Урок истории "Противостояние митрополита Филиппа и царя Ивана Грозного"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)

Загрузить презентацию (5 МБ)


Пояснительная записка.

Представленное занятие является одним из серии уроков по истории России, изучающих отношения светской и духовной власти на протяжении веков. В 10-х классах с профильным изучением истории возможны отдельные уроки, посвященные данной тематике. Однако, опыт проведения таких уроков еще не нашел широкого распространения в публикациях, методических изданиях. Представляется важным разработка методических приемов преподавания уроков, связанных с ролью Православной церкви в истории России, а так же христианских подвижников, просиявших на земле русской. В центре внимания представленного занятия противостояние позиций царя и митрополита Филиппа в 60-е годы правления Ивана Грозного. Каким был митрополит Филипп, осмелившийся дать нелицеприятную нравственную оценку жестокому царю? Чем был его подвиг — эмоциональным порывом или закономерным итогом всей жизни? Что вообще нам известно о его жизни?

Подавляющее большинство наших соотечественников впервые узнали о Филиппе после просмотра фильма “Царь”, где он показан в контексте борьбы с опричниной. Митрополит Филипп оказался самым стойким, самым мужественным и самым ревностным противником опричных затей царя Ивана IV. На уроке также раскрывается подвижническая деятельность о. Филиппа в качестве игумена Соловецкого монастыря. Огромное по масштабам строительство на соловках, титанический труд монахов под его руководством показало пример успешного ведения хозяйства в самых суровых условиях.

Занятие состоит из двух частей. В первой раскрывается роль Филиппа как игумена Соловецкого монастыря, во второй - самоотверженное служение Божьей правде на посту митрополита в темные времена правления Ивана Грозного.

На уроке идет работа над понятием “духовный подвиг”. С этой целью ученикам предлагаются высказывания выдающихся историков: Карамзина, Костомарова, Соловьева Ключевского, а также патриарха Русской Православной Церкви Кирилла. На каждом столе разложены тексты с высказываниями историков и фрагментами из “Жития святителя Филиппа”. В течение урока ученики могут комментировать тексты, что дает возможность многим ребятам занять активную позицию, а также выступать с заранее подготовленными сообщениями (3-4 мин.) и презентациями.

К данному уроку прилагаются две авторских презентации: “Игумен Соловецкого монастыря Святитель Филипп” и “Противостояние митрополита Филиппа и царя Ивана Грозного”. Для усиления эмоционального настроя можно использовать показ фрагментов из фильма “Царь”: “Гнев Царя”, сцена с медведем.

Никто в классе не остается равнодушным. Ученики видят на экране не абстрактного митрополита, а конкретного человека со своей болью за людей, страдающих от палачей, за бессилие против жестокосердия царя.

Не меньший интерес вызывают работы историков по данной теме, поэтому учитель указывает список использованной литературы.

Цели:

  • расширить и углубить знания по истории России середины XVI в. на примере действий и противоречий во взглядах царя Ивана Грозного и митрополита Филиппа;
  • активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность учеников на примере высоконравственного служения народу христианского подвижника Митрополита Филиппа;
  • воспитывать негативное отношение к деспотизму, террору как способу решения политических проблем;
  • формировать навыки работы с фрагментами исторических документов;
  • выяснить сущностное содержание понятия “духовный подвиг”;
  • учить воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы “за” и “против” каждой из них, высказывать своё мнение в ходе дискуссии.

Средства обучения: опережающее задание в виде создания презентаций с использованием дополнительного материала о жизни и деятельности Митрополита Филиппа и опричнине Ивана Грозного.

Оборудование: видеофрагменты из фильма “Царь”, раздаточный материал, компьютер и проектор, презентация №1 “Игумен Соловецкого монастыря”, презентация №2 “Противостояние митрополита Филиппа и царя Ивана Грозного”.

Ход урока

Учитель.

