Цель темы:
1) изучить химическое строение непредельных углеводородов на примере алкадиенов;
2) познакомить учащихся с классификацией диеновых;
3) актуализировать понятие о гомологии и общей формуле гомологического ряда на примере диеновых углеводородов;
4) актуализировать понятие об изомерии углеродного скелета и положения кратной связи в молекулах диеновых, познакомить с изомерией классов;
5) изучить химические свойства алкадиенов и способы их получения;
6) расширить представление учащихся о полимерах на примере каучуков, познакомить с их видами, формировать чувство гордости о вкладе советского ученого-химика С.В.Лебедева в создании первого синтетического каучука;
7) ввести понятие “вулканизация”, изучить области применения резины.
Задачи темы:
Обучающие:
1) научить учащихся составлять структурные и молекулярные формулы гомологического ряда диеновых и на их основе выводить общую формулу гомологического ряда;
2) познакомить учащихся с многообразием представителей класса алкадиенов, актуализируя понятие о различных видах изомерии, совершенствовать умение учащихся составлять названия представленных ими структурных формул органических веществ;
3) изучить химические свойства диеновых, основные способы их получения.
Воспитывающие:
1) продолжать формировать химическое мировоззрение и единую картину мира;
2) продолжать формирование умения учащихся работать самостоятельно;
3) воспитывать чувство гордости о вкладе учёных страны в развитие мировой химической науки.
Развивающие:
1) развивать творческую активность учащихся;
2) развивать умение логически мыслить, выделять главное;
3) развивать умение учащихся отвечать на нестандартные вопросы.
Типы уроков: комбинированный, с применением визуальных средств обучения.
Учебная технология: кооперация в обучении (работа в сотрудничестве).
Оборудование: компьютер, звуковые колонки, видеопроектор, экран.
Данный блок рассчитан на 2 урока.
Название урока | Содержание | № слайда |
1. Диеновые углеводороды. | Учитель оглашает тему, цели и задачи урока. | Слайд 1 |
Понятие о диеновых углеводородах. | Слайд 2 | |
Классификация диеновых по месту
расположения двойных связей Просмотр видеороликов о номенклатуре диеновых. Задание для учащегося у доски: построить гомологический ряд (3 представителя) диеновых и дать им названия. Контроль ответа. |
Слайд 3 Слайд 4 |
|
Общая формула гомологического ряда диеновых (ответ учащегося). Контроль ответа. | Слайд 5 | |
Обсуждение с классом видов изомерии
диеновых. Ответ учащегося у доски по построению изомеров углеродного скелета и номенклатуре диеновых углеводородов. Контроль ответа. Расширение номенклатуры диеновых на примере изопрена. |
Слайд 6 | |
Физкультминутка (3 минуты) | - | |
Изомерия положения кратных связей. Ответ учащегося у доски. Контроль ответа. Расширение номенклатуры диеновых на примере дивинила. | Слайд 7 | |
Изомерия классов (объяснение учителя) |
Слайд 8 | |
Физико-химические свойства диеновых. | Слайд 9 | |
Способы получения диеновых углеводородов. | Слайд 10 | |
Домашнее задание | Слайд 11 | |
2. Каучуки. | Проверка домашнего задания. | - |
Учитель оглашает тему, цели и задачи урока. | Слайд 12 | |
Понятие о каучуках. | Слайд 13 | |
Историческая справка. Рассказ учителя о природном каучуке, его ввозе в Англию. Создание первого синтетического каучука. С.В.Лебедев и его вклад в развитие советской и мировой химической науки. | Портрет С.В.Лебедева (на слайде №13) |
|
Изомерия каучуков: цис- и транс- изомеры; стерео- и нестереорегулярные каучуки. | Слайды 14-15 | |
Физкультминутка (3 минуты). | - | |
Понятие о вулканизации каучуков. | Слайд 16 | |
Схема образования резины. Эбонит. Сульфидные мостики. |
Слайд 17 | |
Области применения резины. | Слайд 18 | |
Домашнее задание. | Слайд 19 |