Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия

Разделы: Русский язык


Цель: показать особенности СПП с придаточными следствия, общие черты и смысловые различия этого вида придаточных предложений.

Задачи.

  1. Углубить у учащихся знания о сложноподчиненных предложениях с придаточным следствия.
  2. Формирование умений определять типы придаточных предложений.
  3. Развивать связную речь, прививать любовь к русскому языку и к жизни.

Оборудование: учебник, тетради, презентация, тесты.

Тип урока: комбинированный.

Методические приемы: выполнение упражнений, синтаксический разбор предложений, творческая работа.

Межпредметная связь: литература, самопознание.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и с таким настроением проведём наш урок. Мне хочется, чтобы вы были внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.

1) Мотивация

Счастье нематериально: это состояние души. Конечно, счастье разными людьми понимается по-разному. Кто-то находит его в семье, кто-то идёт в монастырь, чтобы всю жизнь посвятить служению Богу: для монаха это является счастьем. Кто-то не имеет семьи, но находит счастье в труде на пользу людям, в том, что его работа приносит радость другим. У кого-то, может быть, вообще ничего нет, но он всё равно счастлив. Рад тому, что на улице хорошая погода и у него в данный момент ничего не болит. Разные бывают люди. Случается, что человеку даётся всё: здоровье, материальный достаток, хорошая семья, казалось бы: живи и радуйся, а он все равно несчастлив, не ценит все это и все время чем-то недоволен. Итак, счастье не очень-то зависит от материальных условий жизни, оно находится внутри самого человека, в его собственной душе.

2) Задание. Определите типы придаточных предложений.

- Счастье нематериально, потому что это состояние души.

- Случается, что человеку даётся всё.

- Кто-то идёт в монастырь, чтобы всю жизнь посвятить служению Богу.

- Кто-то находит счастье в том, что его работа приносит радость другим.

- Кто-то рад тому, что на улице хорошая погода.

- Счастлив тот человек, который находит счастье в семье.

- Человек счастлив тогда, когда у него ничего не болит.

- Кто-то все равно несчастлив, так как все время чем-то недоволен.

II. Повторение

1) “Восстановление слепой схемы”

 

2) Вопросы

- Что называется предложением?

- Чем сложные предложения отличаются от простых? (В простых предложениях- одна грамматическая основа, в сложных две и больше).

- В зависимости от наличия или отсутствия союзов на какие две группы делятся сложные предложения? (Союзные, бессоюзные).

- Какими бывают союзные предложения? (Сложносочинённые и сложноподчинённые).

- Как отличить ССП от СПП? /Части сложносочинённого предложения равноправны, сложноподчинённого неравноправны - одна часть (придаточная) зависит от другой(главной)/.

- Назовите 3 основных вида придаточных предложений. (Определительные, изъяснительные, обстоятельственные).

- Как определить вид придаточного предложения? (По вопросу определения, дополнения, обстоятельства).

- На какие вопросы отвечает определительное придаточное? Изъяснительное? Обстоятельственное?

- Где могут стоять придаточные?

- Расскажите о знаках препинания в СПП.

III. Проверка домашнего задания

Упр. 271.

IV. Сообщение темы и цели

- Какие типы придаточных обстоятельственных мы с вами уже знаем? (Места, времени, причины, цели)

- Сегодня мы будем говорить о придаточных следствия.

- Запишите тему урока.

V. Изучение новой темы

1) Притча “Три представления о счастье”

Жили-были на белом свете три друга, и каждый мечтал о своём счастье. Но счастье представлялось им по-разному. Первый думал, что счастье — это богатство, второму счастьем казался талант, а третий считал, что счастье — семья.

Долго ли, коротко ли, но все они достигли своего счастья. Однако у всего есть конец. Перед смертным часом собрались друзья, чтобы подвести итоги. Первый сказал:

— Богатым я был, а счастья не испытал. Умираю скрягой и человеконенавистником.

Второй сказал:

— Талантливым я был, а счастья не испытал. Ухожу из жизни истерзанный одиночеством.

Третий сказал:

— А я познал, что такое счастье. Ухожу обласканный близкими и оставляю земле самое ценное — новых людей.

2) Объяснение новой темы

На доске:

  1. Ухожу из жизни обласканный близкими и оставляю на земле самое ценное - новых людей, так что жизнь показалась мне счастливой.
  2. Снег становился все белее и ярче, так что ломило глаза, глядя на него. (Л. Толстой).

Задание: Определите вид предложения и тип придаточного

http://interneturok.ru/ru/school/russian/9-klass/slozhnopodchinyonnye-
predlozheniya/slozhnopodchinyonnye-predlozheniya-s-pridatochnymi-sledstviyami

Придаточные следствия

1. Вопросы: придаточные следствия отвечают на вопрос что из этого следует?

2. Средства связи: придаточные следствия прикрепляются к главному предложению при помощи союза так что.

3. Место в предложении: придаточные следствия стоят после главного предложения.

Обратите внимание!

1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.

2) Союз так что не может делиться на две части, изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.

Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что

Он оделся такчто мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном.

Сложноподчиненные предложения с придаточным причины и придаточным следствия тесно связаны друг с другом, так как в одной части их выражается причина, а в другой – следствие. Если в главном предложении излагается причина, то в придаточном – следствие и наоборот.

Сравните следующие предложения:

1. Дожди совсем размыли дорогу,  дальше пришлось идти пешком.

2. Дальше пришлось идти пешком,  дожди совсем размыли дорогу.

VI. Закрепление

1) Запись предложений в тетради и на доске и их анализ

  1. Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли.
  2. Память у него была баснословная, так что он передавал малейшие детали происшествия. (И. Гончаров)
  3. Голос у лектора оказался негромок и глуховат, так что Поля не разобрала вступления. (Л. Леонов)

2) Вопросы к классу

  1. На какой вопрос отвечают придаточные следствия? (Что из этого следует?)
  2. Как прикрепляются в предложении придаточные следствия? (К главному при помощи союза так что)
  3. Какое место в предложении занимают? (Стоят после главного предложения)

3) Электронное задание
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fe7744cf-fc93-46ef-a706-
ec05ac6c5bc8/%5BRUS9_215%5D_%5BQS_355%5D.html

4) Творческая работа. Составить СПП с разными видами придаточных на тему счастье.

1 Определительное Человека, который…., можно назвать счастливым.
2 Изъяснительное Счастье в том, чтобы….
3 Места Человек может быть счастлив только там, где….
4 времени Человек счастлив, когда он….
5 Цели Чтобы быть счастливым,…..
6 Следствия …., так что я счастливый человек.

5) Тест

Во все времена люди задумывались над тем, что такое счастье. У каждой эпохи было своё представление о счастье.

В начале 20 века Л.Н.Толстой писал: “Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь”.

А какой человек в вашем понимании счастливый?  Какое самое большое счастье  в жизни для тебя?  (Счастливый человек – это человек, у которого всё в жизни хорошо, все в его семье здоровые, когда во всем царит мир. Счастье – это когда рядом с тобой находятся понимающие  и поддерживающие тебя люди)

VII. Подведение итогов

  1. С какими видами придаточных познакомились?
  2. На какой вопрос они отвечают?
  3. Каким союзом прикрепляются к главному?

Рефлексия

  1. Я оцениваю свою работу на уроке как…
  2. Я (не)доволен уроком потому что…

VIII. Домашнее задание

§ 21, упр. 281.

Приложение