаёт звуки.
Приложение. Презентация.