Рабочая программа "Музыкальное воспитание и обучение детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, 0–5-е классы

Разделы: Коррекционная педагогика


Пояснительная записка.

Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении 8 вида.

Средствами музыкального воспитания у учащихся с нарушением интеллекта формируются вкусы, представление о прекрасном, воспитывается эмоциональное познание окружающей действительности, нормализуются многие психические процессы, что является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.

Цель музыкального воспитания и образования – формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении музыкальных произведений, так и во время слушания музыкальных произведении.

Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыки и пению заложены следующие принципы:

– коррекционная направленность обучения;
– индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
– комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.

Задачи образовательные:

  • формировать знания о музыке с помощью изучения произведений
  • различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
  • формировать музыкально-эстетический словарь;
  • формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
  • совершенствовать певческие навыки;
  • развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

Задачи воспитывающие:

  • помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
  • способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
  • содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и
  • свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
  • активизировать творческие способности.

Задачи коррекционно-развивающие:

  • корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
  • корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Педагогу необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребёнка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.

Содержание музыкального материала состоит из произведений для исполнения и слушания, вокальных упражнений; включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития. Классика, фольклор, современная (отечественная) песня – основа содержания программы.

В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки.

Раздел “Пение” включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения.

Пение воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приёмы исполнения .

В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет “концертное” исполнение песен.

В разделе “Слушание музыки” важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.

При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель прививает и развивает связь музыкального искусства с жизнью, формирует знания о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.

Наряду с новым материалом важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет развитию памяти и внимания учащихся.

В соответствии с выдвинутой концепцией музыкального образования основная задача занятий в школе состоит в пробуждении у учащихся интереса к музыке и на основе этого развитии у них умения чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальные произведения.

В связи с чем через все годы обучения проходят основные познавательные темы, развитие которых предполагает знакомство с образцами профессиональной и народной музыки; с музыкальными жанрами, формами, стилями; с различными средствами музыкальной выразительности, которые помогают созданию музыкального образа; с музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами.

Приложение 1, Приложение 2

В 0 классе главная тема – “Знакомство с музыкой”.

В I классе всю музыкальную программу объединяет тема “Музыка и человек”.

Во II классе делается акцент на ознакомлении с музыкой, выражающей мысли человека и с музыкой изобразительного характера. Тема II класса – “Музыка вокруг меня” .

Программа III класса посвящается теме “ Основа выразительности музыки”.

В VI классе вводится тема “Музыкальные формы и жанры”.

Программу V класса объединяет тема “Малые формы вокальной и инструментальной музыки”.

В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в начальных, средних и старших классах. Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится вспоминать полюбившиеся ученикам песни, сохранить их в репертуаре, включить в программу выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.

Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных музыкальных кабинетах.

Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности в программе. Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор (или замену) песен учителем.

Программа.

0 КЛАСС (1 час в неделю).

Тема года: “Знакомство с музыкой”.

СЛУШАНИЕ:

Воспитывать интерес к слушанию небольших песен, музыкальных пьес, исполняемых на разных инструментах.

Учить детей внимательно слушать спокойные, бодрые песни, музыкальные пьесы различного характера.

Учить различать звуки по высоте (высокий, низкий) и по динамике (громко, тихо).

ПЕНИЕ:

Развивать умение подпевать повторяющиеся в песне музыкальные фразы (совместно с педагогом).

Продолжать развивать певческие умения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:
– музыкальные инструменты – бубен, погремушки.

Учащиеся должны уметь:
– различать звуки по высоте (высоко-низко); – подпевать в песне музыкальные фразы (вместе с педагогом).

1 КЛАСС (1 час в неделю).

Тема года: “Музыка и человек”.

СЛУШАНИЕ:

Учить детей: слушать музыкальное произведение до конца, рассказывать о чём поётся в песни; понимать характер музыки (весёлая, бодрая, спокойная).

Формирование навыка различать звуки по высоте; замечать изменения в звучании (тихо, громко); различать звучание детских инструментов (барабан, погремушка).

Воспитывать у детей желание слушать музыку.

Учить узнавать знакомые песни и пьесы.

ПЕНИЕ:

Формирование навыка совместного пения.

Учить петь с музыкальным сопровождением бодро, весело, напевно, протяжно, ласково без напряжения в диапазоне ре-(ми)-ля-(си).

Учить петь в одном темпе, не отставая и не опережая друг друга, внятно произносить слова.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:
музыкальные инструменты.

Учащиеся должны уметь:
– слушать музыкальное произведение до конца;
– узнавать знакомые песни; различать звуки по высоте;
– петь, не отставая и не опережая друг друга.

2 КЛАСС (1час в неделю).

Тема года: “Музыка вокруг меня”.

СЛУШАНИЕ:

Учить внимательно, заинтересованно слушать музыку, чувствовать её характер, узнавать песни, пьесы по мелодии.

Учить слушать окружающие звуки, соотносить их.

Учить различать звуки по высоте (высокий – низкий), различать динамику музыкальных произведений.

