Цель урока: развитие ощущения свинга.
Задачи:
- формировать чувство метро-ритма;
- продолжать знакомить учащегося с особенностями свингового исполнения;
- развивать ритмический слух;
- прививать интерес к джазовому стилю музыки.
№ | Этапы работы | Содержание этапа |
1. | Организационный момент. | Цель (которую хочет достичь
преподаватель): настроить учащегося на учебную деятельность. Цель (которая должна быть достигнута обучающимся): психологически настроится (эмоциональное состояние) на учебную деятельность. – Мы уже знаем, что одно из центральных мест в джазе принадлежит ритму. Сегодня на занятии мы продолжим изучать особенности джазовой ритмики. |
2. | Опрос учащегося по пройденному материалу . | Цель (которую хочет достичь
преподаватель): проверка усвоения знаний, полученных на предыдущем
уроке. Цель (которая должна быть достигнута обучающимся): показать качество знаний, умений и навыков, полученных на предыдущем уроке, разогреть пианистический аппарат. – В чём же состоит отличие пульсации в джазовой музыке от классической? Учащийся рассказывает о триольности и свинге. – Давай повторим упражнения, которые мы исполняли на прошлом уроке. Учащийся простукивает следующие упражнения под метроном.
– Чтобы разогреть пальцы, давай сыграем гамму С-dur (до мажор) отдельными руками, но не как обычно, а сначала триолями, а затем следующим ритмическим рисунком : . Критерии:
Действия педагога в случае, если учащемуся не удаётся достичь поставленной цели: если учащийся играет не метрично, следует снизить темп до того предела, в котором учащийся будет играть ровно. |
3. | Актуализация пройденных знаний. | Цель (которую хочет достичь
преподаватель): научить ученика применять полученные ранее знания на
репертуарных произведениях. Цель (которая должна быть достигнута обучающимся): применить триольную пульсацию в изучаемых произведениях. – Для начала давай повторим произведение, над которым мы работаем. Учащийся исполняет Упражнение №1 О.Питерсона [4], считая при этом ровно (раз-и, два-и). – А теперь исполни это же упражнение с джазовой пульсацией, основе которой лежит триоль. Т.е. будем исполнять не ровные восьмые, а свинговые, как бы “покачивая” их. При этом помни,что метрический рисунок будет записан следующим образом:
Учащийся исполняет то же упражнение, но со свингом. – Именно по такому принципу будут исполняться многие джазовые произведения. Но это только одна из особенностей, характерных для свинга. Критерии:
|
Изучение нового материала. | Цель (которую хочет достичь
преподаватель): познакомить учащегося с другими особенностями
свингового исполнения. Цель (которая должна быть достигнута обучающимся): знакомство с новыми чертами свинга. – С триольностью мы с тобой познакомились. Но если музыкант будет исполнять восьмые просто триольно – это ещё не будет джазовым исполнением. Для ощущения свинга в отличии от академической музыки характерны смещённые в мелодии на слабую долю акценты, порождающие ощущение волнообразного движения. Именно они создают ощущение “расшатывания” или “качания” музыки. Посмотри как схематично можно это записать и простучи этот рисунок:
Учащийся простукивает данный ритмический рисунок в ладоши. Теперь попробуй исполнить в своей пьесе восьмые именно таким образом. Учащийся исполняет Упражнение № 1 О.Питерсона со смещением акцента на слабую восьмую (при этом восьмые остаются засвингованными). – Помимо триольной пульсации для свинга характерно смещение в метре сильных и слабых долей. Какие доли в академической музыке являются сильными? Ответ учащегося (1-ая и 3-ья). – Правильно. А вот для свинга характерно выделение в метре слабых долей: 2-й и 4-ой. Это создаёт ощущение внутреннего движения музыки. Давай попробуем прочувствовать этот метр. Мы прослушаем песню в джазовом стиле “Мама, папа, я и джаз”, которую исполняет И. Отиева. Задание будет следующее:
Смена задания будет происходить по моей команде. Учащийся выполняет задание, преподаватель помогает ему при необходимости. – Ещё одним важным ритмическим элементом в свинге является синкопа. Что же такое синкопа? Ответ учащегося (опережение доли). – Правильно. Как правило, в джазе синкопа всегда акцентируется. Критерии:
|
|
4. | Закреплению изученного материала. | Цель (которую хочет достичь
преподаватель): отработка и закрепление пройденного материала. Цель (которая должна быть достигнута обучающимся): применить полученные знания на примере исполняемого произведения. – А теперь всё, о чём мы говорили выше, попробуй применить в джазовом произведении, которое ты разобрал на прошлом уроке. Учащийся исполняет пьесу И.Бойко “Качели” [4]. Преподаватель по ходу корректирует исполнение, если возникают ошибки. Если учащийся “ухватил” ощущение триольности и смещения в мелодии акцентов на слабую долю, можно усложнить задание, добавив метроном (отстукивает 2-ую и 4-ую доли). – Итак, сегодня на уроке закончили разбирать основные черты джазовой ритмики.
Ответ учащегося.
Учащийся находит и указывает синкопы. Критерии:
|
5. | Задание на дом. | Цель (которую хочет достичь
преподаватель): закрепление навыков, полученных на уроке. Цель (которая должна быть достигнута обучающимся): уметь применить полученные знания на практике. – Для того чтобы развивалось чувство ритмической свободы, играй “Упражнение№1” О.Питерсона и пьесу Е.Бойко “Качели” дома под метроном со свинговой пульсацией. Не забывай про акценты. – Послушай произведение О.Питерсона “Place Saint Henri”, хлопай 2-ю и 4-ю доли такта и двигайся под музыку. |
Список литературы
- Бойко И. Джазовые акварели для фортепиано./Под ред. Э.Бабасяна. – М.: “Музыка”, 2003.
- Бриль И. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано: Учебное пособие. – М., 2003.
- Кунин Э. Секреты ритмики в джазе, рок-, поп-музыке. – ООО “Синкопа”, 2001.
- Питерсон О. Джаз для юных пианистов. Комментарии Д.Крамера – М.:
- Файн Г. Искусство джазовой импровизации. Для музыкантов и преподавателей музыки. – Самара, 1999.
- Статья с сайта Алексея Устинова “Как научиться импровизировать? Легко!” http://virartech.ru