Работа над ритмом в джазовых произведениях

Разделы: Музыка


Цель урока: развитие ощущения свинга.

Задачи:

  • формировать чувство метро-ритма;
  • продолжать знакомить учащегося с особенностями свингового исполнения;
  • развивать ритмический слух;
  • прививать интерес к джазовому стилю музыки.
Этапы работы Содержание этапа
1. Организационный момент. Цель (которую хочет достичь преподаватель): настроить учащегося на учебную деятельность.

Цель (которая должна быть достигнута обучающимся): психологически настроится (эмоциональное состояние) на учебную деятельность.

– Мы уже знаем, что одно из центральных мест в джазе принадлежит ритму. Сегодня на занятии мы продолжим изучать особенности джазовой ритмики.

2. Опрос учащегося по пройденному материалу . Цель (которую хочет достичь преподаватель): проверка усвоения знаний, полученных на предыдущем уроке.

Цель (которая должна быть достигнута обучающимся): показать качество знаний, умений и навыков, полученных на предыдущем уроке, разогреть пианистический аппарат.

– В чём же состоит отличие пульсации в джазовой музыке от классической?

Учащийся рассказывает о триольности и свинге.

– Давай повторим упражнения, которые мы исполняли на прошлом уроке.

Учащийся простукивает следующие упражнения под метроном.

– Чтобы разогреть пальцы, давай сыграем гамму С-dur (до мажор) отдельными руками, но не как обычно, а сначала триолями, а затем следующим ритмическим рисунком : .

Критерии:

  • знание отличительных черт джазовой пульсации от классической;
  • ритмичное исполнение упражнений и гаммы.

Действия педагога в случае, если учащемуся не удаётся достичь поставленной цели: если учащийся играет не метрично, следует снизить темп до того предела, в котором учащийся будет играть ровно.

3. Актуализация пройденных знаний. Цель (которую хочет достичь преподаватель): научить ученика применять полученные ранее знания на репертуарных произведениях.

Цель (которая должна быть достигнута обучающимся): применить триольную пульсацию в изучаемых произведениях.

– Для начала давай повторим произведение, над которым мы работаем.

Учащийся исполняет Упражнение №1 О.Питерсона [4], считая при этом ровно (раз-и, два-и).

– А теперь исполни это же упражнение с джазовой пульсацией, основе которой лежит триоль. Т.е. будем исполнять не ровные восьмые, а свинговые, как бы “покачивая” их. При этом помни,что метрический рисунок будет записан следующим образом:

Учащийся исполняет то же упражнение, но со свингом.

– Именно по такому принципу будут исполняться многие джазовые произведения. Но это только одна из особенностей, характерных для свинга.

Критерии:

  • умение применить свинговую пульсацию в исполнении произведения;
  • устойчивое чувство метро-ритма.
Изучение нового материала. Цель (которую хочет достичь преподаватель): познакомить учащегося с другими особенностями свингового исполнения.

Цель (которая должна быть достигнута обучающимся): знакомство с новыми чертами свинга.

– С триольностью мы с тобой познакомились. Но если музыкант будет исполнять восьмые просто триольно – это ещё не будет джазовым исполнением. Для ощущения свинга в отличии от академической музыки характерны смещённые в мелодии на слабую долю акценты, порождающие ощущение волнообразного движения. Именно они создают ощущение “расшатывания” или “качания” музыки.

Посмотри как схематично можно это записать и простучи этот рисунок:

Учащийся простукивает данный ритмический рисунок в ладоши.

Теперь попробуй исполнить в своей пьесе восьмые именно таким образом.

Учащийся исполняет Упражнение № 1 О.Питерсона со смещением акцента на слабую восьмую (при этом восьмые остаются засвингованными).

– Помимо триольной пульсации для свинга характерно смещение в метре сильных и слабых долей.

Какие доли в академической музыке являются сильными?

Ответ учащегося (1-ая и 3-ья).

– Правильно. А вот для свинга характерно выделение в метре слабых долей: 2-й и 4-ой. Это создаёт ощущение внутреннего движения музыки. Давай попробуем прочувствовать этот метр.

Мы прослушаем песню в джазовом стиле “Мама, папа, я и джаз”, которую исполняет И. Отиева. Задание будет следующее:

  • прослушать вступление;
  • простучать метр, просчитывая каждую долю;
  • простучать 2-ую и 4-ую долю, при этом просчитывая каждую долю;
  • простучать 2-ую и 4-ую долю, без счёта вслух;
  • простучать 2-ую и 4-ую долю, присоединив покачивания телом из стороны в сторону, как бы пританцовывая.

Смена задания будет происходить по моей команде.

Учащийся выполняет задание, преподаватель помогает ему при необходимости.

– Ещё одним важным ритмическим элементом в свинге является синкопа. Что же такое синкопа?

Ответ учащегося (опережение доли).

– Правильно. Как правило, в джазе синкопа всегда акцентируется.

Критерии:

  • сосредоточенность и внимание при объяснении материала;
  • умение самостоятельно или при помощи преподавателя сместить акцент на слабую долю.
4. Закреплению изученного материала. Цель (которую хочет достичь преподаватель): отработка и закрепление пройденного материала.

Цель (которая должна быть достигнута обучающимся): применить полученные знания на примере исполняемого произведения.

– А теперь всё, о чём мы говорили выше, попробуй применить в джазовом произведении, которое ты разобрал на прошлом уроке.

Учащийся исполняет пьесу И.Бойко “Качели” [4]. Преподаватель по ходу корректирует исполнение, если возникают ошибки.

Если учащийся “ухватил” ощущение триольности и смещения в мелодии акцентов на слабую долю, можно усложнить задание, добавив метроном (отстукивает 2-ую и 4-ую доли).

– Итак, сегодня на уроке закончили разбирать основные черты джазовой ритмики.

  • Перечисли, пожалуйста, их.

Ответ учащегося.

  • Найди в тексте произведения синкопы.

Учащийся находит и указывает синкопы.

Критерии:

  • учащийся понял отличительные черты джазовой ритмики;
  • смог применить в произведение смещение акцента на слабую долю;
  • учащийся при исполнении произведения подчёркивает синкопы;
  • метро-ритмическая стабильность.
5. Задание на дом. Цель (которую хочет достичь преподаватель): закрепление навыков, полученных на уроке.

Цель (которая должна быть достигнута обучающимся): уметь применить полученные знания на практике.

– Для того чтобы развивалось чувство ритмической свободы, играй “Упражнение№1” О.Питерсона и пьесу Е.Бойко “Качели” дома под метроном со свинговой пульсацией. Не забывай про акценты.

– Послушай произведение О.Питерсона “Place Saint Henri”, хлопай 2-ю и 4-ю доли такта и двигайся под музыку.

Список литературы

  1. Бойко И. Джазовые акварели для фортепиано./Под ред. Э.Бабасяна. – М.: “Музыка”, 2003.
  2. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано: Учебное пособие. – М., 2003.
  3. Кунин Э. Секреты ритмики в джазе, рок-, поп-музыке. – ООО “Синкопа”, 2001.
  4. Питерсон О. Джаз для юных пианистов. Комментарии Д.Крамера – М.:
  5. Файн Г. Искусство джазовой импровизации. Для музыкантов и преподавателей музыки. – Самара, 1999.
  6. Статья с сайта Алексея Устинова “Как научиться импровизировать? Легко!” http://virartech.ru