Тип урока. Урок открытия нового знания.
Цель: познакомить учащихся с решением простых задач на движение; введение формулы нахождения пути.
Задачи урока: формирование УУД (универсальных учебных действий)
– познавательныеУУД:
- умение строить высказывание в устной и письменной формах;
- умение делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций;
- умение обобщать и классифицировать по признакам;
- формирование у учеников способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности;
регулятивные УУД:
- умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
- развитие умения самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей;
- умение анализировать свою деятельность на уроке и исправлять возможные ошибки;
коммуникативные УУД:
- осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;
- формирование у учеников собственного мнения;
- развитие умения аргументировать свою позицию, выбирая правильный ответ;
- владение монологической и диалогической формами речи;
личностные УУД:
- способность к адекватной самооценке;
- способность к рефлексии и оценке других;
- развитие собственной учебной мотивации.
Оборудование и материалы к уроку: проектор и экран, презентация, карточки с заданиями тетради, ручки, линейки, карандаши.
Содержание урока
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
– Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас на уроке математике произойдёт новое Открытие! Для того, чтобы новое Открытие состоялось, вам необходимы вот эти путеводные листы(показываю и объясняю). Они разного цвета(красный,жёлтый и зелёный). У каждого из вас на парте 3 цветных листа.
2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Начинаем путешествие за новым Открытием, но только сначала откроем конверт.Это письмо от вашего друга Знайки. Презентация. Слайд 1.
– Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Незнайка перепутал у Винтика и Шпунтика в мастерской все детали и мы не можем собрать машину. Если вы правильно найдёте способ решения математических выражений, то все детали займут своё место. Помогите, ребята! Ваш друг Знайка.
3. Этап выявления места и причины затруднения.
– Ребята, возьмите карточку красного цвета.
– Подумайте и определите , на какие две группы по способу действия можно разделить эти математические примеры?
Какие способы проверки ответа вы знаете?
Решите примеры, составьте из ответов слово.
24:6=
15:3=
12:2=
4-а 24-о 20-ь 2-м 7-б 5-т 6-о 36-л 18-в 5-и
16:8=
3Х8=
49:7=
2Х9=
6Х6=
35:7=
5Х4=
Учитель проверяет работы учеников. Ставит на карточке + или -.
Ученики составляют таблицу.
1)4 | а |
)18 | в |
3)5 | т |
4)6 | о |
5)2 | м |
6)24 | о |
7)7 | б |
8)5 | и |
9)36 | л |
10)20 | ь |
Составление слова – автомобиль.
Слайд 1.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
–Итак, мы с вами отправляемся в путешествие за новым математическим Открытием. Для этого у нас с вами есть автомобиль.
Физкультминутка.
Мы считали и устали. Дружно все и тихо встали.
Ручками похлопали, раз-два-три.
Ножками потопали, раз-два-три.
И еще потопали и дружней похлопали.
Сели, встали, присели и друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем и опять считать начнем.
– Итак, мы собрали автомобиль! Помогли Знайке!
– Вспомните, а с помощью каких предметов можно совершать путешествие? Ученики самостоятельно определяют :необходимы компас, карта.
– На чём совершали путешествие различные сказочные герои? На ковре самолёте, на воздушном шаре, на метле и в ступе и т.д.
Можем ли мы с вами взять эти предметы и использовать их ? Нет, только компас и карту.
– Ребята, определите, все эти сказочные предметы и автомобиль обладали одним свойством? Движение.
Что можно было совершить с их помощью? Ответы учеников:
Путешествие или перемещение из одного пункта(объекта, города и т.д.) в другой.
Учитель: -Это всё, что вы перечислили, называется движением объекта.
Сегодня на уроке мы будем решать особые задачи, а вот какие, вы определите по зеленой карточке. Слайд 2.
5. Этап реализации построенного проекта.
Задача. Слайд 2.