Продолжать воспитывать у детей любовь к музыке, желание слушать её, обогащать музыкальные впечатления, развивать музыкально-сенсорные способности, развивать творческие проявления в музыкальной деятельности.

ПЕНИЕ:

Продолжать формировать навыки в пении.

Учить петь выразительно, без напряжения, согласованно (в пределах ре 1 – си 1), брать дыхание между короткими музыкальными фразами, произносить слова четко.

Учить передавать правильно мелодию, вместе начинать и заканчивать песню, петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать и уметь:
внимательно слушать музыку, чувствовать её характер;
– узнавать песни по мелодии;
– различать звуки по высоте;
Петь протяжно, чётко произносить слова;
Вместе начинать и заканчивать песни.

3 КЛАСС (1час в неделю).

Тема года: “Основа выразительности музыки”.

СЛУШАНИЕ:

Развитие эмоциональной отзывчивости на танец, песню, марш.

Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощённые в музыкальных произведениях.

Ознакомление с характером музыки: весёлая, грустная.

Ознакомление с динамическими особенностями музыки.

Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, фортепиано.

ПЕНИЕ:

Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием.

Выработка округлого красивого звучания гласных звуков при чёткой артикуляции положения рта и губ.

Формирование устойчивого навыка естественного звучания.

Развитие умения бесшумного вдоха.

Развитие умения напевного пения. Пение коротких попевок.

Формирование устойчивого навыка спокойного тихого пения.

Формирование понятий звука: “тихо”, “громко”; “высокий”, “низкий”.

Ознакомление с пением соло и хором.

Укрепление средней части диапазона.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:
– музыкальные инструменты и их звучание (баян, фортепиано);
– определять характер музыки;
– различать песню, танец, марш.

Учащиеся должны уметь:
– петь с инструментальным сопровождением (с помощью педагога);
– одновременно начинать и заканчивать песню;
– правильно формировать при пении гласные звуки;
– передавать ритмический рисунок (хлопками);
– определять характер музыкального произведения (весёлый, грустный).

4 КЛАСС (1час в неделю).

Тема года: “Музыкальные формы и жанры”.

СЛУШАНИЕ:

Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.

Развитие умения узнавать и называть разученные песни по вступлению.

Развитие умения определять по жанрам музыкальные произведения: марш, танец, песня.

Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (барабан, гитара).

Развитие чувство ритма; умение передавать ритмический рисунок разученных мелодий (хлопками).

ПЕНИЕ:

Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием.

Укрепление певческого диапазона.

Развитие умения напевного звучания. Активизация внимания к интонации. Развитие слухового внимания и чувство ритма.

Развитие умения правильно дышать при пении.

Работа над пением в унисон. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен.

Развитие умения правильно начинать пение вместе с педагогом и без него.

Работа над дикцией во время пения и разговорной речи.

Развитие понимания характера музыки (весёлый, грустный, спокойный, игривый).

Получение эстетического наслаждения от собственного пения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:
– музыкальные инструменты и их звучание (барабан, гитара);
– жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня);
– названия выученных песен и называть их (с помощью педагога).

Учащиеся должны уметь:
– петь с инструментальным сопровождением;
– одновременно начинать и заканчивать песню: не отставая и не опережая друг друга;
– правильно формировать гласные и согласные звуки при пении;
–различать песню, танец, марш;
– правильно передавать ритмический рисунок мелодии.

5 КЛАСС (1час в неделю).

Тема года: “Малые формы вокальной и инструментальной музыки”.

СЛУШАНИЕ:

Учить различать жанры музыкальных произведений: марш, танец, песня; узнавать произведения по вступлению и мелодии.

Учить различать звуки по высоте (высокий – низкий), узнавать звучание разных музыкальных инструментов.

Развивать способность эмоционально откликаться на выраженные в музыкальных произведений чувства и настроения.

Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, творческую активность.

ПЕНИЕ:

Продолжать формировать навыки в пении.

Учить детей петь выразительно, без напряжения, плавно, в диапазоне (ре 1– до 2), брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню.

Продолжать учить правильно передавать мелодию, петь умеренно громко в разных темпах самостоятельно.

Учить сольному исполнению ранее выученных песен.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:
– жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня)
– звучание разных музыкальных инструментов
– произведения по мелодии.

Учащиеся должны уметь:
– различать звуки по высоте
– петь без напряжения, плавно,
– произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню.

Используемая литература для составления данной программы

  1. Программа по музыке для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида ; 0,1–4класс/ под редакц. В.В.Воронковой – Просвещение, 2003.
  2. Программа по музыке для образовательных школ ; 1–3 класс/ под редакц. Д.Б.Кабалевского – Министерство просвещения РСФСР, 1980.
  3. Программа по музыке для общеобразовательных учебных заведений; 1-8 классы / под редакц. Ю.Б.Алиева – Министерство образования Российской Федерации, 1994.
  4. Програмно-методический материал: “Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта” /под редакц. И.М.Бгажнокова – Москва, Владос 2007.
  5. Программа дошкольного воспитания /под редакц. М.А.Васильевой – Москва, Мозаика – Синтез 2007.