Кладовая педагогического мастерства классного руководителя

Разделы: Классное руководство


Хочу начать свое выступление словами немецкого педагога и политика Фридриха Адольфа Дистервега: “Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель . Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании”. Я работаю учителем в Лицее № 10 почти 17 лет. 16 лет – я классный руководитель. И для меня это самая значимая составляющая учительской работы. Я осуществила выпуск двух классов и сейчас – классный руководитель 10 “А” класса. Я уверена, что классный руководитель – это центральное лицо воспитательного процесса особенно сейчас в период значительных социальных, политических и экономических преобразований в нашей стране, когда воспитание гражданина и патриота важно для развития и процветания нашей страны. В связи с этим целью моей воспитательной программы является создание такого воспитательного пространства, где осуществляется взаимодействие всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей, для формирования конкурентно-способной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению, к защите интересов своей Родины.

Для осуществления этих целей мною в начале каждого учебного года вырабатывается воспитательная программа, приоритетным направлением которой является гражданско-патриотическое воспитание подростков. К основным понятиям в формировании высоко нравственного и активного гражданина-патриота своей страны я отношу любовь и ответственность: любовь к близким, своей стране, своему городу, школе, друзьям; ответственность за близких и друзей, за страну, город, школу и в будущем ответственность за все, чем будет заниматься человек. Гражданско-патриотическое воспитания моих воспитанников осуществляется по нескольким направлениям: интеллектуальное развитие, культурно-нравственное воспитание, формирование духовных ценностей, формирование культуры нравственной, эстетической и этической, экологическое воспитание, формирование принципов здорового образа жизни, профессиональная ориентация, социальная адаптация. Рассказать обо всех направлениях в рамках одного семиминутного выступления невозможно. Поэтому остановлюсь на тех формах и технологиях воспитательной программы, которые могу назвать особенно интересными и считаю кладовой своего педагогического опыта в работе классным руководителем.

Для меня, как учителя и классного наставника, основное – это воспитать молодого человека с активной жизненной позицией, обладающего интеллектуальным и нравственным потенциалом, умеющим организовать себя в современных условиях, человеком глубоко преданным своей Родине, не забывающем об истории и истоках своей страны, своего родного края своей семьи. “С чего начинается Родина…”, мы все знаем с семьи. И наши дети еще в начальной школе рисуют генеалогическое древо, по которому изучают корни своей семьи. Мои воспитанники охотно продолжают изучать историю семьи, организуя классные часы, где они рассказывают о своих родственниках, о традициях, памятных событиях в семьях. Вот один пример – это сочинения Блохиной Дарьи “Мой прадедушка”, которое она написала 2 года назад, и которое затем было опубликовано в Химкинской газете: “…Как-то я решила исследовать старые бумаги в шкафу в деревне, где жил мой прадедушка, о котором мне много рассказывали родители. Мое внимание привлек пожелтевший от времени листок. Расплывчатыми чернилами на нем было написано: любимой правнучке от дедушки Саши. Я начала с интересом читать этот листок и слезы наворачивались на глаза. Дедушка рассказывал о войне, о событиях своей жизни, о людях, окружавших его, о тех кого он потерял во время войны… Этот листок сейчас хранится у нас дома. Это одна из самых ценных бумаг. Я счастлива, что дедушка оставил нам такую память”.

Ежегодно дети организуют праздничные мероприятия ко Дню матери, оформляют газеты, выступают с рассказами о своих мамах, о матерях-героинях, участвуют в школьном концерте для мам и бабушек. Готовят открытки и цветы, на сэкономленных от завтраков деньги, чтобы поздравить мам и бабушек дома. Я уверена, что это трепетное отношение к семье и близким, сформированное в школьные годы, останется в них на всю жизнь.

