Цель: Выявление уровня проблем в развитии пространственно-зрительного гнозиса, навыка чтения у детей с данными речевыми нарушениями.
Задачи:
- Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами: на, над, под, умением ориентироваться на листе бумаги.
- Выявить уровень развития навыка чтения.
- Активизировать словарь за счет подбора синонимов к словам – предметам, слов, выражающие пространственные отношения.
- Упражнять в самостоятельном подборе необходимых языковых средств, необходимых для построения связного высказывания.
- Развивать неречевые функции детей.
План урока:
- Организационный момент.
- Игра “Грибок”
- Физкультминутка “Снеговик”
- Разучивание стихотворения.
- Словарная динамическая пауза: игра с мячом “Что с чем?”
- Разучивание стихотворения.
- Опрос изученного стихотворения.
- Итог урока.
Оборудование: карточка “Грибок”, набор картинок – улитка, жук, листок, бабочка, мнемотаблица, мяч.
Ход урока
1. Организационный момент: сообщение темы урока:
Мы сегодня будем играть с маленькими словами – предлогами и выучим веселое зимнее стихотворение.
Уточнить знания детей о предлогах и о том, для чего они нужны.
2. Игра “Грибок”.
А) Ориентировка на листе картона: покажите левый – правый край, верх и низ у листа.
Б) Загадывание загадки:
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы.)
Перевернуть лист, выяснить, из каких частей состоит гриб, что находится вверху, а что внизу.
В) “Грибок – выручай” – Вспомнить, что однажды в сказке во время дождя, гриб выручил нескольких животных. И тот, кто запомнит задание и правильно его выполнит, так же выручит наших гостей из неприятной ситуации.
Рассматривание набора карточек. Самостоятельное моделирование ситуации. (Что могло случиться с нашими гостями?)
Установка и предъявление инструкции к выполнению задания:
“Бабочка над грибом справа;
Улитка на шляпке слева;
Листочек на шляпке справа;
Жук под грибочком слева”.
После выполнения задания, каждый ученик рассказывает, что у него получилось. (У меня бабочка над грибом справа …)
Проверка правильности выполнения, исправление ошибок.
Г) Поменяй местами 2 предмета, расскажи, что ты сделал.
– Я поменял местами бабочку и улитку. Бабочка на шляпке слева, а улитка …
Д) Сравни с образцом и расскажи, что поменял Никита, Владик …
– Никита поменял местами бабочку и улитку. У Никиты бабочка на шляпке слева, а улитка …
3. Физпауза “Снеговик” –
4. Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы.
Сегодня у зимы новоселье.
Мы приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба,
Белый коврик у порога.
Мы по лесенке шагаем,
Двери комнат открываем.
А) Коллективная работа по построчному восстановлению текста. Подбор нужных предлогов, объяснение малознакомых слов, подбор синонимов к слову веселье.
Б) Чтение стихотворения логопедом.
В) Заучивание стихотворения. Построчно по цепочке повторение стихотворения 2–3 раза со зрительной опорой на мнемотаблицу.
5. Словарная динамическая пауза: игра с мячом “Что с чем?”
Словарь:
стакан – сок
книжка – полка
масло – булка
банка – варенье
кастрюля – крышка
бутерброд – сыр
косточка – слива
мусор – совок
6. Заучивание стихотворения. Повторение по цепочке по две строчки стихотворения 2 раза со зрительной опорой на мнемотаблицу.
7. Опрос детей со зрительной опорой на мнемотаблицу и без неё.
8. Итог урока.
Что для вас было самым трудным? Что вам понравилось больше всего?