Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса экспериментированию.
Задачи мастер-класса:
- передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса;
- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников;
- повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;
- формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности каждого участника мастер-класса.
Оборудование: мультимедийный проектор, проекторный экран, приложения: “Почемучка”, “Алгоритм проведения эксперимента”, “Примерная структура эксперимента”, коллаж, схемы проведения опытов № 1, 2; емкости для воды, пресная и соленая вода, подносы, апельсины, кусковой сахар, пищевой краситель, буклеты с методическими рекомендациями.
Для ребёнка нет ничего
естественнее, как развиваться, формироваться,
становиться тем,
что он есть в процессе исследовательской
деятельности.
С.Л. Рубинштейн
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
I. Организационный момент
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
И родителям знания дать –
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
И в солнце, и в дождь,
И в любую погоду
Изучаем мы все … (неживую природу).
- Что относится к неживой природе? (Приложение 1)
II. Вводная часть
- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой”.
- Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника? (Приложение 2)
- На эти вопросы мы постоянно искали ответы. Изучали новые технологии обучения дошкольников, наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Считаем, что одним из таких методов является детское экспериментирование – которое позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
III. Основная часть
- Необходимо определить алгоритм проведения занятий по экспериментированию и структуру эксперимента.
Так как мастер-класс ограничен во времени, предлагаем воспользоваться готовой схемой примерного алгоритма, который представлен на экране. Вам необходимо определить его последовательность. (Приложение 3)
Примерный алгоритм проведения занятия по экспериментированию
1. Предварительная работа (наблюдения, экскурсии, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки)
2. Определение вида занятия (констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
3. Постановка темы занятия
4. Выбор цели, задач (образовательные, развивающие, воспитательные)
5. Подготовка пособий и оборудования
- Сейчас мы поиграем с пазлами и в игре смоделируем структуру эксперимента. (Из магнитных пазлов с изображением объектов неживой природы моделируется планета Земля.)
- Так из камней, песка, почвы, воды, воздуха мы смоделировали нашу планету.
Пожалуйста, прочитайте и обратите внимание на последовательность этапов проведения эксперимента.
Примерная структура эксперимента
- Проблема
- Постановка задачи
- Варианты решения
- План эксперимента
- Выбор оборудования
- Правила безопасности
- Эксперимент
- Вывод
- Связь с жизнью
- Обобщения (Приложение 4)
- Решая задачи в соответствии с федеральными государственными требованиями и следуя алгоритму и структуре эксперимента, формируем у детей целостное представление о мире неживой природы.
- Как вы думаете, рухнет ли Пизанская башня?
Можно ли заставить апельсин опуститься на дно водоёма?
Не ломайте голову, давайте поэкспериментируем!
Опыт 1 (Приложение 5)
- На слайде показана последовательность проведения опыта с апельсином. Выполните этот эксперимент.
1. - Что произошло с апельсином? И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
2. - Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Почему?
3. - Что видите? Почему?
- Сделаем вывод: в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.
Вода растворяет соль. Соленая вода более плотная, поэтому апельсины в ней не тонут.
Опыт 2 (Приложение 6)
1.- Что произошло с сахаром после того, как вы вылили подкрашенную воду в тарелку?
2.- Что случилось с башней, когда сахар полностью пропитался водой?
- Вывод: вода является хорошим растворителем. Вода проникает в сахар и смешивается с ним (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне. Сахар растворяется, башня падает.
IV. Заключительная часть
- При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям! Поэтому заканчиваем описание своего опыта работы словами известного психолога П.П. Блонского: “Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.
Спасибо за внимание.