Первая мировая война

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель урока: Познакомить учащихся с Первой мировой войной.

Задачи урока:

  • закрепить и расширить знания о международной обстановке накануне Первой мировой войны, событиях в Сараево, причинах, характере великой войны;
  • определить причины вступления России в Первую мировую войну;
  • проследить взаимосвязь между военными операциями Западного и Восточного фронтов;
  • продолжить формирование основных умений у учащихся: работать с текстом учебника, анализировать и обобщать фактический материал, устанавливать связь между историческими событиями, делать выводы, работать с исторической картой;
  • воспитание негативного отношения к войне как методу решения международных вопросов.

Тип урока: изучение нового материала.

Техническое оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация по теме, карта “Первая мировая война 1914-1915 годов”, карта «Наступление юго-западного фронта 4 июня – 13 августа 1916 года (Брусиловский прорыв)».

Педагогическая технология: ИКТ.

Ход урока

Первая мировая война. (слайд 1)

План урока: (слайд 2)

  1. Причины войны
  2. Образование двух военных блоков.
  3. Повод к войне.
  4. Война и общество.
  5. Ход военных действий.
  6. Итоги и последствия войны.

Если суждено быть войне в Европе, то она начнется из-за какого-нибудь ужасного, несуразного случая на Балканах.
Отто фон Бисмарк.

(слайд 3)

I. Причины войны.

При неравномерности экономического развития капиталистических стран к началу XX века страны «второго эшелона» начинают догонять страны «эшелона второго». (слайд 4)

Страны «первого эшелона»
Англия, Франция
Страны «второго эшелона»
Германия, Австро-Венгрия, США, Япония, Италия
– Старые капиталистические страны.
– Большие колониальные владения и, следовательно, рынок сбыта.
– Темпы развития капитализма ниже, чем в странах «второго эшелона».
– Молодые капиталистические страны.
– Не успели обзавестись обширными колониальными владениями.
– Пользуясь опытом и помощью развитых стран, по темпам развития капитализма значительно опережали последние.

Колониальные владения стран «первого эшелона» значительно превышали колониальные владения стран «второго эшелона». (слайд 5)

Колониальные владения

Англия 33,5 млн.кв.км.
Франция 10,6 млн.кв.км.
Германия 2,9 млн.кв.км.
США 0,3 млн.кв.км.
Япония 0,3 млн. кв.км.

– Было ли распределение колониальных владений между ведущими странами мира равномерным? (Ответ: Нет).

Размеры колониальных владений быль столь неравномерны, что становился неизбежным передел мира между капиталистическими державами в борьбе молодых капиталистических стран за свое «место под солнцем». Экономический рост молодых стран тормозился отсутствием рынков сбыта, назревало противоречие между экономическим потенциалом страны и возможностями для дальнейшего развития.

II. Образование двух военных блоков.

Противостоянию крупных держав было положено начало при создании двух военных блоков.

– Вспомните, когда был создан Тройственный союз? (Ответ: 1879-1882). Какие страны в него входили? (Ответ: Германия, Австро-Венгрия, Италия).

– Какой военный блок был создан в противовес Тройственному союзу? (Ответ: Антанта). Какие страны в него входили? (Ответ: Англия, Франция, Россия). В каком году? (Ответ: 1907).

Ученики знакомятся с двумя таблицами. (слайд 6-7).

 ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ (1879-1882).
Германия, Австро-Венгрия, Италия.
– Увеличивающийся флот Германии был сильной угрозой английскому, предложение английского адмиралтейства о приостановлении наращивания флота Германия отклонила.
– Германия претендовала на французские колонии в Африке.
– Германия стремилась к контролю над слабеющей Турцией, послав в нее свою военную миссию – военных консультантов. Это сильно осложняло ее отношения с Россией, опасавшейся за свои южные границы в связи с контролем над черноморскими проливами.

 АНТАНТА (1907)
Англия, Франция, Россия.
– Англия, привыкшая к гегемонии своего флота в Европе, чрезвычайно опасалась растущего военного могущества Германии, и ее островное положение (возможность экономической блокады с моря) делало эти опасения обоснованными.– Франция желала вернуть себе промышленные районы Эльзас и Лотарингию (потеряла в ходе франко-прусской войны 1878-1871 годов).– Захват Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины, планы захвата Сербии, строительство Германией железной дороги Берлин-Багдад наносили сильный урон влиянию России на Балканах.

Все эти противоречия накаляли обстановку в Европе. Страны готовились к войне, в неизбежности которой не сомневались.

III. Повод к войне.

Балканский полуостров недаром называли «пороховым погребом Европы».

Поводом к войне в 1914 году стал выстрел в Сараево (Босния), оборвавший жизнь наследнику австрийского престола принцу Франц-Фердинанду. (слайд 8) Он прибыл на маневры австрийских войск, устроенных в Боснии и Герцеговине на границе с Сербией, и был убит Гаврило Принципом. Гаврило Принцип был членом антиавстрийской сербской организации «Народна одбрана». (слайд 9).

Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум (слайд 10), в котором потребовала:

  • закрыть все антиавстрийские организации;
  • прекратить протесты против аннексии Боснии и Герцеговины;
  • начать расследование убийства принца;
  • допустить к расследованию австрийских чиновников;
  • ввести на территорию Сербии ограниченный контингент австрийских войск.

Сербия традиционно обратилась за помощью к России. По совету России Сербия приняла ультиматум, за исключением двух последних пунктов.

