Реализация идей свободного воспитания на уроках информатики

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Можно только диву даваться, что современные методы обучения еще не полностью удушили жажду исследований. Ведь это нежное маленькое растение, кроме ухода, требует в первую очередь свободы. Без свободы оно вянет и засыхает. Было бы серьезной ошибкой думать, что радость видеть и искать будет уживаться с кнутом в виде принуждения и чувства долга. Напротив, я верую, что даже здорового хищника можно было бы отучить от прожорливости, если с помощью кнута заставлять его непрерывно есть, даже когда он не голоден. Тем более если пищу еще и подбирать соответствующим образом.

Альберт Эйнштейн

Эта работа посвящена важному вопросу: мотивированному, позитивному отношению к обучению. Это невозможно без свободы ученика, внутренней и осознанной свободы выбора направления обучения.

Наверное, каждого учителя волнует вопрос. Что надо сделать, чтобы ребенок полюбил мой предмет? Что надо сделать, чтобы он учился с удовольствием?

Современные средства обучения, методические, технические и информационные приемы открывают широкие возможности учителю заинтересовать и увлечь ученика своим предметом.

Я хочу поделиться собственным опытом.

Итак, уважаемее коллеги, что есть в распоряжении современного учителя.

1. Интерактивная доска.

 Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

  По отзывам преподавателей, использование интерактивной доски повышает мотивацию учеников, положительно сказывается на развитии внимания, зрительной памяти, восприятии и технике чтения. Занятия с использованием интерактивной доски позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать благоприятный климат на различных уроках в школе. 

   Программное обеспечение, идущее в комплекте с интерактивными досками, позволяет создавать учебные пособия на основе богатой коллекции наглядных изображений по всем школьным предметам. Лицензионное соглашение дает возможность установить его на любой школьный компьютер для предварительной подготовки уроков, а вот методическая литература практически отсутствует, и учителя могут получить рекомендации только на сайтах производителей или их официальных представителей. 

Дети с удовольствием работают на уроке с интерактивной доской. Рисуют, пишут, решают задачи. Вот она возможность выбора ученика, учитель ставит проблему – ребенок ее решает с помощью современных технологических средств.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

О возможностях и достоинствах интерактивной доски можно говорить часами, информацию об этом можно в огромном количестве почерпнуть в сети, моя же цель лишь помочь учителю выбрать правильное направление мысли и идей в своей деятельности. Поэтому перейдем к следующему средству, помогающему заинтересовать и увлечь ребенка в образовательный процесс.

2. Виртуальные лаборатории.

Часто слышу от родителей своих учеников: “Когда мы учились в школе, то мы и опыты сами по химии, физике проводили и по биологии в микроскопы листочки рассматривали, а сейчас что…ни реактивов, ни микроскопов в достаточном количестве нет”. Действительно, такая проблема существует в наших школах, как же увлечь химией, когда нельзя наблюдать реакцию, что остается, одни сухие формулы?!

Выход нашли, используют лаборатории, но виртуальные и опыты тоже можно ставить, правда, тоже виртуальные с ненастоящими реактивами. Согласитесь, что порой, это единственный наглядный способ, который может использовать учитель в своей работе.

Я на уроках информатики тоже использую виртуальные лаборатории, например, в изучении темы “Понятие алгоритма. Типы алгоритмов”. Тема непростая и каждый учитель находит для себя свои методы работы с учениками по этой теме. Но наша задача сейчас сделать так, чтобы каждая тема ученику была интересна и увлекательна.

Рисунок 4

Рисунок 5

Каждая лаборатория основана на построении компьютерной модели конструирования алгоритмов решения задач различного типа. Среда создает перед учеником ряд наглядных зрительных образов информационных объектов – исполнителей команд, и погружает его в проблемную ситуацию, определяемую поведением исполнителей.