Важное значение для патриотического воспитания и формирования гражданской позиции подростка имеет знание и сохранение истории своего родного города. Химки – город с богатым прошлым и значительным настоящим. Мои воспитанники с большой любовью относятся к родному краю, с большим вниманием изучают историю города и района. В прошлом году мы приняли решение разработать проект “Достопримечательности города Химки”. Учащимися моего класса была проведена большая исследовательская краеведческая работа и составлены доклады о местах исторического прошлого и настоящего родного города. В дальнейшем на основе этих проектов была составлена анкета для учащихся других классов “Семь чудес города Химки”. По итогам изучения ответов этой анкеты оказалось, что большинством учащихся к семи чудесам Химок можно отнести: церковь Владимирской иконы божьей матери в Куркине, церковь Петра и Павла мемориалы “Ежи” и “Вечный огонь”, стадион “Арена-Химки”, парк Марии Рубцовой, мост через канал им. Москвы – первый железобетонный одно арочный мост в нашей стране. Один из классных часов “Познаю свой край” был организован в форме работы по составлению кроссвордов о Химках, его памятных местах. Затем эти кроссворды были предложены учащимся других классов Лицея . Я уверена, что эта работа ребят способствовала, во-первых, ознакомлению с историей города, сформировала бережное отношение к родному краю и гордость за свою Малую Родину, во-вторых, побуждала детей проявлять творческую инициативу и гражданскую активность.

Изучение родного края и страны осуществляется через организацию походов и экскурсий, знакомство детей с традициями православной культуры, истоками русской культуры, литературы, искусства. Сейчас, когда размытость понятий “Родина”, “патриотизм”, “долг”, “честь” вносят свой негативный вклад в морально-психологическое состояние школьников знание традиций, обычаев, культуры своего народа необходимо для формирования духовно-нравственных норм и гражданского осмысления у молодого поколения. В прошлом году в преддверии столь ставшего популярным Дня святого Валентина, который никакого отношения не имеет к православной культуре, мои воспитанники провели классный час о российских святых любви и верности Петре и Февронье. Ежегодно в нашем Лицее отмечаются проводы зимы и празднование Масленицы. В прошлом году мы с ребятами своими силами организовали праздничные колядки, пройдя в нарядных костюмах с песнями, плясками, стихами, поздравлениями, шутками и загадками, блинами и сладкими угощениями по всей школе. Учащиеся всего класса принимали активное участие в подготовке этого праздника: одни шили костюмы, другие пекли блины, третьи подбирали и разучивали песни, стихи, изучали обычаи и традиционные пляски и обряды. Эта акция способствовала не только знакомству с одним из примеров русской культуры, но и побудило подростков к дальнейшему проявлению своих творческих способностей.

В октябре этого года состоялась экскурсия в Троице-Сергиеву Лавру в честь юбилей Сергия Радонежского. Ребята с большим интересом слушали лекцию, достойно вели себя, осознавая, что находятся в святом месте, где многие века создавалась и вершилась история нашей страны. Каждая экскурсия сопровождается фотосъемкой, что помогает сохранить в памяти детей все увиденное и услышанное на многие годы с помощью постоянно оформляемого фотоальбома класса. Классные фотоальбомы – это летопись классной истории. Это любимое увлечение всех моих воспитанников и особенно выпускников, когда они приходят в гости в школу. Сколько эмоций и воспоминаний связано с фотографиями в альбоме!

Следующей важной и значимой формой работы по патриотическому воспитанию подростков является их активное участие в работе школьного музея и участие в классных и школьных мероприятиях, посвященных памяти героев Великой Отечественной войны и памяти героев-интернационалистов. Ребята охотно и с большой гордостью проводят уроки мужества и экскурсии в музее для учащихся Лицея. Организуют встречи с ветеранами и героями войны, труда, воинами-интернационалистами. Собирают, систематизируют и оформляют экспозиционные материал и документы. С некоторыми ветеранами, например Смирновой Зоей Павловной, воспитанников уже связывают дружеские отношения, что позволяет посещать их не только в дни праздников и юбилеев, но и просто навещать ветеранов, чтобы рассказать им о своей жизни и узнать о проблемах ветеранов и оказать необходимую помощь. В прошлом году в День матери силами учащихся моего класса был организован День памяти матери Смирновой Зои Павловны, которая руководила Брестским подпольем в годы Великой Отечественной войны. Зоя Павловна предоставила ребятам интересный документальный материал о своей матери, который учащиеся использовали в своей презентации, организовали концерт. Все это вызвало у Зои Павловны слезы благодарности за внимание детей, а ребята узнали много нового и полезного о жизни героев Великой Отечественной войны, проживающих в нашем городе.

