Цель: дать представление о том, как Новый год встречают в других странах.
Задачи:
- воспитывать понимание и значение праздника, умение культурно его встретить;
- формировать у учащихся доброе взаимоотношение;
- способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива;
- развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.
Оборудование:
- мультимедиа проектор;
- презентация;
- ёлка;
- ёлочные игрушки;
- рождественский носок;
- рождественский башмачок;
- мешок;
- элементы костюмов для игры.
Ход классного часа
I. Объявление темы классного часа.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Скажите, пожалуйста, вы любите чудеса, волшебство, сказки?
(ответы детей)
А как вы думаете, почему я вас об этом спрашиваю?
(ответы детей)
Не за горами, самый загадочный, самый долгожданный праздник всех детей и взрослых. Это праздник… Скажем хором… Новый год!
Мы сегодня поговорим об этом весёлом празднике на нашем классном часе, тема которого «Новый год шагает по планете». (Слайд 2)
II. Вступительное слово учителя.
Ребята, а вы знаете, что не всегда Новый год отмечали 1 января?
(ответ детей)
В какой день раньше в России отмечали Новый год?
(ответ детей)
В старину в России отмечали Новый год в начале осени – 1 сентября, но в декабре 1700 года Пётр I издал указ, в котором повелел перенести начало года на 1 января. Царь приказал украсить все дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями. В знак веселья люди ходили в гости и поздравляли друг друга. На Красной площади были назначены огненные потехи, а по дворам стреляли из пушек и мушкетов, пускали ракеты.
Трудно себе представить новогодний праздник без красавицы ели. В далёкие времена считалось, что зелёные деревья приносят здоровье и счастье в дом. Сначала ёлки наряжали довольно скромно, но со временем в числе их украшений появились всевозможные лакомства и игрушки. С тех пор в России стало традицией в канун Нового года устанавливать в домах ёлки и украшать их игрушками.
Ребята, а без кого ещё не бывает Нового года?
(ответы детей)
Когда Новый год стали отмечать с 31 декабря на 1 января, Дед Мороз и его внучка Снегурочка стали главными героями нашего праздника.
Встреча Нового года – древняя традиция, существующая у всех народов мира. Все радуются Новому году. А вот встречают его разные народы по-своему.
Я предлагаю отправиться в путешествие по странам Европы и узнать, как там встречают Новый год. (Слайды 3-5)
III. Путешествие по странам Европы.
А вот и Дед Мороз. Он сегодня будет нашим проводником. Итак, отправляемся в далёкое путешествие.
Нас приветливо ждёт Англия.
Жители этой страны встречают приход Нового года шумными многолюдными празднествами. В новогоднюю ночь англичане устраивают карнавальное шествие сказочных персонажей. У англичан в новогодний вечер каждый может прийти на праздник в незнакомый дом к незнакомым людям. Гостя обязательно примут, однако ему необходимо принести с собой маленький кусочек угля и веточку ели, чтобы целый год в этом доме было счастье, здоровье и тепло.
Как зовут Деда Мороза в Англии?
(ответы детей)
Верно, Санта Клаус. (Слайд 6)
Санта Клаус приносит детям подарки, которые складывает в чулочки, подвешенные накануне к камину. Ребята в Англии очень любят веселиться: поют шутливые песенки, читают стихи, играют в игры.
Санта Клаус предлагает и нам поиграть в игру «Волшебный мешочек».
Игра: «Волшебный мешочек».
Ребята, встанем в круг, и под весёлую английскую мелодию мы будем передавать друг другу мешочек. Как только музыка остановится, тот, у кого окажется мешочек, достаёт из него то, что там находится. Звучит музыка. Игра продолжается.
Молодцы. Порадовали Санта Клауса. За вашу дружную и весёлую игру он дарит вам на память об Англии новогодний чулочек.
Посмотрим, что в нём.
О, да тут новогодние украшения для нашей ёлочки. Повесьте, пожалуйста, их на ёлочку.
А мы отправляемся дальше. (Слайды 7-9)
Встречает нас Италия. Итальянцы встречают Новый год очень весело. Интересная традиция существует в Италии. Так уж повелось, что итальянцы в новогоднюю ночь выбрасывают из окон старые вещи – летят на мостовую цветочные горшки, стулья, сапоги… Чем больше выбросишь вещей, считают итальянцы, тем больше богатства принесет Новый год!
В Новый год все итальянские ребятишки с нетерпением ждут добрую волшебницу Бефану.
Она прилетает ночью на волшебной метле, открывает двери маленьким золотым ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулочки, специально подвешенные к камину.
Бефана передала и нам новогодний чулочек. Посмотрим, что в нём. Новогодние украшения на нашу ёлочку. Мы сможем повесить их, когда разгадаем все загадки Бефаны.
Загадки.
Шапки белые надели
Нынче яблони и ели,
И машины, и дома.
Это к нам пришла … (Зима)
Покружились звёздочки в воздухе немножко,
Сели и растаяли на моей ладошке. (Снежинки)
Не снег и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
За рекой росли,
Их на праздник принесли.
На веточках – иголки.
Что же это? (Ёлки)
Зимой на ветках яблоки.
Скорей их собери.
И вдруг – вспорхнули яблоки.
Ведь это … (Снегири)
Мы вдвоём катали ком,
Шляпа старая на нём,
Нос приделали и в миг,
Получился … (Снеговик)
Все огни на ёлке светят.
Шумно пляшет хоровод.
Все мы рады очень встретить
Лучший праздник… (Новый год)
На память об Италии подарим нашей ёлочке новогодние игрушки.
(Дети украшают ёлку игрушкой).
