Цель: показать особенности СПП с придаточными следствия, общие черты и смысловые различия этого вида придаточных предложений.
Задачи.
- Углубить у учащихся знания о сложноподчиненных предложениях с придаточным следствия.
- Формирование умений определять типы придаточных предложений.
- Развивать связную речь, прививать любовь к русскому языку и к жизни.
Оборудование: учебник, тетради, презентация, тесты.
Тип урока: комбинированный.
Методические приемы: выполнение упражнений, синтаксический разбор предложений, творческая работа.
Межпредметная связь: литература, самопознание.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и с таким настроением проведём наш урок. Мне хочется, чтобы вы были внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.
1) Мотивация
Счастье нематериально: это состояние души. Конечно, счастье разными людьми понимается по-разному. Кто-то находит его в семье, кто-то идёт в монастырь, чтобы всю жизнь посвятить служению Богу: для монаха это является счастьем. Кто-то не имеет семьи, но находит счастье в труде на пользу людям, в том, что его работа приносит радость другим. У кого-то, может быть, вообще ничего нет, но он всё равно счастлив. Рад тому, что на улице хорошая погода и у него в данный момент ничего не болит. Разные бывают люди. Случается, что человеку даётся всё: здоровье, материальный достаток, хорошая семья, казалось бы: живи и радуйся, а он все равно несчастлив, не ценит все это и все время чем-то недоволен. Итак, счастье не очень-то зависит от материальных условий жизни, оно находится внутри самого человека, в его собственной душе.
2) Задание. Определите типы придаточных предложений.
- Счастье нематериально, потому что это состояние души.
- Случается, что человеку даётся всё.
- Кто-то идёт в монастырь, чтобы всю жизнь посвятить служению Богу.
- Кто-то находит счастье в том, что его работа приносит радость другим.
- Кто-то рад тому, что на улице хорошая погода.
- Счастлив тот человек, который находит счастье в семье.
- Человек счастлив тогда, когда у него ничего не болит.
- Кто-то все равно несчастлив, так как все время чем-то недоволен.
II. Повторение
1) “Восстановление слепой схемы”
2) Вопросы
- Что называется предложением?
- Чем сложные предложения отличаются от простых? (В простых предложениях- одна грамматическая основа, в сложных две и больше).
- В зависимости от наличия или отсутствия союзов на какие две группы делятся сложные предложения? (Союзные, бессоюзные).
- Какими бывают союзные предложения? (Сложносочинённые и сложноподчинённые).
- Как отличить ССП от СПП? /Части сложносочинённого предложения равноправны, сложноподчинённого неравноправны - одна часть (придаточная) зависит от другой(главной)/.
- Назовите 3 основных вида придаточных предложений. (Определительные, изъяснительные, обстоятельственные).
- Как определить вид придаточного предложения? (По вопросу определения, дополнения, обстоятельства).
- На какие вопросы отвечает определительное придаточное? Изъяснительное? Обстоятельственное?
- Где могут стоять придаточные?
- Расскажите о знаках препинания в СПП.
III. Проверка домашнего задания
Упр. 271.
IV. Сообщение темы и цели
- Какие типы придаточных обстоятельственных мы с вами уже знаем? (Места, времени, причины, цели)
- Сегодня мы будем говорить о придаточных следствия.
- Запишите тему урока.
V. Изучение новой темы
1) Притча “Три представления о счастье”
Жили-были на белом свете три друга, и каждый мечтал о своём счастье. Но счастье представлялось им по-разному. Первый думал, что счастье — это богатство, второму счастьем казался талант, а третий считал, что счастье — семья.
Долго ли, коротко ли, но все они достигли своего счастья. Однако у всего есть конец. Перед смертным часом собрались друзья, чтобы подвести итоги. Первый сказал:
— Богатым я был, а счастья не испытал. Умираю скрягой и человеконенавистником.
Второй сказал:
— Талантливым я был, а счастья не испытал. Ухожу из жизни истерзанный одиночеством.
Третий сказал:
— А я познал, что такое счастье. Ухожу обласканный близкими и оставляю земле самое ценное — новых людей.
2) Объяснение новой темы
На доске:
- Ухожу из жизни обласканный близкими и оставляю на земле самое ценное - новых людей, так что жизнь показалась мне счастливой.
- Снег становился все белее и ярче, так что ломило глаза, глядя на него. (Л. Толстой).
Задание: Определите вид предложения и тип придаточного
http://interneturok.ru/ru/school/russian/9-klass/slozhnopodchinyonnye-
predlozheniya/slozhnopodchinyonnye-predlozheniya-s-pridatochnymi-sledstviyami
Придаточные следствия
1. Вопросы: придаточные следствия отвечают на вопрос что из этого следует?
2. Средства связи: придаточные следствия прикрепляются к главному предложению при помощи союза так что.
3. Место в предложении: придаточные следствия стоят после главного предложения.
Обратите внимание!
1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.
2) Союз так что не может делиться на две части, изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.
Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что.
Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном.
Сложноподчиненные предложения с придаточным причины и придаточным следствия тесно связаны друг с другом, так как в одной части их выражается причина, а в другой – следствие. Если в главном предложении излагается причина, то в придаточном – следствие и наоборот.
Сравните следующие предложения:
1. Дожди совсем размыли дорогу, дальше пришлось идти пешком.
2. Дальше пришлось идти пешком, дожди совсем размыли дорогу.
VI. Закрепление
1) Запись предложений в тетради и на доске и их анализ
- Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли.
- Память у него была баснословная, так что он передавал малейшие детали происшествия. (И. Гончаров)
- Голос у лектора оказался негромок и глуховат, так что Поля не разобрала вступления. (Л. Леонов)
2) Вопросы к классу
- На какой вопрос отвечают придаточные следствия? (Что из этого следует?)
- Как прикрепляются в предложении придаточные следствия? (К главному при помощи союза так что)
- Какое место в предложении занимают? (Стоят после главного предложения)
3) Электронное задание
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fe7744cf-fc93-46ef-a706-
ec05ac6c5bc8/%5BRUS9_215%5D_%5BQS_355%5D.html
4) Творческая работа. Составить СПП с разными видами придаточных на тему счастье.
1 | Определительное | Человека, который…., можно назвать счастливым. |
2 | Изъяснительное | Счастье в том, чтобы…. |
3 | Места | Человек может быть счастлив только там, где…. |
4 | времени | Человек счастлив, когда он…. |
5 | Цели | Чтобы быть счастливым,….. |
6 | Следствия | …., так что я счастливый человек. |
5) Тест
Во все времена люди задумывались над тем, что такое счастье. У каждой эпохи было своё представление о счастье.
В начале 20 века Л.Н.Толстой писал: “Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь”.
А какой человек в вашем понимании счастливый? Какое самое большое счастье в жизни для тебя? (Счастливый человек – это человек, у которого всё в жизни хорошо, все в его семье здоровые, когда во всем царит мир. Счастье – это когда рядом с тобой находятся понимающие и поддерживающие тебя люди)
VII. Подведение итогов
- С какими видами придаточных познакомились?
- На какой вопрос они отвечают?
- Каким союзом прикрепляются к главному?
Рефлексия
- Я оцениваю свою работу на уроке как…
- Я (не)доволен уроком потому что…
VIII. Домашнее задание
§ 21, упр. 281.