Цель: Создать комфортную эмоциональную, дружескую обстановку для детей с ОВЗ перед поступлением в школу.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные. Дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном мире. Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме “Школа”. Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового и слогового анализа слов, навыков составления и чтения слов. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков в свободной речевой деятельности.
- Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, всех видов восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Воспитательные. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, инициативности, самостоятельности, бережного отношения к предметам, сделанными людьми. Формирование готовности к школе.
Оборудование: Магнитная доска, мольберт, картина “На уроке” из альбома “Мамы всякие нужны”, предметные картинки с изображением школьных принадлежностей, ранцы, книга–самоделка, игрушки, школьные принадлежности, кукла “Растеряшка”, загадки, стихи, звонок, диск с записью песен, компьютер.
Раздаточный материал: игра “Собери слово” для каждого ребенка,
Ход коррекционно-образовательной деятельности
I. Установка на образовательную деятельность.
1. Дети входят под музыку “Маленькая страна” змейкой.
2. Чтение стихотворения детьми.
Тетрадку и резинку,
Учебники, машинку,
Дневник, пенал, линейку
Сложили мы в портфель.И ждем мы с нетерпением,
С тревогой и волнением,
Когда же он наступит,
Наш первый школьный день.Войдем с цветами в школу мы
Под трель звонка веселого.
И жизнь начнется новая,
Мы – школьники теперь!
3. Упражнение “Для чего нужны предметы?”
Логопед предлагает детям игру с картинками.
Л. Что вы видите на картинках?
Д. Школьные принадлежности.
Л. Расскажите, для чего нужны школьные принадлежности, изображенные на картинках?
Д. – Букварь нужен для того, чтобы учиться читать. Резинка нужна для
того, чтобы стирать.
– Ручка нужна для того, чтобы писать. Альбом нужен для того, чтобы рисовать в
нем.
– Ранец нужен для того, чтобы носить в нем школьные принадлежности.
– Дневник нужен для того, чтобы записывать домашнее задание. Карандаш нужен для
того, чтобы рисовать
II. Введение в тему.
1. Беседа по картине “На уроке”.
Загадка:
Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. (Учитель.)
Логопед убирает картинки и помещает на мольберт перед детьми картину “На уроке”.
Л. Кого вы видите на картине?
Д. Мы видим учительницу и первоклассников.
Л. Где они находятся?
Д. Они на уроке в школе.
Л. Что делает учительница?
Д. Учительница стоит у доски и указкой показывает слова, которые дети должны прочитать.
Л. Что делают дети?
Д. Один мальчик стоит у доски. Он сейчас будет читать слова МАМА и МЫ.
Д. Другие дети сидят за партами и читают эти слова в букварях.
Л. Опишите класс, в котором проходит урок.
Д. Класс большой и светлый. На стене висит зеленая доска. У стены стоит шкаф с книгами. Парты и стулья новые, удобные. Рядом с партами на полу стоят ранцы.
Л. Что вы можете сказать од учительнице?
Д. Учительница молодая, красивая и добрая.
Л. Какие ребята?
Д. Ребята – настоящие первоклассники. Все они внимательно слушают свою учительницу. На них красивая форма. Они аккуратно причесаны.
Л. Как вы думаете ребятам нравиться учиться в школе?
Д. Ребятам нравиться ходить и учиться в школе. Они хотят узнать много нового и стать умными.
Ребятам нравиться в школе, потому что там много друзей.
Д. А еще в школе между уроками бывают веселые переменки. Во время переменок можно поиграть и побегать.
Беседа продолжается с целью формирования мотивации к обучению. Затем логопед убирает картину с мольберта.
2. Игра “Собери ранец”.
Загадка:
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Я б такой исполнил танец!..
Но нельзя, я школьный… (Ранец.)
Л. Я предлагаю вам представить себя настоящими первоклассниками. Скоро вы пойдете в школу и будете каждый день собирать свой ранец, вот сегодня у вас будет первая репетиция. Будет две команды, кто первый, без ошибок соберет ранец, тот и победитель.
(На двух столах разложены игрушки и школьные принадлежности. Дети должны брать только предметы для школы.)
3. Игра “Растеряшка”. Сюрпризный момент.
Раздается стук в дверь. Появляется кукла по имени Растеряшка.
Растеряшка всегда все теряет и вечно что-нибудь забывает. Пришла Растеряшка в школу.
Все ребята достали учебники, а у нее нет (чего?)…
Дети открывают тетради, а у Растеряшки нет (чего?)…
У всех в пенале ручка, а у нее нет (чего?)…
Дети достают карандаши, а у нее нет (чего?)…
Как вы думаете, чего еще нет у Растеряшки?
4. Игра “Собери слово”.
Задание выполняется в тетрадях. Логопед предлагает детям проследить, куда ведет ниточка, и расставить буквы по местам. Дети читают, какое слово получилось, и выполняют его звуковой анализ.
5. Пальчиковая гимнастика “В школу”.
В школу осенью пойду.
Там друзей себе найду,
(Дети “шагают” пальчиками по столу.)
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду.
(Грозят указательным пальчиком правой руки.)
6. Сюжетно-ролевая игра “Школа”.
Загадка:
Открыть свою тайну любому готова,
Но ты от нее не услышишь ни слова. (Книга.)
Входит ребенок и приносит книгу, которую сам оформил. Представление и показ книги.
Распределяются роли: Учитель чтения, ученики.
– Звенит звонок – начинается урок.
7. Чтение ребенком книги-самоделки “Синие листья”, после прочтения книга задаются вопросы по тексту.
Вопросы:
Почему Лена попросила у Кати карандаш?
Что ответила Катя?
Что случилось на другой день? На третий?
Почему Лена не взяла карандаш?
Что произошло на уроке?
Почему Катя покраснела?
Что сказал учитель девочкам?
Переменка.
8. Подвижная игра “Переменка”.
Логопед предлагает детям выйти на ковер и выполнить упражнения.
Переменка, переменка!
Отдохните хорошенько: (Дети двигаются по кругу друг за другом, выполняя поскоки.)
Можно бегать и шуметь, (Бегут по кругу.)
Танцевать и песни петь, (Выполняют танцевальные движения.)
Можно сесть и помолчать, (Приседают.)
Только – чур! – нельзя скучать! (Руки на поясе.)А Шибаев.
9. Чтение логопедом стихотворения “Читалочка” В.Берестова.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”Не надо умолять сестрицу:
“Ну прочитай еще страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
III. Итог.
Молодцы ребята! Вы самые настоящие будущие первоклассники!
(Детям дарят поощрительные призы за работу на занятии.)
Дети выходят на ковер и танцуют под музыку “Чему учат в школе”.