Внеклассное мероприятие по краеведению

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Игра проводится в рамках предметной недели по истории для учащихся 5-6 классов. При подготовке к игре учащиеся разыскивают материал по соответствующим номинациям. Игру можно проводить с использованием интерактивной доски, в форме викторины или игры “Что? Где? Когда?”.

В состав жюри входят учащиеся и учитель. За каждое задание, команда получает 5-6 баллов, за правильный ответ и по одному баллу за дополнительный ответ. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем. По ходу игры привлекаются зрители, их работа и активность также оцениваются.

Цели игры.

Образовательные

Формирование заинтересованности учащихся к истории и культуре северного края.

Развивающие

Формирование умений анализировать, делать выводы, обобщать исторический материал, сопоставлять факты.

Воспитательные

1. Способствовать укреплению коллектива класса на основе общего дела и сопереживания за команду.

2. Воспитания чувства патриотизма и уважения к историческому прошлому Отечества и родного края.

Ход игры

Вступление. География активного творческого кругозора Степана Григорьевича Писахова поразительно широка — от Новой Земли до Каира. Много впечатлений ему как художнику дали еще юношеские его путешествия в Италии, Франции, Турции и Египте. Но основной темой его и как художника, и как писателя стал родной Север, его образы, его речь. С глубоким лиризмом и чуткостью рассказывает писатель о суровой северной природе, о быте поморов. Сказки С.Г. Писахова уходят своими истоками в поморский фольклор, в живую народную речь, являются миниатюрами с характерным сочетанием мягкого юмора, тонкого лиризма. “Сказки пишу часто с натуры, почти с натуры. Многое помнится, и многое просится в сказку. Долго перечислять, что дало ту или иную сказку” - вспоминает С.Г. Писахов в своей книге “Ледяна колокольня”.

Разминка: Словарик к сказкам Степана Писахова.

Командам предлагается разъяснить следующие понятия: леншшик, лешш, ишшо, тюря, состряпаешь, косье, ужна .

Тур 1. “Край мой Северный”

Учитель: Русский Север, Поморье. Сегодня это Архангельская область. Архангельская область — область на севере Европейской части России. В её состав входит Ненецкий автономный округ.

Образована 23 сентября 1937 года при разделении Северной области РСФСР.

Архангельская область является крупнейшим субъектом Российской Федерации в европейской части России и крупнейшей областью (провинцией) в Европе. Площадь Архангельской области (589 913 км2) сравнима с площадями крупнейших Европейских стран — Украиной (603 700 км2), Францией (547 030 км2) и Испанией (504 782 км2).

Исстари новгородцы и поморы, как называли людей осевших и поселившихся на этих северных землях, занимались рыбным и зверобойным промыслом, земледелием и скотоводством. В поморских селениях столетиями совершенствовался и передавался из поколения в поколение опыт мореходства и промысла на реках Онеге и Северной Двине, в водах сурового Студёного (Белого) моря.

Задание 1. Найди на карте России Архангельскую область. (Приложение 2)

Учитель: Город расположен в устье реки Северная Двина в 40-45 км. от места впадения её в Белое море. Пур-Наволок – мыс, откуда пошел город Архангельск в 1584 году. Сие место обозначено красивым монументом в виде большой морской волны и памятной табличкой. В 1584, который и считается годом основания города, воеводы спешно, “одним годом … поставили город круг Архангельского монастыря” Архангельск был первым крупным русским портом и единственным городом, в котором иностранным торговцам была разрешена закупка товаров, доставленным из внутренних российских регионов. С международной морской торговлей связано интенсивное развитие города в XVII веке.

Задание 2. Рассмотри герб города Архангельска. Что он означает? (Приложение 2. Слайд 3)

Тур 2. “Славные поморы”

Учитель: Сквозь времена протянулась непрерывная и прочная нить, связывающая нас, живущих сегодня, с теми, кто жил много лет назад. Наши предки учились сами, учили детей, занимались промыслами и торговали с дальними странами, сочиняли песни и сказки. Они бережно хранили культуру нашего края. Их вклад в культуру и историю области составляет бесценную копилку славных и доблестных дел.

Задание 1. Запиши имена известных тебе людей, которыми гордится наш край.

Задание 2. Что тебе известно об этих славных поморках. (Приложение 2. Слайд 4, 5)

Тур 3. “Памятные места г. Архангельска

Учитель: Памятные места Архангельска. К числу городских историко-архитектурных памятников Архангельска относятся: Гостиный двор, Таможенный замок, башня и здание биржи, барочная церковь Троицы (XVIII век), деревянные дома конца XIX – начала ХХ века, здание Адмиралтейства на острове Соломбала, экспозиция Архангельского музея деревянного зодчества в 25 километрах к югу от Архангельска. Другие достопримечательности: Архангельский областной краеведческий музей, Государственный Северный морской музей, Музей Авиации Севера.