Программная реализация моделей представляет собой тренажеры, с помощью которых может осуществляться как обучение, так и самостоятельная работа учащихся средствами команд управления исполнителями на основе предложенного в виртуальных лабораториях языка команд исполнителя. В каждой виртуальной лаборатории представлены задачи нескольких типов, ранжированные по уровню сложности.

В результате школьники знакомятся с основными подходами и методами решения логических задач, а также овладевают обобщенными способами разработки классов алгоритмов, умением осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области знания в другую.

3. Видео уроки и презентации.

Давайте вспомним, с помощью какого органа чувств человек получает 90% информации. Да – это зрение! Видео – это еще и динамически сменяющиеся кадры или слайды презентации с эффектами анимации. Все это акцентирует внимание, увлекает, заинтересовывает, а именно это нам как раз и нужно. Значит, мы попали в точку!

В интернете существует огромное количество ресурсов, на которых представлено множество интересных видео уроков. 

В видео уроках доступно излагается материал, вы можете найти и дополнительный материал по интересующей вас теме. 

Если взять видео уроки по информатике, то они оказывают огромную помощь в понимании материала учениками. Например, недавно при изучении темы “Устройства компьютера” мне удалось на просторах интернета найти увлекательнейшей обучающий видеоролик об устройстве компьютера с использованием технологии трехмерной графики. Могу сказать так, за 10 минут просмотра этого динамичного и довольно хорошо информативно содержательного ролика, я не услышала ни одного звука. Мои ученики буквально погрузились в виртуальную 3D реальность.

Сейчас существуют сотни тысяч видео уроков на разные темы. 

Видео обучение считается самым предпочтительным форматом из всех видов обучения.

Другим плюсом видео уроков является, то, что школьники за короткие сроки времени могут самостоятельно готовиться к олимпиадам или хорошо подготовиться к экзамену, то есть видео урок позволяет отвлечься от учебника и воспринимать информацию зрительно, что дает максимальное понимание материала. 

В отличие от фильма презентация может содержать более разнообразные виды информации (картинки, видео, текст, звук, ссылки). При всей простоте создания, презентация – это настоящая находка для учителя при объяснении нового материала, закреплении, промежуточном и итоговом контроле знаний учеников.

4. Проектная и исследовательская деятельность учеников.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Мои ученики очень любят этот вид деятельности. Дать им возможность высказаться, показать себя во всей красе, блеснуть собой и своим интеллектом – это именно то, что им так нравится, надо только это желание направить в нужное русло.

Итак, в какой форме это может быть представлено. Простейший вариант – это доклад, я давно приучила своих учеников, что доклад – это не то, что ты написал и прочитал, а то, что ты выучил и рассказал и обязательно визуально продемонстрировал. Идеальная тема “Стандартные и необычные устройства ввода/вывода информации”. Как цветы раскрываются дети в этой работе, у меня был ученик, который так увлекся этой темой, что выполнил три доклад в виде презентаций, совершенно уникальных по своему содержанию. Как нам приятно, когда ребенок работает с душой, делает домашнее задание не для оценки, а потому, что ему очень интересно. Какое это удовольствие для учителя.

Когда ученик – троечник выходит к доске и начинает с огнем в глазах рассказывать то, что ему так интересно, уверяю, у вас будет много новых открытий после серии таких уроков.

Очевидно, что презентация – это самый распространенный и простой способ проектной деятельности ученика. Но если подходить к презентации не только как к источнику информации, но и оценивать качество выполненной работы, наглядность материала, оформление и т.д., то работа становится действительно серьезной и разносторонне продуманной, а не просто накопление определенного вида информации и распределение ее по слайдам.

Современный учитель, требование к нам возрастают из года в год. Но давайте не будем забывать главное, любить своих учеников, давать им возможность самовыражения, подчеркивать их индивидуальность, уважать их выбор и, одновременно с этим, учить с удовольствием и радостью и для учителя, и для ученика.

Конечно, у каждого учителя в его копилке есть свои методы и наработки, свои ключики к позитивному отношению ребенка к учебе. Давайте ими делиться!