Интегрированный урок (математика + география) по теме "Масштаб"

Разделы: Математика, География


Пояснительная запмска.

Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и метопредметных связей в усвоении основ наук. На проведенном уроке мы старались при его проведении привлечь знания, умения и навыки, полученные учащимися ранее на уроках географии и математики, научить школьников рассматривать не отдельные изолированные знания и явления, а обширные единства. Воспринимать мир во всем его многообразии и взаимосвязи, способствовать формированию нового, интегративного способа мышления, характерного для современного человека.

Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся “мир в целом”, преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с практической точки зрения интеграция предполагает усиление метопредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

При проведении интегрированных уроков как позитивными можно отметить следующие моменты:
– активизация познавательной деятельности учащихся, усиление тенденции к синтезу изучаемого материала;
– интегративные познавательные задачи помогают в короткий срок выявить интересы учащихся, что является важным процессом при обучении;
– учащиеся получают более точное и образное представление об общей картине мира, т.к. два предмета (в нашем случае математика и география) представлены общей темой, общими задачами и рассматриваются во взаимосвязи.

Интегрированный урок.

(География, математика.)

6 класс.

Тема: “Масштаб”.

Триединая цель урока:

  • обучающая: организация работы учащихся по повторению известных им из географии понятий “масштаб”, решение математических задач по данной теме;
  • развивающая : установление интеграционных связей между понятием “масштаб” в географии и математике; развитие логического мышления учащихся, умения сравнивать и анализировать, проводить аналогии, применять ранее полученные знания в других учебных ситуациях;
  • воспитательная: в ходе урока содействовать формированию мировоззренческих понятий “целостность мира”, преодоление разобщенности научных знаний по различным дисциплинам, установление метопредметных связей, развитие групповых формах работы духа коллективизма и сотрудничества.

Тип урока: урок повторения ранее изученного материала на уроках географии, его систематизация и применение в новых условиях на уроках математики.

Время урока: 1 час.

Оборудование: интерактивная доскаPROMETHEAN”,географические карты, атласы, глобус, карточки по географии, карточки по математике.

Ход урока

Содержание этапов урока Виды и формы работы
1. Организационный момент. Уч-ся занимают свои места. Готовятся к уроку.

Проверка готовности (учебники географии и математики, атласы, тетради по географии и математике, ручки, карандаши, линейки, циркули-измерители).

2. Эмоционально-позитивный настрой на изучение новой темы. Демонстрация фрагмента из мультфильма “38 попугаев”.

 

3. Вступительное слово учителя. Учитель географии: Конечно, мы не обитатели джунглей……и расстояния измеряем не в попугаях, мартышках и слонятах. А в каких единицах?

Ответы учащихся: В метрах, километрах…

Презентация. Слайд 2.

 

Учитель географии: Сегодня мы повторяем тему, изученную на уроке географии ранее, которая станет главной темой на нашем совместном уроке. А что наши два предмета объединяет? (дети рассуждают). Есть такая математическая наука как “геометрия”. Она является близкой родственницей нашей “географии”.
Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд 5.

Учитель географии: Планету Земля в ее размерах мы с Вами не можем увидеть. Для удобства ее изображения придумали глобус. Более мелкие участки земли на планете изображают на планах местности с использованием топографических знаков.

В жизни часто встречаются случаи, когда величину предмета на чертеже или рисунке нужно не уменьшать, а увеличивать. В учебниках географии и биологии можно видеть фотографии и рисунки мельчайших растений и животных, живущих в морях и океанах. Многие из них видны только под микроскопом. Чтобы их изобразить, пришлось сильно увеличить.

4. Объявление темы и цели урока.

Слайд 6.

Открывается по мере отгадывания загадок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель географии: Тему сегодняшнего урока вам придется угадать, а помогут наши подсказки. Мы загадываем загадки на школьную тему, из первых букв отгадок составится тема урока.

Учителя по очереди зачитывают детям загадки:

1. В черном поле заяц белый,
Прыгал, бегал, петли делал,
След за ним был тоже бел,
Кто же это заяц? (Мел.)

2. Как называется трансформированный глобус? (Атлас.)

3.Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони,
Кувыркаемся мы тут
Ровно 45 минут.
В школе кони и лужайка.
Что за чудо, угадай-ка? (Спортзал.)

4. Стоит дом, кто в него войдет,
Тот ум приобретет. (Школа.)

5. Развернули дети голубые сети,
Но за партой, а не в речке,
Не на рыб, а на словечки. (Тетрадь.)

6. Буквы, значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит
И называется все…..(алфавит).

7. На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка,
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает. (Барометр.)

В результате отгадывания загадок узнаем понятие “масштаб”.

5. Объявления темы урока.

Слайд 6.

“МАСШТАБ”.
6. Повторение ранее изученного.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайды 11.

Слайд 12-14. задачи из учебника математики.

Учитель географии: Знакома ли вам, ребята, эта тема? На уроках географии мы с ней уже встречались? (записываем в тетрадях по математике)

Какое определение масштаба мы давали на уроках географии?

Какие виды масштаба вы знаете?
– численный;
– именованный;
– линейный.

(Решаем географические задания.)

Для успешной работы нам нужны знания математики.

 

7. Изучение нового материала.

 

Слайд 15.

 

 

 

 

Слайд 16.

Учитель математики: Ребята, масштаб и его виды вы рассматривали, изучали на уроках географии. Почему же в учебнике математики предложена такая тема?

Ответ: Масштаб – это отношение. А отношение одно из понятий математики.

