Цель урока: Познакомить учащихся с Первой мировой войной.
Задачи урока:
- закрепить и расширить знания о международной обстановке накануне Первой мировой войны, событиях в Сараево, причинах, характере великой войны;
- определить причины вступления России в Первую мировую войну;
- проследить взаимосвязь между военными операциями Западного и Восточного фронтов;
- продолжить формирование основных умений у учащихся: работать с текстом учебника, анализировать и обобщать фактический материал, устанавливать связь между историческими событиями, делать выводы, работать с исторической картой;
- воспитание негативного отношения к войне как методу решения международных вопросов.
Тип урока: изучение нового материала.
Техническое оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация по теме, карта “Первая мировая война 1914-1915 годов”, карта «Наступление юго-западного фронта 4 июня – 13 августа 1916 года (Брусиловский прорыв)».
Педагогическая технология: ИКТ.
Ход урока
Первая мировая война. (слайд 1)
План урока: (слайд 2)
- Причины войны
- Образование двух военных блоков.
- Повод к войне.
- Война и общество.
- Ход военных действий.
- Итоги и последствия войны.
Если суждено быть войне в Европе, то она начнется из-за какого-нибудь ужасного, несуразного случая на Балканах.
Отто фон Бисмарк.
(слайд 3)
I. Причины войны.
При неравномерности экономического развития капиталистических стран к началу XX века страны «второго эшелона» начинают догонять страны «эшелона второго». (слайд 4)
Страны «первого эшелона» Англия, Франция |
Страны «второго эшелона» Германия, Австро-Венгрия, США, Япония, Италия |
– Старые капиталистические страны. – Большие колониальные владения и, следовательно, рынок сбыта. – Темпы развития капитализма ниже, чем в странах «второго эшелона». |
– Молодые капиталистические страны. – Не успели обзавестись обширными колониальными владениями. – Пользуясь опытом и помощью развитых стран, по темпам развития капитализма значительно опережали последние. |
Колониальные владения стран «первого эшелона» значительно превышали колониальные владения стран «второго эшелона». (слайд 5)
Колониальные владения
Англия | 33,5 млн.кв.км. |
Франция | 10,6 млн.кв.км. |
Германия | 2,9 млн.кв.км. |
США | 0,3 млн.кв.км. |
Япония | 0,3 млн. кв.км. |
– Было ли распределение колониальных владений между ведущими странами мира равномерным? (Ответ: Нет).
Размеры колониальных владений быль столь неравномерны, что становился неизбежным передел мира между капиталистическими державами в борьбе молодых капиталистических стран за свое «место под солнцем». Экономический рост молодых стран тормозился отсутствием рынков сбыта, назревало противоречие между экономическим потенциалом страны и возможностями для дальнейшего развития.
II. Образование двух военных блоков.
Противостоянию крупных держав было положено начало при создании двух военных блоков.
– Вспомните, когда был создан Тройственный союз? (Ответ: 1879-1882). Какие страны в него входили? (Ответ: Германия, Австро-Венгрия, Италия).
– Какой военный блок был создан в противовес Тройственному союзу? (Ответ: Антанта). Какие страны в него входили? (Ответ: Англия, Франция, Россия). В каком году? (Ответ: 1907).
Ученики знакомятся с двумя таблицами. (слайд 6-7).
ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ (1879-1882). Германия, Австро-Венгрия, Италия. |
– Увеличивающийся флот Германии был сильной угрозой английскому, предложение английского адмиралтейства о приостановлении наращивания флота Германия отклонила. – Германия претендовала на французские колонии в Африке. – Германия стремилась к контролю над слабеющей Турцией, послав в нее свою военную миссию – военных консультантов. Это сильно осложняло ее отношения с Россией, опасавшейся за свои южные границы в связи с контролем над черноморскими проливами. |
АНТАНТА (1907) Англия, Франция, Россия. |
– Англия, привыкшая к гегемонии своего флота в Европе, чрезвычайно опасалась растущего военного могущества Германии, и ее островное положение (возможность экономической блокады с моря) делало эти опасения обоснованными.– Франция желала вернуть себе промышленные районы Эльзас и Лотарингию (потеряла в ходе франко-прусской войны 1878-1871 годов).– Захват Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины, планы захвата Сербии, строительство Германией железной дороги Берлин-Багдад наносили сильный урон влиянию России на Балканах. |
Все эти противоречия накаляли обстановку в Европе. Страны готовились к войне, в неизбежности которой не сомневались.
III. Повод к войне.
Балканский полуостров недаром называли «пороховым погребом Европы».
Поводом к войне в 1914 году стал выстрел в Сараево (Босния), оборвавший жизнь наследнику австрийского престола принцу Франц-Фердинанду. (слайд 8) Он прибыл на маневры австрийских войск, устроенных в Боснии и Герцеговине на границе с Сербией, и был убит Гаврило Принципом. Гаврило Принцип был членом антиавстрийской сербской организации «Народна одбрана». (слайд 9).
Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум (слайд 10), в котором потребовала:
- закрыть все антиавстрийские организации;
- прекратить протесты против аннексии Боснии и Герцеговины;
- начать расследование убийства принца;
- допустить к расследованию австрийских чиновников;
- ввести на территорию Сербии ограниченный контингент австрийских войск.
Сербия традиционно обратилась за помощью к России. По совету России Сербия приняла ультиматум, за исключением двух последних пунктов.
– Почему Сербия отказалась выполнять последние два пункта ультиматума? (Ответ: Если бы Сербия выполнила все условия ультиматума, то потеряла бы суверенитет).
