Класс: 3.
Цели: систематизировать знания обучающихся о правилах поведения в природе; закрепить умение решать математические задачи экологического характера разных видов; познакомить обучающихся с некоторыми приметами погоды; формирование орфографической зоркости при работе с текстом; научить обучающихся изготавливать бумажный пакет с использованием элементов техники оригами; познакомить обучающихся с терминами “карикатура”, “экскременты” (“фекалии”); развитие умения работать в парах; развитие умения решать проблемные ситуации; развитие творческих способностей обучающихся; развитие у обучающихся чувства ответственности за своё здоровье и здоровье других людей; воспитание у обучающихся бережного отношения к природе.
Оборудование: запрещающие экологические знаки; текст сочинения “Отдых в лесу” для индивидуальной работы; тексты математических задач для индивидуальной работы; фонограмма песни “Пусть всегда будет солнце”; листы бумаги формата А-4 для каждого обучающегося; клей-карандаш.
Ход урока
Учитель: О чём мы сегодня будем говорить догадаетесь при прослушивании стихотворения и добавив слово в его конце.
Ученик:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг … (природа ).
Учитель: Да, ребята, мы сегодня поговорим о природе, о том, как человек к ней относится и как должен относится и почему. 2013 год – Год охраны окружающей среды. И сегодняшний урок будет посвящён этой проблеме.
Начать наш разговор предлагаю с разбора сочинения одного ученика о том, как он с одноклассниками ходил в лес. Предлагаю работать в парах. Перед вами листы с текстом этого сочинения. Вы его читаете, обсуждаете, всё ли вам в нём понравилось. Если что-то не так, можно делать пометки, исправлять ошибки.
(В сочинении экологические и орфографические ошибки.)
Сочинение “Отдых в лесу”.
Висёлой громкой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дарожка привела нас к берёзовой роще.
Привал. Быстра наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чяй, перекусили и пошли дальше. Перед уходом петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Всё равно микробы их разрушат”. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гниздо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. Сонце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лисной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам паказать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали “муравьиные” палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели дабежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошёл день.
Учитель: Посмотрите, на доске рисунки. Как можно их назвать? (Запрещающие экологические знаки.)
Учитель: Можно ли к данному сочинению подобрать из этих знаков какие-либо? Какие?
(Дети называют нарушенные ребятами в сочинении правила поведения в природе и показывают, выходя к доске, соответствующий знак.)
Учитель: Какой из знаков на доске отличается от других?
(Дети должны выбрать знак-карикатуру.)
Чем он отличается от остальных знаков? (Смешное изображение.)
Кто знает, как называются такие изображения-рисунки, высмеивающие недостатки людей? (Карикатура.)
(Слово “карикатура” записывается на доске.)
Я бы ещё хотела поговорить с вами о знаках, связанных с птицами. Вы выбрали знак, который говорит о том, что нельзя брать в руки яйца птиц. А какие ещё охранные знаки птиц можно было нарисовать?
(Дети высказывают свои предположения, учитель показывает эти знаки.) <Рисунок 2>
Учитель: Я хочу продолжить разговор о птицах и предлагаю вам решить математические задачи. Посмотрите, перед вами на партах тексты задач. Поработайте в парах, обсудите их решение. Решение задач запишите под текстом.
(Проверка: один ученик записывает ответы на доске, остальные проверяют, если есть ошибки, провести разбор задач.)
Задачи:
1. За лето кукушка съедает 270 кг мохнатых гусениц, очень ядовитых для других птиц. Сколько кг таких гусениц съедят за лето 3 кукушки?
2. Маленькая птичка мухоловка-пеструшка каждый день поедает по 300 мух и комаров. Сколько съест она мух за 3 дня?
3. За 5 дней скворчата из одного гнезда съедают 790 майских жуков и 160 их личинок, 25 жуков-щелкунов и 12 их личинок. Сколько всего насекомых съедают скворчата за 5 дней?
