Дети с нарушением зрения имеют недостаточно представлений о предметах окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение.
Изобразительная деятельность имеет огромное значение для всестороннего развития детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности.
При этом, важно сочетать ориентировку на зрение с опорой на слуховую, тактильно-двигательную и другие виды ориентировки. Важная роль отводится речи, как регулятору практических действий ребёнка.
К оценке результатов деятельности следует подходить индивидуально, дифференцированно, с учётом состояния зрения детей, уровня общего и речевого развития.
Цели занятия:
Коррекционно-образовательная:
- расширение знаний детей о народном творчестве.
Коррекционно-развивающие:
- расширение и активизация словарного запаса по теме;
- формирование представлений об основных элементах хохломской росписи;
- развитие внимания, зрительной, слуховой памяти, активизация мыслительной деятельности;
- развитие умения понимать инструкцию и отвечать на вопросы.
Коррекционно-воспитательная:
- развитие эстетического восприятия;
- воспитание усидчивости, стремления к достижению результата.
Оборудование:
- мультимедийная презентация «Золотая Хохлома»;
- набор предметов с росписью «Хохлома»;
- дидактические игры «Составь узор», «Краски Хохломы»;
- дидактический материал (разрезные картинки, заготовки для росписи на каждого ребёнка).
Предварительная работа:
- чтение стихов о хохломской росписи;
- рассматривание посуды с хохломским узором;
- упражнения в рисовании элементов узора – травки, завитков, листьев и ягод;
- упражнения в самостоятельном подборе краски для узора в соответствии с фоном.
Ход занятия
Зал украшен демонстрационным материалом с элементами хохломской росписи.
– Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством. А вот как оно называется, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый золотой!
Красоту такую люди
Называют … («Хохломой»)
На экране появляется первый слайд презентации.
– Совершенно верно, какое странное и весёлое слово «Хохлома». В нём и смех слышится, и восхищённое «ОХ!», и восторженное «АХ!». Давайте скажем все хором … «Хохлома!»
Звучит русская народная музыка.
Выходит ребёнок в костюме коробейника с изделиями из Хохломы:
Кому посуда для кашки-окрошки,
Чудо-блюдо, да чашки, ложки?
– Посмотрите, это коробейник к нам пожаловал. Коробейник – это торговец, продающий товары, мелкие вещи, необходимые в доме. Давайте рассмотрим его товары (самовар, чайник, различные предметы из дерева).
– Присаживайтесь на свои места, я расскажу вам легенду, как появилась хохломская посуда, а вы внимательно слушайте и смотрите.
Слайд 2
Давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил.
Слайд 3
Посуду деревянную вырезал.
Слайд 4
Варил себе кашу пшённую и птицам пшена не забывал насыпать.
Слайд 5
Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он и её угостил.
Слайд 6
Птица-жар задела золотым крылом чашку с кашей и стала чашка золотой… Заиграла миска праздничным золотым светом. А на ней выросла золотая травка, распустился красивый цветок, ягодка клюква поспела.
Слайд 7
– Ребята, скажите, пожалуйста,
- если посуда сделана из дерева, она какая? (деревянная)
- если посуда расписана яркими красками, она какая? (яркая, золотая, расписная)
- если посуду дарят на праздник, она какая? (праздничная, нарядная, красивая)
- если посуда радует, удивляет, восхищает детей и взрослых, она какая? (радостная, удивительная, сказочная)
– Правильно, на самом деле известно, что начало золотой росписи идёт от древних мастеров – живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи и масляная плёнка превращалась в золотистый лак. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить и расписывать.
– А вы, хотите попробовать составить чудо-узор?
Дидактическая игра «Составь узор» (Приложение 1).
– Знаете ли вы, как называется посуда, которая получилась на ваших картинках?
(кувшин, доска, подсвечник, кружка, блюдо, ваза, миска, ложка, горшок, поднос)
– Вы правильно назвали все предметы посуды, но некоторым из вас попалась посуда, название которой вы не знаете. Давайте с ней познакомимся. Внимание, смотрите на экран.
Слайд 8
– Туес или туесок – небольшой берестяной короб с крышкой. Туеса использовали для хранения муки, ягод, грибов, молока, яиц.
Слайд 9
– Ендова – большая открытая посуда для вина, пива, меда с одной или двумя ручками. Иногда ендова изготовлялась в виде ладьи, утки, гуся, петуха, тело которого представлял собой сосуд, а шея и хвост – ручки или рыльца для наливания.
Слайд 10
– Братина – шаровидный сосуд, внешне похож на горшок с крышкой. Использовалась для питья на пирах (крестины, именины и пр.).
– А сейчас вновь задание для вас! Карточки в руки вы возьмите, посмотрите, покажите – основные цвета Хохломы.
Дидактическая «Краски Хохломы»
(детям необходимо выбрать и показать карточки красного, чёрного и золотого цветов)
– Молодцы! Не составит труда показать и вспомогательные цвета!
(карточки с жёлтым и зелёным цветом)
– А теперь покажите, на каких фонах, каким цветом можно рисовать.
