Цель: Развитие речи воспитанников через интеграцию образовательных областей “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация” в процессе организации различных видов детской деятельности.
- Совершенствовать речь детей, строить высказывания, делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
- Развивать у детей навыки построения предложений по схеме.
- Совершенствовать умения детей составлять рассказ по картине.
- Воспитывать у детей социальные и коммуникативные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывая мнения партнёра, а также отстаивать своё мнение.
Словарная работа: капитан, механик, кок, пейзаж, энциклопедия.
Предварительная работа:
- Просмотр презентаций на тему: “Царица-вода”
- Изготовление панно “Кому нужна вода”.
- Чтение сказок познавательного характера, рассказов. “Путешествие капельки”
- рассматривание, чтение “Большой детской энциклопедии дошкольника”, раздел “Наша планета Земля”,
- Игра “Это можно или нет?”
– Я сосульку оближу и снежочком закушу. Дайте дети мне ответ: Это можно или нет?
– Я по тоненькому льду на реку гулять пойду,… Дайте дети мне ответ :Это можно или нет?
– А когда наступит лето, я один уйду купаться. Дайте дети мне ответ: Это можно или нет?
- Проведение опытов, рассматривание агрегатных свойств воды на прогулке (превращение снега в воду, воды в лёд, льда в воду).
- Беседы на темы: “Где можно встретить воду”, “Кому и чему нужна вода”, “Для чего нужна вода”, “Кто живёт в воде”.
Материалы к непосредственной образовательной деятельности:
- ТСО магнитофон, – аудиозапись журчание воды.
- кроссворд с загадками,
- иллюстрации воды в природе,
- конверт с письмом, картинки – пазлы,
- лист со схемами предложений,
- карточки для игры “Превращения слов”, разрезные картинки.
Методы и приемы:
Игровой (путешествие на корабле).
Наглядный (панно “Кому нужна вода”, карточки, символы).
Словесный (рассказ воспитателя, беседа, вопросы поискового характера).
Ход игровой ситуации
Водная часть
1. (Дети сидят в кругу.)
Воспитатель: Сегодня утром на моём столе появились письмо. Что бы это значило? Как вы думаете?
(Ответы детей.)
Давайте прочитаем письмо и выясним в чём дело.
(Воспитатель зачитывает письмо, в котором кроссворд.)
“Дорогие ребята вам пишут жители острова Грамматики. У нас нет ни одной энциклопедии, вы не могли бы нам её привезти. Мы приглашаем вас к нам в гости, но путь к нам долог. Садитесь на корабль Знаний и плывите через море вопросов. Ждём вас с нетерпением!”
Воспитатель: теперь нам надо собрать команду и подготовить корабль к отплытию. Дети распределяются на 3 группы с помощью разноцветных фишек.
2. Дидактическая игра “Угадай кроссворд” развитие логического мышления, активизация словаря.
1. По морю шумно идёт; к берегу придёт – сразу отойдёт.
2. Кругом вода, а пить нельзя.
3. Из-под земли в подарок людям чистой воды оконце.
4. Течёт, течёт – не вытечет , бежит, бежит – не выбежит.
Итак, сегодня мы снова будем говорить о воде, о её значении в нашей жизни. Мы продолжим путешествие по нашей планете под названием Земля.
Основная часть.
3. Рассматривание панно “Кому вода нужна?”
Воспитатель: – Ребята, а почему на глобусе много синего цвета?
Дети: (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки , озёра.)
Воспитатель:
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?
Воспитатель: – Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения
– Почему? (Дети объясняют.)
Воспитатель: – А что вы знаете о воде? Какая она?
– Кому нужна вода?
– Зачем вода нужна растениям?
– А как они её получают?
– Почему животные не могут жить без воды?
– Ребята, а людям нужна вода? (Дети объясняют, делают выводы.)
Воспитатель: Прежде чем отправиться в путешествие, нам надо определить; кто попадёт на корабль Знаний. В этом нам поможет игра
4. Игра “Доскажите словечко”.
1. Чтобы чистым быть всегда, людям всем нужна … (вода).
2. Чаще мойся – воды … (не бойся).
3. Мойте руки перед едой, будете … (здоровы).
4. Чистая вода – для микробов … (беда).
5. Физкультминутка.
К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте).
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе).
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши).
Вот как славно освежились (встряхиваем руками).
Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед).
Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно).
Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте).
Вышли на берег крутой (шагаем на месте).
И отправились домой.
Воспитатель: воду еще называют волшебницей, почему?
(Дети вспоминают, как они делали опыты с водой в центре “Естествознания”.)
(Превращается в сосульку, в снежинку; в воде растворяется соль, сахар, различные краски; поливает землю; снимает усталость.)
6. Дидактическая игра “Собери цепочку из картинок”.
Дети собирают цепочку из картинок и выясняют, к каким морским профессиям относятся эти картинки. Если все картинки собраны, то корабль готов к отплытию. Формулируем профессиональные действия членов экипажа. Капитан управляет кораблём, механик отвечает за исправную работу судна, кок – морской повар.
Воспитатель: мы плывём по морю вопросов. Посмотрите, какие вокруг красивые пейзажи морские. Как вы думаете, есть ли среди этих картинок лишнее? Объясните свой ответ (среди картинок с морским пейзажем может быть изображение зимнего пейзажа).
(Ответы детей.)
Воспитатель: ребята, а вы знаете стихи и загадки о воде?
(Дети читают стихи и загадывают загадки.)
Дети: Волны мчатся в быстром беге. Закипит пучина вод и покатится на берег все затопит, все зальет и кварталы городские превратятся в острова поплывут меж них людские вещи, бочки и дрова. Как называется такое явление? (Наводнение.)
Дети: Чтение стихотворения “Вы, слыхали о воде?”
Вы слыхали о воде?
Говорят она – везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит паром чайника шипит
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить, без нее нам не прожить.
Воспитатель: Мы с вами знаем, что вода может быть – помощница, волшебница и опасная стихия.
Воспитатель: дети посмотрите, что в наши сети попало.
7. Дидактическое задание: “Составить предложение по схемам”.
Вытаскиваем бутылку, в которой находятся схемы предложений, к этим схемам нужно подобрать подходящие предложения.
8. Дидактическое задание: “Измени слово”.
Сетями вытаскиваем слова, которые могут превращаться в другие слова, если в них заменить одну букву.
Слова: речка-ручка, речка-печка, море-горе, коза-роза.
9. Физкультминутка.
Надо, надо нам помыться. Где тут чистая водица?
Кран откроем – ш – ш – ш … Руки моем – с – с – с …
Щечки, шейку мы потрем. И водичкой обольем.
Заключительная часть.
Воспитатель: вот, мы с вами прошли все испытания.
Какое испытание было самое интересное?
Какое испытание было самое сложное?
Молодцы, вы справились со всеми испытаниями замечательно и приплыли в страну Грамматики. Жителям этой страны в подарок мы привезли большую энциклопедию, как они просили (сюрпризный момент), а чтобы вы, ребята, еще долго помни ли об этом путешествии, на память вам капельки (детям вешают талисманы-капельки).