Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Разделы: Преподавание в начальной школе.

Цель урока. Создать условия для формирования новых знаний.

Задачи урока: Формирование знаний отличительных признаков простого и сложного предложений. Формирование умений различать простое и сложное предложения, разделять запятой части сложного предложения. Совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения. Формировать умения определять тему и цели урока. Воспитывать интерес к предмету, создать атмосферу радости совместного труда; воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.

Оборудование: Учебник II часть (стр. 150–152, 156);
рабочие тетради;
экран;
проектор;
компьютер;
презентация (этапы урока, алгоритмы).

Тип урока. Урок усвоения новых знаний.

Форма урока. Урок – презентация.

Возраст учащихся. 9 лет.

Программное обеспечение. Учебная, учебно-методическая литература, ИКТ.

Дидактический материал. Презентация на компьютере, карточки для работы в группах.

Наглядные пособия. Презентация.

Межпредметные связи. (Литературное чтение, окружающий мир, психология, история.)

План урока.

  1. Орг. момент.
  2. Минутка чистописания.
  3. Словарная работа.
  4. Орфографическая минутка.(разбор предложения).
  5. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.
  6. Физкультминутка.
  7. Открытие новых знаний.
  8. Закрепление изученного.
  9. Д/з.
  10. Рефлексия.

Ход урока

Организационный момент.

Доброе утро, мои дорогие мальчики и девочки. Я вижу ваши глаза. А глаза -это зеркало души. И неважно, какого они цвета: голубые, зеленые, карие. Но в них видны заинтересованность, ожидание, вопрос, а у некоторых – тревога. Посмотрите на слайд и отметьте тот кружок, с цветом которого совпадает ваше настроение.

Откройте тетради и запишите число. (Слайд 1)

Девиз урока: “Знаешь– говори, не знаешь– слушай.”

– Чему будет посвящен наш урок?(Открытию нового знания.)

I. Минутка чистописания. (Слайд 2)

Послушайте и скажите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания?

В этой букве нет угла,
От того она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.

Показ образца на компьютере.

ОООООоОоо

В Волгограде на Аллее Героев горит Вечный огонь.

II. Словарная работа. (Отгадывание ребусов, запись слов, выделение орфограмм.) Корова, коньки, ворона, сорока, мороз.

III. Актуализация опорных знаний.

– Что такое предложение? (Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.)

– Ставит ли говорящий перед собой цель, когда произносит предложение? (Да.)

– Люди могут о чем-то спросить, сообщить, рассказать, попросить.

– Как называются предложения, которые произносят с целью что-то сообщить, с целью что-то спросить, с целью что-то попросить или посоветовать. (Повествовательное, вопросительное, побудительное.)

– Назовите виды предложений по интонации. (Восклицательное и невосклицательное.)

– Откройте учебник на стр.150 и прочитайте название раздела.

ПРОСТЫЕ и СЛОЖНЫЕ предложения. (Слайд)

– Какой вопрос возникает? (Что такое простое предложение, что такое сложное предложение, по какому признаку предложения делятся на простые и сложные.) (Слайд)

– Сформулируйте тему урока.

Прочитайте предложения и найдите грамматическую основу.

Прозвенел звонок с урока.

Ребята выбежали на перемену.

Началась весёлая игра.

Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену.

Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену, началась весёлая игра.

Чем похожи предложении и в чём их отличие?

Какие из этих предложений простые, а какие сложные?

Почему запятая? (Запятые разделяют части сложного предложения.)

По какому признаку предложения делятся на простые и сложные, (по количеству грамматических основ.)

Учебник на стр. 151 Прочитайте правило. Какое открытие сделали?

IV. Физминутка. (Слайд)

Рассматривание образцов схем простого и сложного предложения. (Слайд)

V. Работа с учебником.

Упражнение в составлении схем предложений.

Откройте учебник на стр. 152 Упр. 439.

VI. Закрепление пройденного.

Игра: “Найди свою пару”. (работа в парах)

Даны простые предложения. Необходимо найти грамматическую основу каждого предложения. Составить из простых предложений сложное и записать его в тетрадь.

УП. Самостоятельная работа. Упр. № 440.

VIII. Итог урока.

Что такое простое предложение? Что такое сложное предложение?

Почему предложения называют сложными? (Простые предложения сложили, соединили, получилось сложное.)

IX. Рефлексия.

1. Урок полезен, все понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
З. Еще придется потрудиться.
4. Да, трудно все-таки учиться!

Приложение: презентация к уроку.