(На красном фоне рисуют жёлтым, чёрным, зелёным. На чёрном – красным, жёлтым, зелёным. На жёлтом – чёрным, красным, зелёным).
– Золотая хохлома – яркое, самобытное явление русского народа декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трёхсотлетнюю историю и является частью жизни русского народа, который всегда славился стремлением наблюдать красоту и создавать её.
– А у меня для вас ещё сказка припасена. Слушайте и смотрите.
Слайд 8
Сказка.
Жила-была девочка, которая очень любила рисовать. Как-то мама подарила ей ложечку деревянную. Решила девочка ложечку сделать красивой и нарядной, только вот узор придумать никак не могла.
Слайд 11
Вдруг упал на ложечку солнечный лучик, и стала ложечка золотой. Подмигнул он девочке и побежал по дорожке. Девочке показалось, что солнечный лучик позвал её поиграть, она взяла ложечку и побежала следом за ним.
Слайд 12
Дорожка была не простая, извилистая и на ложечке появилась волнистая линия.
– Как называется, такая волнистая линия? (криуль) Правильно, расскажите про элемент росписи «криуль».
1 ребёнок:
Что такое есть «криуль»,
Линия иль точка?
Линия волнистая –
Знаем это точно.
Слайд 13
А тем временем солнечный лучик весело запрыгал по травке. Глянула девочка на ложечку, а там – «травка» зазеленела.
2 ребёнок:
Травушка-муравушка,
Стелется, ложится,
«Хохлома» травинками,
«Травками» гордится.
Слайд 14
С листика на листик скачет солнечный лучик. Смотрит девочка, а на ложке появился нежный трилистник.
3 ребёнок:
Без листочка нет цветочка,
Ягодки нет тоже,
В «Хохломе» листок особый
На всех не похожий.
Слайд 15
Задорно запрыгал по ягодкам солнечный лучик, и ложка заалела красными плодами:
4 ребёнок:
Росписей на свете много,
Только ягоды в одной.
Там, «смородинки», «рябинки»
Называем – «Хохломой».
И вдруг солнечный лучик пропал. Девочка взглянула на небо. По небу ползла большая туча. Неожиданно брызнули капельки дождя:
Слайд 16
С неба капелька упала
И осталась на листе,
А рисунок получился
В очень капельной красе.
Так волшебный солнечный лучик помог девочке расписать деревянную ложечку.
– Давайте и мы попробуем поучиться народному мастерству, но эта работа требует крепкой руки и зоркого взгляда, усидчивости и желания.
Физкультминутка со зрительной гимнастикой:
А сейчас, а сейчас Всем гимнастика для глаз |
Дети становятся в круг без очков |
Глазки крепко закрываем, Широко их открываем |
Зажмурить глаза Широко открыть глаза |
Все умеем мы моргать И глазами рисовать |
Дети часто моргают глазами |
Ветка влево изогнулась | Вытянуть влево руку, посмотреть на кончики пальцев |
И в колечко завернулась | Рисовать круг рукой и глазами |
Повернулась мило вправо | Посмотреть вправо руку, посмотреть на кончики пальцев |
Получился лист на славу | Рисовать круг рукой и глазами |
Рядом с листиком трёхпалым | Присели на корточки |
Земляника цветом алым | Встали |
Засияла, поднялась | Руки поднять вверх, посмотреть на кончики пальцев |
А трава как бахрома | Руки опустить вниз, пошевелить пальчиками |
Золотая Хохлома | Руки раздвинули в стороны от груди |
Посмотрите!
Вот она! Удивительно бледна,
Мастера скорей за дело,
Украшай посуду смело,
Составляйте так узор,
Чтобы радовал он взор!
Не забудьте про листок, цветок
И красивый лепесток!
Слайд 17
Дети выбирают плоскостные силуэты посуды (Приложение 2), садятся за столы и выполняют работу, индивидуально оречевляя свою деятельность (звучит музыка).
– Ай, да, молодцы! Настоящие умельцы!
Сувениры из России
Славят испокон веков,
Чудо-руки золотые
Славных русских мастеров!
Дети исполняют частушки:
Хохлома, да Хохлома Разукрашу все дома, А потом и улицу, Петуха и курицу! |
Бабка деда до обеда Заставляла рисовать, Ведь в красивую посуду Щи приятней наливать! |
Я вчера такое видел Не расскажешь никому, Сидит заяц на берёзе И рисует Хохлому! |
Надою я молока И налью котёнку, Разрисую Хохломой Милую Бурёнку! |
– Наше занятие подошло к завершению. Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились. Давайте сделаем выставку, пригласим других ребят, воспитателей и родителей, пусть полюбуются, а вы им расскажите о народном чуде «Золотая Хохлома».
Список литературы:
- В. Вишневская Хохлома. Русские художественные промыслы. – Москва: Издательство «Плакат», 1981.
- В. Вишневская Искусство народных художественных промыслов. Комплект цветных открыток.
- С.К. Жигалова. Русская народная живопись. – Москва: Издательство «Просвещение», 1974.
- Е. Субочева. Хохлома. Народные промыслы. – Москва: Издательство «Околица», 1997.
- Л. Яхнин. Веселое слово Хохлома. – Москва: Издательство «Малыш», 1987.