4. Стриж кормит птенцов 20 раз в день и приносит за день 400 насекомых. Сколько насекомых приносит стриж за 1 раз?
Учитель: Какой вывод можно сделать из решённых вами задач? (Дети высказывают своё мнение.)
Да, птицы очень важны в природе, уничтожают вредителей леса. Мы с вами участвовали в акции “Покормите птиц зимой!” – делали кормушки.
Птицы являются санитарами. Так, например, птицы истребляют множество мух, а есть птицы даже носящие название мухоловок. Обычный спутник человека – серая мухоловка – своё гнездо устраивает поблизости от помоек, мусорных баков, где она сама и её потомство обеспечены кормом – мухами. Мухи – разносчики различных желудочно-кишечных заболеваний. Вороны, сороки кормятся отбросами на помойках и свалках. Все эти птицы выполняют роль санитаров.
Физкультминутка.
Учитель: А сейчас я вам предлагаю отдохнуть, а заодно узнать некоторые природные приметы.
4 обучающихся выходят к доске читают стихотворения и показывают движения, остальные выполняют.
Ученик 1:
Угадать легко погоду,
Если любите природу,
Знаете её секреты
Под названием –
Приметы.
У природы точный свой
Есть барометр живой.
Если низко над водою
Стелется туман с утра, (Наклонились, руками машем влево-вправо.)
Не берите плащ с собой,
Будет днём стоять жара.
Если же туман над лесом
Белым держится навесом, (Руки подняли вверх, машем влево-вправо.)
Это верная примета:
Будет дождик лить с обеда.
Ученик 2:
Радуга крутой дугой
Изогнулась над рекой, – (Руки подняли вверх, сомкнули их полукругом.)
Значит, завтра – вот прекрасно! –
Будет солнечно и ясно.
Ученик 3:
Комарики
Там и тут
Суетятся, мак толкут – (Передвигаем на месте ногами, поворачиваемся вокруг себя.)
Завтра – время для похода –
Будет тёплая погода.
Ученик 4:
Ветра нет,
А лес дрожа,
Всё шуршит
Шу-шу! Ша-ша-а! (Кистями рук помахали, покачали туловищем влево-вправо.)
Ты прогулку отложи
Да под крышу поспеши:
Точная примета –
Дождик рядом где-то.
Учитель: Я вам предлагаю подумать ещё над одним знаком. Учитель показывает знак. <Рисунок 3>
Как вы думаете, что может обозначать этот знак? (Дети высказывают свои предположения.)
Какая проблема возникает, когда мы выгуливаем собак? (Они ходят в туалет на улице, где ходят люди, играют дети, от них распространяется всякая зараза.)
Вы все знаете слова, которые мы говорим, когда кошка или собака сходила в туалет. Вам эти слова нравятся? (Нет, они грубые.) Воспитанный человек никогда не скажет их. Но говорить об этом приходится. Как же тогда быть? Оказывается , есть литературные слова, которые можно использовать говоря о собаках. Это такие слова: экскременты, фекалии. (Слова записываются на доске.) Вы можете использовать эти слова в своей речи.
Фекалии – продукты жизнедеятельности животных. Они главный источник распространения бактерий в городе. У собак 82 вида глистов. 32 из них паразитируют у человека.
Поднимите руки у кого есть собаки. Как вы решаете эту проблему? А что вы знаете о том, как в мире решается эта проблема или не решается вообще? (Ответы детей.)
В Америке принято убирать за своими питомцами. Там принят “Закон о фекалиях”, который предусматривает уборку владельца собаки за ней. Иначе – штраф. Владельцев собак обязывают предоставлять органам власти образец ДНК своего питомца. Если фекалии этой собаки обнаружат вблизи жилья – владельцу штраф.
Один американский изобретатель воплотил в жизнь проект механизма, согласно которому отходы собачьей жизнедеятельности можно использовать для освещения парка.