Учитель: Чтобы вы не забывали о последнем факте, я решу задачу, а вы попробуйте найти в решении ошибку.

Задача: Масса слона 5 т, а масса мыши 50 г.
Значит масса мыши в 10 раз больше массы слона, т.к. 50:5=10.

Вывод:
Отношение величин находят, если они выражены в одних единицах измерения.

Давайте вспомним:
– определение пропорции
– основное свойство пропорции;

8. Решение задач.

Слайд 17.

Слайд 18.

Стр.17 атлас, решение задач из учебника.
9. Самостоятельная работа в группах.

Слайд 19.

Слайд 20.

Слайд 21. (Карточка.)

Слайд 22. (Карточка.)

Слайд 23. (Карточка.)

Критерии оценивания: Учащиеся по окончанию работы обмениваются тетрадями. За правильно решенную задачу ставится 1 балл.

1. Определите, какой из масштабов наибольший:

1 вариант.

 

Ответ:

1 : 5 000 
1 : 25 000
1 : 10 000
1 : 50 000
1 : 5 000 
2 вариант.

 

Ответ:

1 : 10 000
1 : 70 000
1 : 100 000
1 : 3 000
1 : 3 000

2. Определите, какой из масштабов наименьший:

1 вариант.

 

Ответ:

  : 1 000 000 
1 : 200 000
1 : 50 000
1 : 500 000
1 : 1 000 000 
2 вариант.

 

Ответ:

1 : 25 000
1 : 125 000 000
1 : 300 000
1 : 50 000
 1 : 125 000 000

3. Переведите численный масштаб в именованный:

1 вариант.

 

 Ответы:


 

1 : 250 000
1 : 500 000
1 : 125 000 000
1 : 8 000 000
1 см – 25 км
1 см – 5 км
1 см – 1250 км
1 см – 80 км
2 вариант.

 

 


 

1 : 20 000 000
1 : 1 000 000
1 : 600 000
1: 12 500 000
1 см – 200 км
1 см – 10 км
1 см – 6 км
1 см – 125 км
10. Домашнее задание.

Слайд 24.

Запись домашнего задания с комментариями:

– математика: пункт 23, № 844, № 840;
– география: начертить план своей квартиры, используя масштаб 1 : 100.

11. рефлексия урока. Ребята, подходит к концу наш интегрированный урок, и теперь каждому стало понятно, что же это такое. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

– Что каждый из вас приобрел на уроке сегодня и понял для себя?

На доске написаны фразы и ребятам предлагается их закончить:

– Сегодня на уроке я узнал…
– Мне было интересно…
– Мне было трудно…
– Я понял, что…
– Теперь я могу…
– Меня удивило…
– Урок дал мне для жизни…
– Мне захотелось…

12. Анализ урока учащимися.

Как же нам планету всю уместить в кармане?
Не тая, отвечу я – дело все в масштабе.
Чтоб уменьшить в много раз, или увеличить –
Нужно очень хорошо с масштабом нам граничить.
Всем профессиям он нужен: рисовать, чертить.
Знай, что трудно в этом мире без него прожить.
Дом любой, любую карту чтоб нарисовать –
Нужно просто на отлично всем масштаб нам знать.

13. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Самоанализ урока.

Данный урок построен на деятельной основе с использованием групповых форм работы и игровой технологии.

Красной нитью через весь урок прошла работа по сближению географии и математики в использовании понятия “ масштаб”.

В ходе урока учащиеся смогли увидеть целостность картины мира, преодолеть разобщенность знаний по различным дисциплинам, увидеть метопредметные связи между математикой и географией.

Групповые формы работы развивают в детях чувство ответственности и сопереживания за деятельность своей группы, умение, прислушиваясь к мнению каждого, выбрать верное, общее решение.

Украсил урок гуманитарный фактор, а именно применение в ходе урока стихов, игровых ситуаций.

При проведении урока были выдержаны все основные компоненты современного урока:
– организация класса и психологический настрой на работу;
– постановка целей всего урока и его отдельных этапов;
– мотивационный: определение значимости изучаемого материала;
– коммуникативный: общение учащихся в группах, доброжелательные отношения  учителей и учащихся;
– технологический: как оптимальный для данного класса, выбор групповой формы работы;
– контрольно-оценочный: оценка индивидуальной и групповой деятельности учащихся для стимулирования активности учащихся;
– аналитический: подведение итогов урока, анализ деятельности на уроке самими учащимися, рефлексия.

Урок учащимся понравился, это они отметили при подведении итогов урока, учителя, его проводившие, остались уроком довольны тоже.

Литература

  1. Т.П. Герасимова, Н.Неклюкова. Начальный курс географии 6 класс. М., “Дрофа”, 2007 г.
  2. Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии. М., “Вако”, 2005 г.
  3. Г.Н.Элькин. Поурочное планирование “Физическая география 6 класс”, С-Петербург, “Паритет”, 2002 г.
  4. Н.А.Максимов. За страницами учебника географии. М., “Просвещение”, 1998 г.
  5. Энциклопедия для детей. География. Т.3, М., “Аванта +”, 1994 г.
  6. Н.Виленкин, В.Жохов,А.Чесноков, С.Шварцбурд . Математика 6 класс.М., Мнемозина, 2006 г.
  7. Журналы “Математика в школе” № 2, 1999 г. с.7, № 7, 2000 г. с.46
  8. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5-11 классы. М., “Дрофа”, 2001 г.
  9. Прграммно-методические материалы. География 6–9 классы. Составитель В.И.Сиротин. М., “Дрофа”, 1998 г.