Интегрированное занятие по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством "Золотая хохлома"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Дети с нарушением зрения имеют недостаточно представлений о предметах окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение.

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для всестороннего развития детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности.

При этом, важно сочетать ориентировку на зрение с опорой на слуховую, тактильно-двигательную и другие виды ориентировки. Важная роль отводится речи, как регулятору практических действий ребёнка.

К оценке результатов деятельности следует подходить индивидуально, дифференцированно, с учётом состояния зрения детей, уровня общего и речевого развития.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

  • расширение знаний детей о народном творчестве.

Коррекционно-развивающие:

  • расширение и активизация словарного запаса по теме;
  • формирование представлений об основных элементах хохломской росписи;
  • развитие внимания, зрительной, слуховой памяти, активизация мыслительной деятельности;
  • развитие умения понимать инструкцию и отвечать на вопросы.

Коррекционно-воспитательная:

  • развитие эстетического восприятия;
  • воспитание усидчивости, стремления к достижению результата.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация «Золотая Хохлома»;
  • набор предметов с росписью «Хохлома»;
  • дидактические игры «Составь узор», «Краски Хохломы»;
  • дидактический материал (разрезные картинки, заготовки для росписи на каждого ребёнка).

Предварительная работа:

  • чтение стихов о хохломской росписи;
  • рассматривание посуды с хохломским узором;
  • упражнения в рисовании элементов узора – травки, завитков, листьев и ягод;
  • упражнения в самостоятельном подборе краски для узора в соответствии с фоном.

Ход занятия

Зал украшен демонстрационным материалом с элементами хохломской росписи.

– Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством. А вот как оно называется, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый золотой!
Красоту такую люди
Называют … («Хохломой»)

На экране появляется первый слайд презентации.

– Совершенно верно, какое странное и весёлое слово «Хохлома». В нём и смех слышится, и восхищённое «ОХ!», и восторженное «АХ!». Давайте скажем все хором … «Хохлома!»

Звучит русская народная музыка.

Выходит ребёнок в костюме коробейника с изделиями из Хохломы:

Кому посуда для кашки-окрошки,
Чудо-блюдо, да чашки, ложки?

– Посмотрите, это коробейник к нам пожаловал. Коробейник – это торговец, продающий товары, мелкие вещи, необходимые в доме. Давайте рассмотрим его товары (самовар, чайник, различные предметы из дерева).

– Присаживайтесь на свои места, я расскажу вам легенду, как появилась хохломская посуда, а вы внимательно слушайте и смотрите.

Слайд 2

Давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил.

Слайд 3

Посуду деревянную вырезал.

Слайд 4

Варил себе кашу пшённую и птицам пшена не забывал насыпать.

Слайд 5

Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он и её угостил.

Слайд 6

Птица-жар задела золотым крылом чашку с кашей и стала чашка золотой… Заиграла миска праздничным золотым светом. А на ней выросла золотая травка, распустился красивый цветок, ягодка клюква поспела.

Слайд 7

– Ребята, скажите, пожалуйста,

  • если посуда сделана из дерева, она какая? (деревянная)
  • если посуда расписана яркими красками, она какая? (яркая, золотая, расписная)
  • если посуду дарят на праздник, она какая? (праздничная, нарядная, красивая)
  • если посуда радует, удивляет, восхищает детей и взрослых, она какая? (радостная, удивительная, сказочная)

– Правильно, на самом деле известно, что начало золотой росписи идёт от древних мастеров – живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи и масляная плёнка превращалась в золотистый лак. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить и расписывать.

– А вы, хотите попробовать составить чудо-узор?

Дидактическая игра «Составь узор» (Приложение 1).

– Знаете ли вы, как называется посуда, которая получилась на ваших картинках?

(кувшин, доска, подсвечник, кружка, блюдо, ваза, миска, ложка, горшок, поднос)

– Вы правильно назвали все предметы посуды, но некоторым из вас попалась посуда, название которой вы не знаете. Давайте с ней познакомимся. Внимание, смотрите на экран.

Слайд 8

– Туес или туесок – небольшой берестяной короб с крышкой. Туеса использовали для хранения муки, ягод, грибов, молока, яиц.

Слайд 9

– Ендова – большая открытая посуда для вина, пива, меда с одной или двумя ручками. Иногда ендова изготовлялась в виде ладьи, утки, гуся, петуха, тело которого представлял собой сосуд, а шея и хвост – ручки или рыльца для наливания.

Слайд 10

– Братина – шаровидный сосуд, внешне похож на горшок с крышкой. Использовалась для питья на пирах (крестины, именины и пр.).

– А сейчас вновь задание для вас! Карточки в руки вы возьмите, посмотрите, покажите – основные цвета Хохломы.

Дидактическая «Краски Хохломы»

(детям необходимо выбрать и показать карточки красного, чёрного и золотого цветов)

– Молодцы! Не составит труда показать и вспомогательные цвета!

(карточки с жёлтым и зелёным цветом)

– А теперь покажите, на каких фонах, каким цветом можно рисовать.