– Почему Сербия отказалась выполнять последние два пункта ультиматума? (Ответ: Если бы Сербия выполнила все условия ультиматума, то потеряла бы суверенитет).

Австрия объявила войну Сербии. Россия после артиллерийского обстрела Белграда, начала всеобщую мобилизацию, в ответ Германия потребовала ее прекратить. После отказа России прекратить мобилизацию Германия объявила ей войну.

19 июля (1 августа) 1914 года – объявление Германией войны Россией. (слайд 11).

Далее в войну вступили Англия и Франция, и спустя короткий период в войне уже участвовало 38 государств.

– Почему Англия и Франция вступили в войну? (Ответ: Англия и Франция были союзниками России).

IV. Война и общество.

Начало Первой мировой войны вызвало взрыв патриотических чувств. В крупных городах прошли многолюдные демонстрации по лозунгом «Война до победного конца!» Некоторые из них сопровождались немецкими погромами. (слайд 12).

Из воспоминаний П.Н. Милюкова (слайд 13).

«Как принята была вообще в России война 1914 г.?.. Конечно, в проявлениях энтузиазма – и не только казенного – не было недостатка, в особенности в начале… Рабочие стачки на время прекратились. Не говоря об уличных и публичных демонстрациях… Но в общем набросанная нашим поэтом картина, – в столицах «гремят витии», а в глубине России царит «вековая тишина», – эта картина оставалась верной. В войне 1914г. «вековая тишина» получила распространенную формулу в выражении: «мы-калуцкие», т.е до Калуги Вильгельм не дойдет…» (Милюков П.Н. Воспоминания. Т.1.М.,1990).

– Как была принята в России война 1914 года? (Ответ: Положительно).

Из речи философа И.А. Ильина. (слайд 14)

«… Настоящая война наша с Германией есть война духовно-оборонительная и останется ею даже в том случае, если русские войска войдут в центр Германии и если мир присоединит к России польские и славянские земли».

(Ильин И.А. Духовный смысл войны. СПб., 1915).

– Как философ И.А.Ильин называл войну? (Ответ: духовно-оборонительная).

Из газеты «Русское знамя» (печатного органа Союза русского народа). (слайд 15)

«Нынешние дни надлежит считать временем могучего пробуждения национальной гордости и самосознания русского народа. Немец – это только повод. России пора освободиться от всякой иноземщины».

(Цит. по: Новейшая отечественная история. XX– начало XXI века / под ред. Э.И. Щагина. Кн. 1. М., 2008).

– Газета «Русское знамя» от кого призывало Россию освободить? (Ответ: от иноземщины).

V. Ход военных действий.

В истории Первой Мировой войны можно выделить следующие этапы: (слайд 16)

Этапы войны Основные события
кампания 1914 года Военная кампания не принесла решающего успеха ни одной из сторон.
кампания 1915 года Поражение русской армии в военной кампании. Россия потеряла Польшу, часть Прибалтики, Белоруссии и Украины.
кампания 1916 года Основные военные действия на Западном фронте.Май-июнь 1916 года – «Брусиловский прорыв» на Юго-Западном фронте против Австро – Венгрии.
кампания 1917 года Поражение русских войск в условиях революции. Переговоры большевиков с Германией о мире.
кампания 1918 года 3 марта 1918 – Брестский мир.Ноябрь. Поражение Германии и ее союзников от Антанты.

Ученики работают с исторической картой. (слайд 17-18).

VI. Итоги и последствия войны.

В.В. Путин: «Россия в Первой мировой войне проиграла проигравшей стране». (слайд 19).

3 марта 1918 – Брестский мир. (слайд 20).

Условия:

  • Германия оккупировала Польшу, Прибалтику, часть Белоруссии.
  • Русская армия покидала Украину, Финляндию.
  • Карс и Батум отходили Турции.
  • Россия обязалась выплатить контрибуцию – 6 млд. марок.

11 ноября 1918 – Компьенское перемирие. (слайд 21)

Условия:

  • Прекращение военных действий.
  • Эльзас и Лотарингия передаются Франции.
  • Разоружение немецких войск, интернирование флота, конфискация подводных лодок.
  • Германия теряла порты и флот на черном море.
  • 28 июня 1919 подписан Версальский договор.

Последствия войны для России: (слайд 22).

  • Россия потеряла в войне более 4 млн. человек убитыми и ранеными.
  • более 2,3 млн. пропали без вести.
  • распад империи Романовых.
  • экономический кризис в стране.
  • политический кризис.

В.И. Ленин назвал войну «лучшим подарком революции». (слайд 23)

Людские потери в ходе боевых действий в Первой мировой войне. (слайд 24).

Страны антигерманского блока Потери (в тыс. чел.) Страны германского блока Потери (в тыс. чел.)
Россия 1200 Германия 1473
Франция 898 Австро-Венгрия 727
Великобритания 485 Турция 250
Италия 381 Болгария 49
Румыния 152
Сербия и Черногория 140
США 37
Бельгия 32
Британские доминионы и Индия 119
Французские колонии 48
Греция 9
Португалия 5
Япония 0,3
ИТОГО: 3506,3 ИТОГО: 2499

СПИСКИ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Зайнчковский А.М. Первая мировая война. СПб., 2002.
  2. Ильин И.А. Духовный смысл войны. СПб., 1915.
  3. Кудряшов С.А. Август 14-го, июнь 41-го…// Родина, 2004 №9.
  4. Милюков П.Н. Воспоминания. Т.1.М., 1990.
  5. Щагин Э.И. Новейшая отечественная история. XX– начало XXI века. Кн. 1. М., 2008.