С середины XV в. до конца XVI в. с ростом авторитета и усилением московских правителей набирает силу тенденция умаления независимости духовной власти. На этапе становления и укрепления княжеской власти иерарх русской церкви как бы покровительствовал ей. Прекрасным примером тому является поддержка митрополитом Алексием II определенной политической линии – покровительства растущему единодержавию Москвы. Русские митрополиты до середины 15 века были независимы от власти, так как их кандидатуры присылались или “одобрялись” из Константинополя. Однако, московские князья, достигнув с помощью церкви своей цели, стали тяготиться ее опекой. Из девяти московских иерархов за время правления Василия III и Ивана IV в своем сане умерли лишь трое. Остальных заставили “добровольно” покинуть кафедру или насильственно лишили сана митрополита. По приказу Ивана Грозного был убит Митрополит Филипп.

Проблема: В 1567 г. царь был инициатором выбора на должность митрополита московского игумена Соловецкого монастыря О. Филиппа. Однако судьба митрополита оказалась трагичной.

Что же произошло? Какие причины в действиях о. Филиппа вызвали царский гнев и жестокую расправу над ним?

На экране высвечивается цель работы учащихся на уроке:

Выяснить причины противостояния Ивана Грозного и митрополита Филиппа, дать оценку их действиям, как представителям светской и духовной власти.

Учитель

Резкому осуждению со стороны представителей церкви была подвергнута опричнина. Ее учреждению предшествовал отъезд царя в Александровскую слободу.

- Какой смысл имел отъезд царя в Александровскую слободу?

Работа с документом №1 (Приложение 1)

- На кого в первую очередь “положил свой гнев” царь?

- В чем суть обвинений?

Обобщение ответов учителем.

Право на “опалу”, право казни признавалось за царем всеми. Единственной силой, которая могла ограничить его произвол, взывая к милосердию, была Церковь. Не обличая, не грозя, она, в лице митрополита “печаловалась” за опальных, стараясь смягчать жесткость царской воли. Комедия с отречением от царства была придумана Иваном IV с целью избавления от этой опеки. Так был унижен, оклеветан и изгнан митрополит Герман, пытавшийся убедить царя отказаться от террора и опричнины.

- Что представляло собой новое место пребывания царя – Александровская слобода?

- Какую роль играл в ней царь?

Просмотр презентации №2 (кадры 3-4)

Работа с документом №2 (Приложение 1)

- Как объяснить поведение царя-игумена: с одной стороны мы видим злодеяния, с другой – страстную набожность?

Просмотр презентации №2 (кадры 5-6)

Учитель.

Иван Грозный хотел видеть в Успенском соборе святого пастыря, православного молитвенника, но не судью своей совести. Ему нужна была свобода действий. Он рассчитывал, что игумен Соловецкого монастыря Филипп, подходит на роль такого митрополита.

Учащиеся знакомятся с переходом в монашество о.Филиппа (в миру Федора).

1 вариант. Чтение фрагментов из жития “Святого Филиппа, митрополита Московского” (Автор Г. П.Федотов).

2 вариант Выступление учеников с заранее подготовленными сообщениеями.

На уроке очень важно рассмотреть вопросы:

- Почему молодой боярин Федор покидает родительский дом и уходит в монастырь?

- Что означает “послушание”? Зачем оно ему?

- С какой целью Филипп удаляется из монастыря в лесную пустынь?

- Каким образом он становится игуменом самого авторитетного монастыря?

Работа с документом № 3 (Приложение 1)

- О чем свидетельствует факт, изложенный в документе?

- Как проявил себя о. Филипп в качестве игумена?

1 вариант. Просмотр презентации №1 “Игумен Соловецкого монастыря о.Филипп”

2 вариант. Выступления учеников с заранее подготовленным материалом, презентациями.

В итоге выявляется огромная созидательная деятельность игумена Филиппа в Соловецком монастыре, его высокое духовное пастырское служение, забота о ближнем.

Учитель.

Избрания митрополитов при Грозном проходили решением соборов, однако, зависели от воли царя. Царь рассматривает кандидатуры на кафедру митрополита и останавливается на игумене Филиппе, которого знал с детства и высоко ценил как игумена Соловецкого монастыря. Однако при его избрании был составлен официальный акт, в котором зафиксирован царский гнев и условия Филиппа.