Австрия объявила войну Сербии. Россия после артиллерийского обстрела Белграда, начала всеобщую мобилизацию, в ответ Германия потребовала ее прекратить. После отказа России прекратить мобилизацию Германия объявила ей войну.
19 июля (1 августа) 1914 года – объявление Германией войны Россией. (слайд 11).
Далее в войну вступили Англия и Франция, и спустя короткий период в войне уже участвовало 38 государств.
– Почему Англия и Франция вступили в войну? (Ответ: Англия и Франция были союзниками России).
IV. Война и общество.
Начало Первой мировой войны вызвало взрыв патриотических чувств. В крупных городах прошли многолюдные демонстрации по лозунгом «Война до победного конца!» Некоторые из них сопровождались немецкими погромами. (слайд 12).
Из воспоминаний П.Н. Милюкова (слайд 13).
«Как принята была вообще в России война 1914 г.?.. Конечно, в проявлениях энтузиазма – и не только казенного – не было недостатка, в особенности в начале… Рабочие стачки на время прекратились. Не говоря об уличных и публичных демонстрациях… Но в общем набросанная нашим поэтом картина, – в столицах «гремят витии», а в глубине России царит «вековая тишина», – эта картина оставалась верной. В войне 1914г. «вековая тишина» получила распространенную формулу в выражении: «мы-калуцкие», т.е до Калуги Вильгельм не дойдет…» (Милюков П.Н. Воспоминания. Т.1.М.,1990).
– Как была принята в России война 1914 года? (Ответ: Положительно).
Из речи философа И.А. Ильина. (слайд 14)
«… Настоящая война наша с Германией есть война духовно-оборонительная и останется ею даже в том случае, если русские войска войдут в центр Германии и если мир присоединит к России польские и славянские земли».
(Ильин И.А. Духовный смысл войны. СПб., 1915).
– Как философ И.А.Ильин называл войну? (Ответ: духовно-оборонительная).
Из газеты «Русское знамя» (печатного органа Союза русского народа). (слайд 15)
«Нынешние дни надлежит считать временем могучего пробуждения национальной гордости и самосознания русского народа. Немец – это только повод. России пора освободиться от всякой иноземщины».
(Цит. по: Новейшая отечественная история. XX– начало XXI века / под ред. Э.И. Щагина. Кн. 1. М., 2008).
– Газета «Русское знамя» от кого призывало Россию освободить? (Ответ: от иноземщины).
V. Ход военных действий.
В истории Первой Мировой войны можно выделить следующие этапы: (слайд 16)
Этапы войны | Основные события |
кампания 1914 года | Военная кампания не принесла решающего успеха ни одной из сторон. |
кампания 1915 года | Поражение русской армии в военной кампании. Россия потеряла Польшу, часть Прибалтики, Белоруссии и Украины. |
кампания 1916 года | Основные военные действия на Западном фронте.Май-июнь 1916 года – «Брусиловский прорыв» на Юго-Западном фронте против Австро – Венгрии. |
кампания 1917 года | Поражение русских войск в условиях революции. Переговоры большевиков с Германией о мире. |
кампания 1918 года | 3 марта 1918 – Брестский мир.Ноябрь. Поражение Германии и ее союзников от Антанты. |
Ученики работают с исторической картой. (слайд 17-18).
VI. Итоги и последствия войны.
В.В. Путин: «Россия в Первой мировой войне проиграла проигравшей стране». (слайд 19).
3 марта 1918 – Брестский мир. (слайд 20).
Условия:
- Германия оккупировала Польшу, Прибалтику, часть Белоруссии.
- Русская армия покидала Украину, Финляндию.
- Карс и Батум отходили Турции.
- Россия обязалась выплатить контрибуцию – 6 млд. марок.
11 ноября 1918 – Компьенское перемирие. (слайд 21)
Условия:
- Прекращение военных действий.
- Эльзас и Лотарингия передаются Франции.
- Разоружение немецких войск, интернирование флота, конфискация подводных лодок.
- Германия теряла порты и флот на черном море.
- 28 июня 1919 подписан Версальский договор.
Последствия войны для России: (слайд 22).
- Россия потеряла в войне более 4 млн. человек убитыми и ранеными.
- более 2,3 млн. пропали без вести.
- распад империи Романовых.
- экономический кризис в стране.
- политический кризис.
В.И. Ленин назвал войну «лучшим подарком революции». (слайд 23)
Людские потери в ходе боевых действий в Первой мировой войне. (слайд 24).
Страны антигерманского блока | Потери (в тыс. чел.) | Страны германского блока | Потери (в тыс. чел.) |
Россия | 1200 | Германия | 1473 |
Франция | 898 | Австро-Венгрия | 727 |
Великобритания | 485 | Турция | 250 |
Италия | 381 | Болгария | 49 |
Румыния | 152 | ||
Сербия и Черногория | 140 | ||
США | 37 | ||
Бельгия | 32 | ||
Британские доминионы и Индия | 119 | ||
Французские колонии | 48 | ||
Греция | 9 | ||
Португалия | 5 | ||
Япония | 0,3 | ||
ИТОГО: | 3506,3 | ИТОГО: | 2499 |
СПИСКИ ИСТОЧНИКОВ:
- Зайнчковский А.М. Первая мировая война. СПб., 2002.
- Ильин И.А. Духовный смысл войны. СПб., 1915.
- Кудряшов С.А. Август 14-го, июнь 41-го…// Родина, 2004 №9.
- Милюков П.Н. Воспоминания. Т.1.М., 1990.
- Щагин Э.И. Новейшая отечественная история. XX– начало XXI века. Кн. 1. М., 2008.