Цель темы:
1) изучить химическое строение кислородсодержащих органических веществ на примере карбоновых кислот;
2) познакомить учащихся с различными видами классификаций карбоновых кислот;
3) актуализировать понятие о гомологии и общей формуле гомологического ряда на примере карбоновых кислот;
4) актуализировать понятие об изомерии углеродного скелета, познакомить с изомерией классов;
5) изучить химические свойства карбоновых кислот и способы их получения;
6) ввести понятие о мылах как производных карбоновых кислот;
7) провести итоговый контроль изученного блока (“Спирты”. “Фенолы”. “Альдегиды”. “Карбоновые кислоты”) в форме практической и контрольной работ.
Задачи темы:
Обучающие:
1) научить учащихся составлять структурные и молекулярные формулы гомологического ряда карбоновых кислот и на их основе выводить общую формулу гомологического ряда;
2) познакомить учащихся с многообразием представителей класса карбоновых кислот, актуализируя понятие о различных видах изомерии, совершенствовать умение учащихся составлять названия представленных ими структурных формул органических веществ;
3) изучить физико-химические свойства карбоновых кислот, основные способы их получения;
4) познакомить учащихся с производными высших карбоновых кислот – мылами и действии жёсткой воды на них.
Воспитывающие:
1) продолжать формировать химическое мировоззрение и единую картину мира;
2) продолжать формирование умения учащихся работать самостоятельно;
3) развивать умение учащихся сравнивать состав и направления химических свойств изученных ранее классов органических веществ и на основе этого предсказывать химические свойства изучаемого класса.
Развивающие:
1) развивать творческую активность учащихся;
2) развивать умение логически мыслить, выделять главное;
3) развивать умение учащихся отвечать на нестандартные вопросы.
4) формировать навыки грамотного анализа ответов учащихся у доски.
Тип уроков: комбинированный, с применением визуальных средств обучения.
Учебная технология: кооперация в обучении (работа в сотрудничестве).
Оборудование: компьютер, звуковые колонки, видеопроектор, экран.
Данный блок рассчитан на 5 уроков.
| Название урока | Содержание | № слайда |
| 1. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура карбоновых кислот. | Проверка домашнего задания. | - |
| Учитель оглашает тему, цели и задачи урока. | Слайд 1 | |
| Введения понятия “карбоновые кислоты”. | Слайд 2 | |
| Классификация карбоновых кислот (1) | Слайд 3 | |
| Классификация карбоновых кислот (2) | Слайд 4 | |
| Классификация карбоновых кислот (3) | Слайд 5 | |
| Гомологический ряд одноосновных предельных карбоновых кислот и общая формула гомологического ряда (работа учащегося у доски) | Слайд 6 | |
| Контроль ответа. Расширение знаний учащихся о номенклатуре карбоновых кислот. | Слайд 7 | |
| Беседа с учащимися о видах изомерии карбоновых кислот. Просмотр видеоролика о номенклатуре карбоновых кислот. Работа учащегося у доски по составлению формул и названия изомеров углеродного скелета. | Слайд 8 | |
| Контроль ответа. Тривиальные названия карбоновых кислот (по гиперссылке). | Слайд 9 | |
| Изомерия классов карбоновых кислот (объяснение учителя). |
Слайд 10 | |
| Примеры изомеров классов карбоновых кислот. | Слайд 11 | |
| Домашнее задание. | Слайд 12 | |
| 2. Физико-химические свойства карбоновых кислот. | Проверка домашнего задания. | |
| Учитель оглашает тему, цели и задачи урока. | Слайд 13 | |
| Физические свойства карбоновых кислот (объяснение учителя). |
Слайд 14 | |
| Актуализация знаний учащихся о составе, свойствах и производных неорганических кислот. | Слайд 15 | |
| Электронное строение предельных одноосновных карбоновых кислот (объяснение учителя по схеме) | Слайд 16 | |
| Общие свойства предельных одноосновных карбоновых кислот (диссоциация и реакция с металлами): работа учащегося у доски. Просмотр видеороликов. | Слайд 17 | |
| Общие свойства предельных одноосновных карбоновых кислот (реакция с оксидами и основаниями): работа учащегося у доски. Просмотр видеороликов. | Слайд 18 | |
| Общие свойства предельных одноосновных карбоновых кислот (реакция с растворами солей): работа учащегося у доски. Реакция этерификации (объяснение учителя). Просмотр видеороликов. | Слайд 19 | |
| Реакция замещения по радикалу
(объяснение учителя). Просмотр видеоролика. Влияние галогена на химическую активность карбоновых кислот. |
Слайд 20 | |
| Подведение итогов урока (выводы). Домашнее задание. |
Слайд 21 | |
| 3. Отдельные представители карбоновых кислот. Способы получения карбоновых кислот. | Проверка домашнего задания. | - |
| Учитель оглашает тему, цели и задачи урока. | Слайд 22 | |
| Особенности строения муравьиной кислоты. | Слайд 23 | |
| Химические свойства муравьиной кислоты (“серебряного зеркала”, окисление, разложение). Просмотр видеороликов. |
Слайд 24 | |
| Высшие жирные кислоты: представители, номенклатура. Соли ВЖК. Понятие о мылах. Действие жёсткой воды на моющее действие мыла. | Слайд 25 | |
| Непредельные карбоновые кислоты: представители, номенклатура, особенности реакции присоединения у олеиновой кислоты. | Слайд 26 | |
| Работа учащихся у доски по составлению уравнений химических свойств олеиновой кислоты. Контроль ответов учащихся. Просмотр видеороликов. | Слайд 27 | |
| Способы получения карбоновых кислот. | Слайд 28 | |
| Домашнее задание. | Слайд 29 | |
| 4. Практическая работа “Определение спиртов, фенолов, альдегидов и карбоновых кислот” | Итоговый контроль знаний учащихся по вопросу качественных реакций на спирты, фенолы, альдегиды и карбоновые кислоты. | Отдельная презентация |
| 5. Контрольная работа по теме “Спирты. Фенолы. Альдегиды. Карбоновые кислоты” | Итоговый контроль ЗУН учащихся | - |