В Санкт-Петербурге придумали, как применить собачьи экскременты “ с пользой для дела”. Биологические отходы решили использовать в качестве удобрений. Принимать их будут в специальных пунктах. При этом за сданные фекалии хозяева могут получить вознаграждение – деньги или корм для своей собаки. Оказалось, что собачьи удобрения очень ценные.
Не так давно в Москве решили установить “автоматы чистоты”. Идея такая: в местах выгула собак нужно поставить металлический ящик. Кидаешь туда 5 рублей и получаешь бумажный пакет с картонным совочком. Собака в туалет сходила, а ты за ней убираешь. Первый такой “автомат чистоты” установили в Москве в парке 850-летия Москвы. Но большинство собачников выгуливают питомцев не в парках, а во дворах домов.
Давайте подумаем, как можно решить эту проблему самим в пределах своей семьи. (Убирать за своей собакой.)
Как можно убирать за своей собакой, ведь у нас в городе нет “автоматов чистоты” с пакетами? (Можно пакеты делать самим.)
Мы сейчас с вами научимся делать пакеты из бумаги для ухода за своей собакой. (На партах у детей листы бумаги формата А-4. Учитель поэтапно показывает изготовление пакета.< Рисунок 4>
1. Лист формата А-4 кладём перед собой горизонтально и погибаем правый край примерно на 2 см.
2. Отогнутый край намазываем клеем-карандашом и складываем лист пополам, так, чтобы правый край совпал с наклеенной частью.
3. С нижнего края пакета, там где будет дно, сгибаем бумагу так, как показано на фото.
4. Загнутую таким образом часть теперь нужно аккуратно раскрыть (см. фото). Обратите внимание на фрагменты, выделенные красными окружностями на фото.
5. Оформляем дно пакета. Обратите внимание на фрагменты, выделенные красными окружностями.
6. Один из отогнутых краёв дна намазываем клеем и накладываем на другую отогнутую часть дна – формируем дно.
7. Заклеив дно нашего пакета, приступаем к боковым частям пакета. Делаем сгиб по отмеченной красной линии на фото так, чтобы совместить две красные точки. И повторяем это с другой стороны пакета аналогично. Эти сгибы нужно аккуратно расправить и потом согнуть их в другую сторону, чтобы потом легче было оформить пакет.
8. Теперь нужно пакет распрямить и вогнуть боковушки внутрь пакета. Пакет готов.
Учитель: Но есть проблема: где взять совок или его можно чем-то заменить? Чем? (Салфеткой.)
Но покупать всё время бумагу для изготовления пакета это очень затратно, неэкономично. Чем можно заменить ксероксную бумагу? (Ненужными газетами.)
Как можно решить проблему ухода за собаками в пределах своего подъезда, ведь у нас не у одних собака и людям некогда делать эти пакеты. (В подъезде проживает много детей, которых можно научить изготовлять такие пакеты. Можно эти пакеты класть в почтовые ящики тем, у кого есть собаки. Будет очень удобно: выводит человек свою собаку на улицу, достаёт из почтового ящика пакет и использует его для ухода за своей собакой. Газеты можно брать у соседей (по договорённости). Сейчас очень много рекламных газет, которые попросту выбрасываются.) Эту проблему можно решить на уровне своего дома, улицы и тогда наши дворы станут чище. Важно только захотеть это сделать.
Учитель: А сейчас мы с вами в конце урока, как итог, споём “Гимн природе”.
“Гимн природе” (на мотив песни “Пусть всегда будет солнце”).
1. Шар наш земной, где родились,
Где море, где горы и степи
Будем беречь, будем стеречь
И охранять будем вечно.
Припев:
Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть в тайге будут звери,
А у дома – цветы!
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить.2. Стой, человек, остановись,
Не разрушай мир прекрасный.
Лес охраняй, птиц береги,
Не разоряй гнёзд напрасно.
Припев.3. Против стрельбы, против беды
Встанем за нашу планету.
Звери навек, счастье навек,
Так повелел человек!
Припев.