- Почему гневается царь?

- При каком условии Игумен Филипп дает согласие занять митрополию?

Работа с документом № 4 (Приложение 2)

- Протокол был скреплен подписями членов собора и нового митрополита.

Как вы думаете, зачем понадобился столь официальный документ?

Предполагаемый ответ: Царь ограничивал возможности вмешательства митрополита в опричные дела. Можно предположить, что скромный Соловецкий игумен Филипп, воспринимая решение собора как голос русской церкви, согласился стать митрополитом, но при условии восстановления права “печалования”, уничтоженное в 1565 г. И в этой настойчивости мы видим твердое намерение митрополита сдерживать царя в его жестоких поступках.

Просмотр презентации №2 (кадр 7)

Учитель

Отношение Филиппа к иночеству Ивана Грозного было отрицательным. Он считал, что нельзя смешивать земное и небесное, служение кресту и служение мечу. Самозваное иночество Грозного, возмущало святителя. Он видел, как много нераскаянной злобы и ненависти скрывается под черными шлыками опричников. Были среди них и просто убийцы, очерствевшие в безнаказанном кровопролитии, и грабители, закоренелые в грехе и преступлении. История часто делается руками нечестивцев, и как бы ни желал Грозный обелить пред Богом свое черное братство, кровь, пролитая его именем насильниками и изуверами, взывала к небу.

Историк Н.М. Карамзин видел в о.Филиппе “знаменитейшего из героев древней и новой истории”. Вспомним, как дважды монах Филипп отказывался стать игуменом Соловецкого монастыря, считая себя недостойным.

- Понимал ли игумен, что, соглашаясь стать митрополитом в период разгула опричнины, он рискует жизнью?

Работа с документом №5 (Приложение 2)

“Как истинный святой, он был героем смиренным, не искавшим подвига, но и не уклонившимся от него, когда мученическое бремя власти упало на его плечи, привыкшие к иным трудам”. Н.М. Карамзин

- Что имеет в виду историк, говоря о мученическом бремени власти?

Просмотр презентации №2 (кадры 8-11 )

Прекрасной иллюстрацией к уроку служат фрагменты из фильма “Царь”, в котором роль Филиппа сыграл талантливейший актер Олег Янковский. Сцены с травлей медведем, пытками показывают нам тяжелые переживания митрополита.

Просмотр презентации № 2 (кадры 12-16)

Учитель

Попытки остановить злодеяния ни к чему не приводят. Убедившись в бесплодности увещаний, св. Филипп выносит свой спор с царем на всенародный суд, который случился в Успенском соборе. Митрополит отказался благословить Ивана Грозного из-за крови, которую тот проливал. В XVI веке неблагословение имело огромное значение, потому что авторитет царя во многом основывался на авторитете Церкви и веры. Если митрополит не благословлял царя, то это означало, что Церковь не поддерживает царскую власть в деяниях, не соответствующих Божьему закону. Это дорого обошлось святителю — он был унижен, лишен сана и сослан в Отрочь - монастырь в Твери. В монастырском подвале как узник, опальный митрополит прожил несколько лет. В конце-концов, по приказу Ивана Грозного О. Филипп был задушен Малютой Скуратовым.

Демонстрация фрагмента “Гнев царя” из фильма “Царь”

Учитель.

Если рассматривать открытые обличительные речи Филиппа на фоне выступления служителей церкви, поддерживающих царя, недовольных смелыми выступлениями митрополита, то становится очевидным: он был одинок.

- Как вы думаете, почему?

Предполагаемый ответ: Сказалось деморализующее действие террора.

Просмотр презентации № 2 (кадр 14)

Учитель. Царь Иван Васильевич мнил себя защитником веры Христовой, проливая при этом невинную кровь, изводя боярские роды, устраивая публичные казни, получая удовольствие при виде пыток и надругательств. Он не терпел противления своей воли и нравоучений от церковнослужителей. Это были кровавые времена, когда за неугодную правду казнили, бросали в темницы. Святой Филипп стал мучеником за Христову правду, оскорбляемую царем.

