Цели урока:
- Образовательная: дать учащимся общее представление об умозаключении; повторить основные понятия темы “Человек и информация”.
- Дидактическая: в результате учащиеся должны знать, что такое умозаключение, пользоваться полученными знаниями в решении логических задач.
- Развивающая: повышение интереса к предмету, развивать у учащихся стремление к активной познавательной деятельности, умение работать самостоятельно и пытаться самим разрешать возникшие проблемы.
- Воспитательная: формировать познавательные интересы учащихся, воспитывать трудолюбие, усидчивость, культуру умственного труда.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Актуализация прежних знаний.
Мы с вами подходим к концу изучения темы “Человек и информация”. Давайте вспомним, что человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств и с помощью мышления.
- Какие виды мышления существуют?
(Понятие, суждение, умозаключение).
Мы с вами разобрали две из этих форм. Сегодня мы будем рассматривать последнюю – умозаключение. Но прежде чем мы начнем говорить об этом, давайте вспомним, что мы проходили на прошлых уроках.
Итак, разобьемся на две группы (по рядам). От каждой группы я приглашаю к доске по 1 человеку – капитану. Он будет выбирать вопрос и того, кто на него ответит, либо может ответить сам. Дважды одного человека спрашивать нельзя. За правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда дает неправильный ответ, то вторая команда может ответить вне очереди и заработать 2 балла.
Задание первое – дать определения понятиям.
(Ученики по очереди выбирают фигуру, за которой скрывается понятие, после этого выбирают из группы того, кто дает определение).
Задание второе – ответить на вопрос или привести пример. За правильный ответ команда получает 2 балла, за ответ на вопрос другой команды – 3 балла.
(Действия учеников те же, что и в предыдущем случае).
Подводим итог – победившая команда получает “5”.
III. Объяснение нового материала.
Итак, третий вид мышления – умозаключение.
Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения называют исходные суждения, из которых выводится новое суждение. Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок. Логический переход от посылок к заключению называется выводом.
При анализе умозаключения посылки и заключение принято записывать отдельно, располагая их друг под другом. Заключение записывают под горизонтальной чертой, отделяющей его от посылок и обозначающей логическое следование. Слова “следовательно” и близкие ему по смыслу (“значит”, “поэтому” и т.п.) под чертой обычно не пишутся.
Есть несколько правил построения умозаключения. Мы с вами рассмотрим два наиболее распространенных.
(Пример пишется на доске во время презентации, для этого нужно поменять действие указателя мыши со стрелки на маркер).
Пример: “Если все воробьи – птицы, а все птицы – животные, то все воробьи являются животными”.
Пример: “Если ни у одного четного числа запись не заканчивается цифрой 5 и все числа, делящиеся на 4, четны, то ни у одного числа, делящегося на 4, десятичная запись не заканчивается цифрой 5”.
Существует три вида умозаключений.
Дедукция стала широко известна благодаря рассказам Артура КонанДойла про Шерлока Холмса.
Различают непосредственные и опосредованные дедуктивные умозаключения.
Непосредственное умозаключение выводится из одной посылки:
Всякая клубника – ягода.
Некоторые ягоды – клубника.
Опосредованное заключение выводится из нескольких посылок:
Если у человека повышена температура, то он болен.
У этого человека температура не повышена.
Этот человек не болен.
В противоположность дедукции есть индукция.
Пример: Енисей течет с юга на север; Лена течет с юга на север; Обь и Иртыш текут с юга на север. Енисей, Лена, Обь, Иртыш — крупные реки Сибири. Все крупные реки Сибири текут с юга на север.
Третий вид – это умозаключение по аналогии.
Пример: По делу о хищении ценностей следователь обратил внимание на способ проникновения преступника в квартиру: запертая дверь отжималась ломиком, который оставлял на дереве отчетливые следы раздвоенного конца. Хищение было совершено ночью, преступники успели скрыться, и расследование по делу было приостановлено.
Проводя через три месяца расследование по другому делу о хищении, участники которого вскоре были задержаны, следователь обратил внимание на то, что преступники проникли в квартиру таким же путем отжима двери ломиком с раздвоенном концом. Сходство этих двух различных случаев хищения в таком признаке, как способ проникновения к месту хищения, а также использование преступниками одинакового орудия взлома натолкнуло следователя на мысль о том, что оба преступления совершены одной и той же группой лиц. Дальнейшая проверка подтвердила это предположение.
Рассмотрим следующее умозаключение. Попытаемся выяснить, сколько дней в году вы учитесь.
Итак, в году 365 дней. По ночам вы не учитесь, значит, половина суток у вас свободна: 365 – 182 = 183.
В школе вы находитесь половину дня, вторая половина свободна, значит, четверть суток свободна:
183:4 = 45,5; округлим до 46; 183 – 46 = 137.
В году 52 воскресенья, из них на каникулы приходится 15:
52 – 15 = 37, тогда 137 – 37 = 100
Каникулы: 10 дней зимой, 5 осенью, 7 весной и 78 летом.
Итого: 5+ 10 + 7 +78 = 100.
Значит: 100 – 100 = 0.
Такое рассуждение, которое содержит ПРЕДНАМЕРЕННУЮ ошибку, называют софизмом. Они появились еще в древней Греции.
Если умозаключение содержит непреднамеренную ошибку (как вы допускаете в контрольных), то это называется паралогизмом.
Существует еще один вид умозаключений, который называют парадоксом.
IV. Закрепление изученного материала.
Итак, повторим еще раз основные понятия.
Постройте правильные умозаключения:
V. Итог урока, домашнее задание.
С чем вы сегодня познакомились? Какие выводы можно сделать? (Не все рассуждения и умозаключения могут быть правильными).
Еще раз напоминаю, что победившая команда получает оценку “отлично”.
Запишите себе домашнее задание. Спасибо за урок.