Задание: Соотнеси названия памятных мест и их названия (Приложение 2. Слайд 6)

4 тур. “Из истории Архангельского Севера”

Задание: О каком историческом месте Архангельской области идет речь?

1. “…Это старейший из северных городов Древней Руси. В истории его еще немало загадок. Загадка таится и в самом названии города. Были и “финские” версии. Финны именовали “каркун-пуоли”, т.е. “овсяная сторона”, или … “медвежья сторона”. Другая версия. Много дней и ночей пробирались новгородцы к месту заветному, где обитала “чудь белоглазая” Началась сеча лютая отступила чудь, в леса ушла. А над полем брани, усеянным трупами не один день кружилось воронье. Так и осталось в народной памяти это место “вороньим полем”. - Первое летописное упоминание …относится к 1380 г. Но более всего город славился своими набивными ситцами, шитым золотом на холсту платками, глиняными игрушками….”.

2. “…На сбережения для потомства отдал… свою саблю князь Пожарский…. Здесь укрывались от рабства беглые,…пережидали время гонений ватаги Степана Разина. Страшным бунтом ответил… на притеснения царей московских, и восемь лет иноки бились мечами на стенах обители с войсками правительства. Сюда шла многоликая Русь не только на поклон святыням, но и для того, чтобы восхититься плодами рук человека, дабы наглядно узреть чудеса, на какие способен русский человек в суровейших условиях, вблизи Полярного круга…”.

3. “Более 400 лет тому назад по указу Ивана Грозного в Устье Двины-реки появился новоустроенный город, чтобы укрепить северные границы государства и создать корабельную пристань…. Сначала город именовался Новыми Холмогорами. Первыми его поселенцами стали холмогорцы. Город как крепость и как место для проживания торгово-ремесленного населения,… был расположен на пятачке Двинской земли, на высоком правобережном Пурнаволоцком мысе… В период царствования Петра 1, …здесь была основана первая государственная судоверфь”.

Тур 5. “Северная роспись”

Задание. Наш край известен всему миру узорами Северной Двины - северной росписью. Рассмотри иллюстрации и укажи названия северных росписей: Пермогорская роспись, Хохломам, Меземнская ромспись, (Приложение 2. Слайд 10)

Тур 6. Командная игра “Найди лишнее”

Задание: тест. (Ответы. Приложение 1)

  1. Термины, которые впервые употреблял М.В. Ломоносов;
  2. 1) градусник; 2) горизонт; 3) квадрат; 4) кислота; 5) радуга.

  3. М. В. Ломоносов был;
  4. 1) физик; 2) химик; 3) астроном; 4) биолог; 5) поэт.

  5. Промысловые судна отца М.В. Ломоносова назывались.
  6. 1) “Святой Архангел Михаил”; 2) “Помор”; 3) “Чайка;

  7. М. В. Ломоносов считал “Вратами своей учености книги”;
  8. 1) грамматику; 2) арифметику; 3) псалтырь; 4) риторику.

  9. Изобретения М. В. Ломоносова;
  10. 1) телескоп; 2) ночезрительная труба; 3) радиоприемник; 4) громоотвод; 5) смальты.

  11. Имена женщин из семьи Ломоносова;
  12. 1) Елена; 2) Екатерина; 3) Ольга; 4) Елизавета.

  13. Звания Ломоносова:
  14. 1) профессор; 2) художник; 3) советник; 4) ученый; 5) адъютант.

  15. Одежда, которую носил Ломоносов:
  16. 1) камзол; 2) кафтан; 3) риза; 4) тулуп; 5) полукафтан.

  17. Города, в которых учился Ломоносов:
  18. 1) Москва; 2) Санкт-Петербург; 3) Марбург; 4) Архангельск; 5) Фрейберг.

Ответы к заданиям – Приложение 1

Презентация к игре – Приложение 2

Список литературы

1. Архангельские былины и исторические песни, т. 1, М., 1904, с. 333—391; Озаровская О.Э. Бабушкины старины, 2 изд., М., 1922; Былины, скоморошины, сказки. Ред., вступ. ст. и примеч. А.А. Морозова, Архангельск, 1950 (библ.).

2. Т.А.Бернштам “Народная культура” Ломоносовская библиотека, М., 2008 г.

3. К.П.Гемп “Сказ о Беломорье”, Словарь поморских изречений М., Наука; Архангельск; Поморский университет, 2004.

4. Ледяна колокольня: Сказки и очерки / Сост. Л.Ю. Шульман. - М.: Сов. Россия, 1992. - 320 с. (Живое русское слово).

5. Николаева Э.Н., Полякова И.Ф и др. “Морянка”, книга для чтения в начальных классах: Архангельск, 2010 г.