Работа с документом № 6 (Приложение 3)

Вопросы для беседы:

  1. В чем заключается подвиг митрополита, по мнению Карамзина?
  2. Чем был его подвиг - эмоциональным порывом или закономерным итогом всей жизни?
  3. В чем суть духовного подвига?

Обычно ребята затрудняются ответить на данный вопрос, не понимая сущности понятия “духовный”. Учитель проводит заключительную беседу, приводя фрагменты высказываний.

Работа с документом № 7 (Приложение 3)

“Подвиг – особое понятие, связанное с духовной деятельностью человека, с возможностью самовольно, сознательно отказаться от себя ради других”. Борис Леонов

- Что руководит человеком, который сознательно готов отказаться от себя ради других?

Это любовь к людям. Тайна человеческой любви – в способности отдавать себя людям. Митрополит Филипп честно исполнил свой долг пастыря, он “Любовью ответил на любовь Христову”. Иисус Христос пришел, чтобы спасти мир, явившись не в силе и власти, не в блеске и человеческом могуществе. Он пришел беззащитным и сказал, что любовью человек спасается. И он показал, что это означает: ради любви взошел на Крест.

Работа с документом № 8 (Приложение 3)

- Как воспринял народ смерть Митрополита, по мнению Владимира Соловьева?

- Что означают понятия “святое дело”, “святитель”?

Митрополит Филипп стал символом подлинно христианского отношения к государственной власти.

Завершается показ презентации №2 (кадры 17-21)

Учитель предлагает ученикам сделать вывод о действиях царя Ивана Грозного и Митрополита Филиппа, представляющих светскую и духовную власть России.

Задание на дом. Подумать над вопросами:

  1. Почему во времена разгула опричнины не было народных выступлений против царя?
  2. В Интернете появились публикации, оправдывающие жестокие меры Ивана Грозного против бояр-заговорщиков и “изменщиков”. Как вы к этому относитесь?
  3. Какой смысл в смелых призывах Митрополита Филиппа, если царь не прекращал казни и пытки? Согласны ли вы с тем, что стояние за правду Христову можно назвать самопожертвованием Митрополита?

СПИСОК Литературы

Электронные ресурсы:

1. Карамзин Н.М История государства Российского. Том 9. Глава 2 , 4

Режим доступа: www.magister.msk.ru/library/history/karamzin/kar09_02.htm

2. Карамзин Н.М. История государства Российского. Том 2. Глава 4

Режим доступа: www.magister.msk.ru/library/history/karamzin/kar02_04.htm

3. Митрополит Волоколамский Илларион “Цель жизни человека – духовное совершенство”

Режим доступа: http://hilarion.ru/2010/12/06/3259

4. Патриарх Кирилл: Духовный подвиг насельников Соловков ...

Режим доступа: www.taday.ru/text/1771774.html

5. Святитель Филипп: строитель Соловецкого монастыря и обличитель Иоанна IV

Режим доступа: http://www.taday.ru/text/207292.html

6.Федотов Г. П. Святой Филипп, митрополит Московский Г.

Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/history/35695.php?PRINT=Y

Книги:

  1. Зимин А.А. “Опричнина Ивана Грозного” М.: Мысль, 1964. 535 с.
  2. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IX. Гл. VII.
  3. Предания веков. - М: Правда, 1988- с.611
  4. Кобрин В. Б. “Иван Грозный” М.: Моск. рабочий, 1989. 175 с.
  5. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Москва.
  6. Из-во "Олма-Пресс", 782 с.: ил. 2004
  7. Скрынников Р.Г. “Иван Грозный” М.: Наука, 1975. 247 с.
  8. Соловьев В.С. “О духовной власти в России” Сочинения, т. 3, с. 231, 234. М.: Наука
  9. Соловьев С.М. О митрополите Филиппе // Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. Т. 1. С древнейших времен до 17 века / сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захарова, И.Е. Уколова. М., 1994. С. 246 – 254.