– Какие задачи мы сегодня будем решать? Определите тему урока. Задачу читает ученик, выделяя условие и вопрос.
Тема нашего урока “Решение задач на движение”. Слайд 3.
– Какие величины нам неизвестны?
Ученики: Скорость, расстояние нами ещё не изучены.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Изучение формулы нахождения расстояния. Слайд 4.
– Чтобы найти расстояние, которое проползла черепаха, необходимо знать скорость и время:
S=v x t где S=?м v=6м/мин t=4 мин. (Читают текст на слайде.)
Ученики проговаривают основные величины, изучают формулу нахождения расстояния.
Решение задачи с использованием формулы. Один ученик с объяснением хода решения отвечает у доски.
S= v x t
6Х4=24(м)
Ответ: S=24 м.
Ученики повторяют формулу, ещё раз проговаривая алгоритм.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
– Ребята, мы открыли с вами новую формулу.
Ученики: это формула нахождения пути в задаче на движения
S= v x t, где S – пройденное расстояние или путь , V – скорость движения, t – затраченное время.
Учитель: Ребята, к данной задачи надо выбрать схему. Слайд 5.
– Найдите ошибки в ходе решения задачи и в оформлении (если они имеются и ученик их допустил).
– Кто думает, что это схема № 1? Докажите своё высказывание.
– Кто думает, что схема №2 подходит к условию задачи?
Ученики определяют, что подходит вторая схема. Движение совершала только одна черепаха. Одностороннее движение.
Физкультминутка для глаз.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Посмотрю я вверх и вниз.
Влево, вправо и в окно.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
– Ребята, а мы с вами продолжаем работать над новым Открытием.
Напомните мне, что вы узнали нового?
Откройте карточку жёлтого цвета.
Самостоятельная работа.
Задания для учеников:
– Решите задачи. Найдите задачу, которая относится к теме сегодняшнего урока. Её номер обведите в кружочек.
1-й вариант.
- Мама разложила 15 яблок на тарелки, по 3 яблока на каждую. Сколько тарелок ей понадобилось?
- Тетрадь стоит 4 рубля. Сколько стоят 6 таких тетрадей?
- Заяц бежит со скоростью 4 м/мин. Какое расстояние он пробежит за 6 минут?
2-й вариант.
- В бочке 14 вёдер воды. Сколько яблонь можно полить, если под каждую выливать по 2 ведра воды?
- В каждой банке по 3 кг солёных огурцов. Сколько килограмм солёных огурцов в 4 таких банках?
- Пешеход может проходить за каждый час по 3 км. Какое расстояние он пройдёт за 5 часов?
Ученики выполняют задания, тренирующие отдельные способности, мыслительные операции и учебные навыки. Определяют задачу на движение № 3. Они выполняют задания на карточках и работы сдают учителю.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Итог урока.
– Итак, под каким номером “спряталась” задача, относящаяся к теме нашего урока. А для этого необходимо вспомнить новое математическое Открытие сегодняшнего урока.
– У кого из вас другой ответ?
– Как ты рассуждал?
Подтверди свой ответ примером из урока.
– Ребята, поднимите руку те, у кого в карточке стоит +, а теперь те, у кого стоит “–”.
– Ребята, если вы довольны своей работой на уроке, материал урока был интересным, ваше настроение стало лучше, то поднимите карточку красного цвета, а если вы устали, ваше настроение испортилось, то карточку зелёного цвета. Выставление отметок.
Слайд 6.
– К нам пришёл Знайка.
Он благодарит вас за помощь.
И просит напомнить Незнайке назначение сигналов светофора! Ведь тема урока у нас была связана с новыми математическими понятиями. Назовите, пожалуйста, их.
(Ученики вспоминают ПДД. Разрешающие и запрещающие сигналы светофора. Повторяют понятия скорость, время, расстояние. Формула нахождения расстояния.)
Домашнее задание по усмотрению учителя.
– Молодцы, ребята! Спасибо за урок! Слайд 6.