(На красном фоне рисуют жёлтым, чёрным, зелёным. На чёрном – красным, жёлтым, зелёным. На жёлтом – чёрным, красным, зелёным).

– Золотая хохлома – яркое, самобытное явление русского народа декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трёхсотлетнюю историю и является частью жизни русского народа, который всегда славился стремлением наблюдать красоту и создавать её.

– А у меня для вас ещё сказка припасена. Слушайте и смотрите.

Слайд 8

Сказка.

Жила-была девочка, которая очень любила рисовать. Как-то мама подарила ей ложечку деревянную. Решила девочка ложечку сделать красивой и нарядной, только вот узор придумать никак не могла.

Слайд 11

Вдруг упал на ложечку солнечный лучик, и стала ложечка золотой. Подмигнул он девочке и побежал по дорожке. Девочке показалось, что солнечный лучик позвал её поиграть, она взяла ложечку и побежала следом за ним.

Слайд 12

Дорожка была не простая, извилистая и на ложечке появилась волнистая линия.

– Как называется, такая волнистая линия? (криуль) Правильно, расскажите про элемент росписи «криуль».

1 ребёнок:

Что такое есть «криуль»,
Линия иль точка?
Линия волнистая –
Знаем это точно.

Слайд 13

А тем временем солнечный лучик весело запрыгал по травке. Глянула девочка на ложечку, а там – «травка» зазеленела.

2 ребёнок:

Травушка-муравушка,
Стелется, ложится,
«Хохлома» травинками,
«Травками» гордится.

Слайд 14

С листика на листик скачет солнечный лучик. Смотрит девочка, а на ложке появился нежный трилистник.

3 ребёнок:

Без листочка нет цветочка,
Ягодки нет тоже,
В «Хохломе» листок особый
На всех не похожий.

Слайд 15

Задорно запрыгал по ягодкам солнечный лучик, и ложка заалела красными плодами:

4 ребёнок:

Росписей на свете много,
Только ягоды в одной.
Там, «смородинки», «рябинки»
Называем – «Хохломой».

И вдруг солнечный лучик пропал. Девочка взглянула на небо. По небу ползла большая туча. Неожиданно брызнули капельки дождя:

Слайд 16

С неба капелька упала
И осталась на листе,
А рисунок получился
В очень капельной красе.

Так волшебный солнечный лучик помог девочке расписать деревянную ложечку.

– Давайте и мы попробуем поучиться народному мастерству, но эта работа требует крепкой руки и зоркого взгляда, усидчивости и желания.

Физкультминутка со зрительной гимнастикой:

А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз
Дети становятся в круг без очков
Глазки крепко закрываем,
Широко их открываем
Зажмурить глаза
Широко открыть глаза
Все умеем мы моргать
И глазами рисовать
Дети часто моргают глазами
Ветка влево изогнулась Вытянуть влево руку, посмотреть на кончики пальцев
И в колечко завернулась Рисовать круг рукой и глазами
Повернулась мило вправо Посмотреть вправо руку, посмотреть на кончики пальцев
Получился лист на славу Рисовать круг рукой и глазами
Рядом с листиком трёхпалым Присели на корточки
Земляника цветом алым Встали
Засияла, поднялась Руки поднять вверх, посмотреть на кончики пальцев
А трава как бахрома Руки опустить вниз, пошевелить пальчиками
Золотая Хохлома Руки раздвинули в стороны от груди

Посмотрите!
Вот она! Удивительно бледна,
Мастера скорей за дело,
Украшай посуду смело,
Составляйте так узор,
Чтобы радовал он взор!
Не забудьте про листок, цветок
И красивый лепесток!

Слайд 17 

Дети выбирают плоскостные силуэты посуды (Приложение 2), садятся за столы и выполняют работу, индивидуально оречевляя свою деятельность (звучит музыка).

– Ай, да, молодцы! Настоящие умельцы!

Сувениры из России
Славят испокон веков,
Чудо-руки золотые
Славных русских мастеров!

Дети исполняют частушки:

Хохлома, да Хохлома
Разукрашу все дома,
А потом и улицу,
Петуха и курицу!
Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать,
Ведь в красивую посуду
Щи приятней наливать!
Я вчера такое видел
Не расскажешь никому,
Сидит заяц на берёзе
И рисует Хохлому!
Надою я молока
И налью котёнку,
Разрисую Хохломой
Милую Бурёнку!

– Наше занятие подошло к завершению. Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились. Давайте сделаем выставку, пригласим других ребят, воспитателей и родителей, пусть полюбуются, а вы им расскажите о народном чуде «Золотая Хохлома».

Список литературы:

  1. В. Вишневская Хохлома. Русские художественные промыслы. – Москва: Издательство «Плакат», 1981.
  2. В. Вишневская Искусство народных художественных промыслов. Комплект цветных открыток.
  3. С.К. Жигалова. Русская народная живопись. – Москва: Издательство «Просвещение», 1974.
  4. Е. Субочева. Хохлома. Народные промыслы. – Москва: Издательство «Околица», 1997.
  5. Л. Яхнин. Веселое слово Хохлома. – Москва: Издательство «Малыш», 1987.