Разделы: Преподавание в начальной школе.
Цель урока. Создать условия для формирования новых знаний.
Задачи урока: Формирование знаний отличительных признаков простого и сложного предложений. Формирование умений различать простое и сложное предложения, разделять запятой части сложного предложения. Совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения. Формировать умения определять тему и цели урока. Воспитывать интерес к предмету, создать атмосферу радости совместного труда; воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.
Оборудование: Учебник II часть (стр. 150–152, 156);
рабочие тетради;
экран;
проектор;
компьютер;
презентация (этапы урока, алгоритмы).
Тип урока. Урок усвоения новых знаний.
Форма урока. Урок – презентация.
Возраст учащихся. 9 лет.
Программное обеспечение. Учебная, учебно-методическая литература, ИКТ.
Дидактический материал. Презентация на компьютере, карточки для работы в группах.
Наглядные пособия. Презентация.
Межпредметные связи. (Литературное чтение, окружающий мир, психология, история.)
План урока.
- Орг. момент.
- Минутка чистописания.
- Словарная работа.
- Орфографическая минутка.(разбор предложения).
- Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.
- Физкультминутка.
- Открытие новых знаний.
- Закрепление изученного.
- Д/з.
- Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент.
Доброе утро, мои дорогие мальчики и девочки. Я вижу ваши глаза. А глаза -это зеркало души. И неважно, какого они цвета: голубые, зеленые, карие. Но в них видны заинтересованность, ожидание, вопрос, а у некоторых – тревога. Посмотрите на слайд и отметьте тот кружок, с цветом которого совпадает ваше настроение.
Откройте тетради и запишите число. (Слайд 1)
Девиз урока: “Знаешь– говори, не знаешь– слушай.”
– Чему будет посвящен наш урок?(Открытию нового знания.)
I. Минутка чистописания. (Слайд 2)
Послушайте и скажите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания?
В этой букве нет угла,
От того она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Показ образца на компьютере.
ОООООоОоо
В Волгограде на Аллее Героев горит Вечный огонь.
II. Словарная работа. (Отгадывание ребусов, запись слов, выделение орфограмм.) Корова, коньки, ворона, сорока, мороз.
III. Актуализация опорных знаний.
– Что такое предложение? (Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.)
– Ставит ли говорящий перед собой цель, когда произносит предложение? (Да.)
– Люди могут о чем-то спросить, сообщить, рассказать, попросить.
– Как называются предложения, которые произносят с целью что-то сообщить, с целью что-то спросить, с целью что-то попросить или посоветовать. (Повествовательное, вопросительное, побудительное.)
– Назовите виды предложений по интонации. (Восклицательное и невосклицательное.)
– Откройте учебник на стр.150 и прочитайте название раздела.
ПРОСТЫЕ и СЛОЖНЫЕ предложения. (Слайд)
– Какой вопрос возникает? (Что такое простое предложение, что такое сложное предложение, по какому признаку предложения делятся на простые и сложные.) (Слайд)
– Сформулируйте тему урока.
Прочитайте предложения и найдите грамматическую основу.
Прозвенел звонок с урока.
Ребята выбежали на перемену.
Началась весёлая игра.
Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену.
Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену, началась весёлая игра.
Чем похожи предложении и в чём их отличие?
Какие из этих предложений простые, а какие сложные?
Почему запятая? (Запятые разделяют части сложного предложения.)
По какому признаку предложения делятся на простые и сложные, (по количеству грамматических основ.)
Учебник на стр. 151 Прочитайте правило. Какое открытие сделали?
IV. Физминутка. (Слайд)
Рассматривание образцов схем простого и сложного предложения. (Слайд)
V. Работа с учебником.
Упражнение в составлении схем предложений.
Откройте учебник на стр. 152 Упр. 439.
VI. Закрепление пройденного.
Игра: “Найди свою пару”. (работа в парах)
Даны простые предложения. Необходимо найти грамматическую основу каждого предложения. Составить из простых предложений сложное и записать его в тетрадь.
УП. Самостоятельная работа. Упр. № 440.
VIII. Итог урока.
Что такое простое предложение? Что такое сложное предложение?
Почему предложения называют сложными? (Простые предложения сложили, соединили, получилось сложное.)
IX. Рефлексия.
1. Урок полезен, все понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
З. Еще придется потрудиться.
4. Да, трудно все-таки учиться!
Приложение: презентация к уроку.