Наше путешествие продолжается. (Слайды 10-12)
Нас встречает Франция
В новогоднюю ночь в этой стране принято выбирать королеву и короля праздничного торжества. Для этого в традиционный праздничный пирог запекают боб. Тот, кому он попадётся, получает титул «бобового короля», и в праздничную ночь все подчиняются его приказам.
(Слайд 13)
Французский Дед Мороз – Пер Ноэль – приходит в новогоднюю ночь, проникает через трубу дымохода в дом и оставляет подарки в детских башмачках.
Пер Ноэль интересуется, любите ли вы сказки? (ответы детей)
А французские сказки вы знаете? (ответы детей)
Сейчас Пер Ноэль проверит, как вы их знаете.
На экране вы увидите фрагменты из сказок, которые любят французские дети. Думаю, вы их тоже любите и без труда узнаете героев этих сказок. (Слайды 14-17)
Игра «Из какой мы сказки?»
(На экране фрагменты из сказок Шарля Перро: «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Золушка»)
Молодцы! Ваши дружные ответы показали, что сказки вы любите и знаете. А кто автор этих сказок? (ответы детей) Это французский сказочник Шарль Перро. На память о Франции Пер Ноэль передаёт вам ёлочные украшения.
Наше путешествие продолжается. (Слайды 18-20)
Нас встречает Германия.
Интересная традиция существует в Германии. В ночь под Новый год люди составляют прогноз погоды на весь следующий год. А делают это так: на стол кладут 12 луковиц с отрезанной верхушкой, внутри луковиц делают углубление, в которое насыпают соль. Как только часы пробьют полночь – прогноз готов. Луковицы, которые «съели» всю соль означают дождливые месяцы, а те, в которых соль осталась – сухие.
В Германии Санта Клаус появляется на ослике. Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им принесёт Санта Клаус, а в башмаки кладут сено – угощение для его ослика.
Санта Клаус поздравляет и вас, ребята, с наступающим Новым годом и передаёт письмо.
Игра: «Что висит на ёлке?»
(по стихотворению А.С. Маршака «Песня о ёлке»)
Текст письма.
А сейчас, друзья, сыграем
В интересную игру.
То чем ёлку наряжают, я ребятам назову.
Вы послушайте внимательно и ответьте обязательно.
Если я скажу вам верно, говорите «да» в ответ,
Ну, а если вдруг неверно, отвечайте смело «нет».
Что висит на ёлке?
Разноцветные хлопушки? (да)
Одеяла и подушки? (нет)
Раскладушки и кроватки? (нет)
Мармеладки, шоколадки? (нет)
Шарики стеклянные? (да)
Стулья деревянные? (нет)
Плюшевые мишки? (да)
Буквари и книжки? (нет)
Бусы разноцветные? (да)
А гирлянды светлые? (да)
Снег из ваты белой? (да)
Ранцы и портфели? (нет)
Туфли и сапожки? (нет)
Чашки, вилки, ложки? (нет)
Конфетти блестящие? (да)
Тигры настоящие? (нет)
Шишки золотистые? (да)
Звездочки лучистые? (да)
Молодцы! Хорошо играете! Дружно отвечаете!
Санта Клаус очень благодарен и передаёт вам новогодние игрушки на ёлку.
Настало время возвращаться в Россию, в Москву. (Слайды 21-23)
А в Москве нас ждёт волшебная ёлочка и сказочные чудеса.
Ой, ребятки, стынут щёчки.
Щиплет пальцы, щиплет нос,
Видно близко… Дед Мороз.
(звучит музыка, входят Дед Мороз и Снегурочка)
Дед Мороз:
Здравствуйте ребята!
С Новым годом! С Новым годом!
Поздравляю всех детей!
Поздравляю всех гостей!
Дед Мороз я настоящий
Из глухой дремучей чащи,
Где стоят в сугробах ели,
Где бураны и метели,
Где леса дремучие
Да снега сыпучие.
Снегурочка:
С Новым годом! С Новым годом!
Поздравляю всех друзей!
И от всей души желаю
Я вам самых светлых дней,
Хорошо повеселиться.
Никогда не знать невзгод.
Ну, а главное – учиться
На «отлично» целый год.
Снегурочка:
Ребята, а какую песенку в России дети обязательно поют у новогодней ёлки? (ответы детей)
Правильно, «В лесу родилась ёлочка».
Эта песня стала своеобразным гимном новогоднего праздника в России. Я предлагаю вам, ребята, встать в хоровод и спеть эту песенку.
(хоровод «В лесу родилась ёлочка»)
Дед Мороз:
Молодцы, ребятки! А теперь получите от нас подарки. (дети садятся)
Пора, друзья, проститься нужно,
Всех поздравляю от души.
Пусть Новый год встречают дружно
И взрослые и малыши.
Снегурочка:
Много счастья вам сегодня пожелаем, детвора:
Быть добрей, умней, отважней,
Радость всем беречь!
А сейчас всем – до свиданья
И до новых встреч!
(Дед Мороз и Снегурочка уходят)
IV. Подведение итогов классного часа.
Наше путешествие подошло к концу.
В каких странах мы побывали? (ответ детей)
Где вам больше всего понравилось? (ответ детей)
А как зовут Деда Мороза во Франции? (ответ детей)
В какой стране в новогоднюю ночь на улицах города можно увидеть карнавальное шествие сказочных персонажей? (ответ детей)
(Слайд 24)
В заключение нашей встречи я хочу поздравить вас с наступающим Новым годом. Желаю вам здоровья, радости, успехов в учёбе. И чтобы все ваши мечты всегда сбывались.