В прошлом году мои воспитанники приняли участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы, которые проводились в парке Л.Толстого на главной аллее. Учащийся класса Самойлов Антон представил импровизированную экскурсию по улицам города Химки, названным в честь героев Великой Отечественной войны, Валяева Мария и Кара Ирина представили стендовую экспозицию экспонатов музея Лицея “Химки в период Великой Отечественной войны”. После этого участники танцевального ансамбля Лицея исполнили танцы времен войны с приглашением ветеранов на танец.

В этом году учащиеся моего класса с большим энтузиазмом готовятся к юбилею своей любимой школы. В феврале школе № 10–40 лет. Ребята изучают и готовят материал, фотографии, отображающие всю историю и настоящее родной школы. Намечены встречи с учителями, которые преподавали в школе много лет назад. Подбирается материал для открытого классного часа “40 лет родной школе”.

Другим приоритетным направлением своей деятельности в качестве классного руководителя считаю деятельность, направленную на рост социальной инициативности, самостоятельности и чувства ответственности, развитие лидерских качеств у учащихся, развитие и совершенствование системы ученического самоуправления. Для меня удачным является тот факт, что детей, классным руководителем которых я становлюсь в 5 классе, я узнаю еще в начальной школе, обучая их английскому языку. Поэтому к 5 классу у меня уже складывается достаточно полное представление о детях, о тех нравственных и моральных принципах, которые в них сформированы к этому этапу, об их организаторских, лидерских качествах, об их жизненной позиции, о классном коллективе в целом. Поэтому на первом классном собрании выборы лидеров класса, а это всегда девочка и мальчик, проходят путем общего голосования, но при моем аккуратном управлении ситуацией выбора. Так как выбор старост детьми этого возраста осуществляется зачастую под воздействием их личных симпатий и не всегда отвечает истинным целям, с которыми избираются лидеры класса. Да иногда и подростки в этом возрасте настолько не уверены в себе, что сами не в состоянии еще разглядеть и понять свои потенциальные способности. И на этом этапе я считаю очень важным помочь детям разобраться в себе, направить их по пути самоопределения, изучения себя и своих способностей, научиться самоанализу и раскрытию своих творческих и организаторских способностей. Без обязанностей не остается ни один учащийся: в классе работают учебная, трудовая, дисциплинарная, творческая группы и редакционная коллегия. Самоуправление – это прежде всего способ самовыражения, самодеятельности, самоопределения, самосовершенствования. Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Если первоначально моя роль – это роль наставника и учителя, то уже с 8 класса, как показывает мой опыт – это роль советчика, консультанта и взрослого товарища. Работа по самоуправлению в классе – это хорошо продуманная и спланированная работа, одобренная с коллективом класса и организованная во многом самими старостами, когда я выступаю в роли советчика и консультанта. С коллективом класса у меня хорошие доверительные отношения, поэтому я всегда в курсе всех проблем, событий и неординарных ситуаций. Аккуратно курируя решение проблем и вопросов, я предоставляю воспитанникам самим осуществлять анализ ситуаций и искать пути выхода из них, что способствует формированию у них ответственности за свои поступки, помогает их самоутверждению, стимулирует инициативу, демократическую культуру и формирует умение действовать в интересах не только своей личности, но и общества (класса, школы). С гордостью хочу отметить, что все воспитанные мною старосты – это высоко нравственные, очень ответственные люди, с активной жизненной позицией, с высокими гражданскими и патриотическими взглядами, люди , готовые прийти на помощь близким, одноклассникам, учителям, ответственные и трудолюбивые, умеющие организовать работу коллектива, сплотить коллектив на основе общих принципов и взглядов. Старосты первого выпуска – сотрудник управления экономической безопасности Москвы и области и сотрудник областной Прокуратуры, старосты второго выпуска – окончили вузы и стали работниками бизнеса и психологом. В настоящее время старостами класса являются Валяева Мария – отлично обучающаяся по всем предметам с 1 класса, участница и призер олимпиад, член управляющего совета школы. И Самойлов Антон , который одновременно является председателем совета старшеклассников Лицея, инициатором школы старост в Лицее, председателем школьного музея, активным помощником школьного библиотекаря. Оба воспитанника ведут портфолио старосты класса, начиная с 5 класса, которое отражает не только их учебные, но, в первую очередь, творческие и коммуникативные достижения. Портфолио позволяет Маше и Антону проследить индивидуальный прогресс, осознать свои сильные и слабые стороны. Предоставленная учащемуся ответственность и самостоятельность должны обеспечиваться развитием таких ключевых умений, как самостоятельно целеполагание, самоанализ, самоконтроль, развитие которых происходит в процессе сбора информации о себе, в процессе осмысления своих достижений и формирования личного отношения к полученным результатам.

Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. В этом учебном году я вместе с Валяевой Марией и Самойловым Антоном подала заявку на участие в конкурсе “Портфолио учащегося” в номинации “Помощь учителю – портфолио старосты класса”, который проводит Педагогический Университет “1 Сентября”. Хочу отметить, что Портфолио старосты класса –
Это пока первый и единственный прецедент, представленный в электронных версиях и конкурсе. Мы очень надеемся, что наш опыт и пример будет интересен как классным руководителям, так и лидерам других классных коллективов.

Безусловно вся вышеперечисленная работа невозможна без поддержки и активного участия родительского коллектива класса. За годы моей работы с коллективами родителей классов сложились тесные доброжелательные деловые отношения в атмосфере сотрудничество, взаимопонимания и взаимной поддержки в основе полного доверия и уважения друг к другу. Родители – участники и вдохновители всех наших дел с ребятами.

Таким образом, можно сделать вывод, что воспитательная работа в классе дает стабильные положительные результаты:

– 95% выпускников закончили или получают высшее образование, некоторые получают второе высшее, хорошо устроились в государственных структурах и структурах бизнеса,
– в нынешнем 10 “А” классе ежегодно двое учащихся обучаются на “отлично”, 15–17 из 23 обучаются без троек. Все учащиеся мотивированы на качественное обучение, постоянное интеллектуальное развитие, участвуют в учебной и общественной жизни класса и Лицея, занимают активную жизненную позицию, добросовестно выполняют поручения и общественную работу, воспитанники моего класса всегда – организаторы и участники всех мероприятий, проводимых в Лицее, в мероприятиях районного характера. Многие награждены грамотами Лицея за организацию и участие в поисково-краеведческой работе, за учебные, творческие и другие достижения,
– растет уровень правового образования учащихся; ребята организуют открытые классные часы, презентации и открытые мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, профилактике правонарушений, по изучению государственной символике, законов Российской Федерации,
– созданы все условия для становления человека, мотивированного на успех, ведущего здоровый образ жизни, обладающий высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства. Анкетирование, проведенное в прошлом году школьным психологом на базе трех бывших 9 классов, показало, что учащиеся моего 9 “А” класса активны и уверены в профессиональном выборе, 80% определились с выбором перспектив, уверены в своем будущем, занимают активную жизненную позицию, мотивированы на успех, умеют и готовы преодолевать трудности, обладают чувством самосохранения и не способны на неадекватные рискованные поступки. У них высокий уровень социального оптимизма и уверенности в своем будущем и будущем своей страны. Большинство согласно с жизненной позицией: “Если не я, то кто?”

Презентация.