Цель: приобретение необходимых навыков по использованию панели инструментов программы Paint.
Задачи:
- Дать учащимся представление о широких возможностях стандартной программы, научить передавать графическими средствами объёмные предметы.
- Использовать новые средства выразительности в работе над объёмным предметом.
- Воспитывать умение смело и творчески подходить к обычным предметам.
- Укреплять межпредметные связи(информатика, изобразительное искусство).
Оборудование: персональные компьютеры с операционной системой Windows Professional, образец педагогического рисунка, схема работы над рисунком, презентация “Рисуем объёмный шар”.
Новые слова: светотень, рефлекс, тональность, блик.
Ход урока
Организационный момент. (Включение ПК, открывание программы Paint.) Проверка готовности к уроку, проверка присутствующих.
Повторение:
- панель инструментов, функция клавиши Shift, изменение палитры,
- что изображено на рисунке,
- за счёт каких средств передаётся объём шара,
- какую роль играет тень,
- нравится ли вам изображение.
Объяснение:
- Контур шара, с любой точки, виден в виде круга.
- Сложность выявления формы шара при помощи светотени.
- Определение соотношения тональности контура шара и фона.
- Блик на освещённой части шара и рефлекс в затенённой части.
- Падающая тень удаляясь кажется размытой.
Шар относится к телам вращения, поверхность которого образуется вращением окружности вокруг оси (диаметра). Он имеет абсолютно симметричную форму, все точки лежащие на поверхности шара находятся на равном удалении от центра. Конструктивное построение шара в перспективе не представляет никакой сложности. С какой бы точки мы не посмотрели на шар, мы видим его контур в виде круга. Значительно сложнее выявить форму шара светотенью так, что бы он казался объёмным. И сложность эта связана с множеством светотеневых колебаний (градаций светотени) на его поверхности по сравнению с другими телами. Рисуя конус и цилиндр мы наблюдали на их поверхностях плавный переход от света к тени, но происходило это, в большей степени, только в направлении их образующих. В шаре светотеневой переход наблюдается во всех направлениях и в этом основная сложность. Вторая сложность при передаче формы шара светотенью возникает в процессе определения соотношения тональности контура шара и фона. Контур шара на фоне вокруг него должен быть нарисован мягко, убедительно и отличаться от фона должен не контурной линией, а тональностью.
Демонстрация учебной презентации “Рисуем объёмный шар”.
Рисунок шара необходимо начинать с размещения общего пятна рисунка на листе бумаги с тем, что бы оно не казалось ни слишком большим, ни слишком маленьким. Рисовать круг проще в квадрате, это мы уже усвоили. Вписав в квадрат окружность, и удалив лишние линии, мы получаем плоское изображение круга, из которого нам нужно сделать объёмное изображение шара. Определяем направление света, падающего на шар. Если мысленно через центр шара провести плоскость перпендикулярную лучу света, то плоскость разделит шар на условно освещённую и затенённую части. А контур шара, лежащий в этой плоскости, мы будем видеть в виде овала. Здесь, на линии овала и будет располагаться самая глубокая тень на поверхности шара.
Практическая работа:
- Если прищурить глаза и посмотреть на освещённую часть шара, мы увидим самое светлое пятно, которое называют “блик”, это точки на поверхности шара расположенные перпендикулярно лучу света.
- Отражённые от горизонтальной поверхности лучи света создают “рефлекс” в затенённой части шара. Это мы уже наблюдали, когда рисовали цилиндр.
- Остаётся ещё определить падающую от шара тень и передать всё это в рисунке. Светотень должна очень мягко переходить от самого светлого пятна "блика" до самого тёмного пятна в собственной тени шара.
- Не забудьте про “рефлекс” и обратите внимание, что падающая тень не однородна, удаляясь, она кажется более размытой.
- А ещё нужно очень тонко отделить шар от фона и не контурной линией, а светотенью.
Рис. 1
На предыдущих уроках мы научились пользоваться инструментами эллипс + Shift, карандаш, кисть. В ходе разбора учебной презентации вы уже осознали принцип работы над компьютерным рисунком. Сейчас вам предстоит своими руками при помощи виртуальных средств нарисовать объёмную геометрическую фигуру.
См. Приложение 1. (Презентация.)
В конце урока подписываем работы, сохраняем их в папке “9 класс”, присваиваем файлам атрибут Только чтение; вывешиваем работы для общего обсуждения.
Итог урока:
Посмотрите, какие разные получились работы. Наглядно виден стиль каждого автора. У одних учеников преобладает графичность, у других прослеживается тяга к живописи. Все работы достойны уважения, а перед вами лежат бескрайние просторы компьютерной графики. Довольны ли вы плодами своего труда? (Ученики отвечают на вопрос.)