Пояснительная запмска.
Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и метопредметных связей в усвоении основ наук. На проведенном уроке мы старались при его проведении привлечь знания, умения и навыки, полученные учащимися ранее на уроках географии и математики, научить школьников рассматривать не отдельные изолированные знания и явления, а обширные единства. Воспринимать мир во всем его многообразии и взаимосвязи, способствовать формированию нового, интегративного способа мышления, характерного для современного человека.
Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся “мир в целом”, преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с практической точки зрения интеграция предполагает усиление метопредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.
При проведении интегрированных уроков как позитивными можно отметить
следующие моменты:
– активизация познавательной деятельности учащихся, усиление тенденции к синтезу
изучаемого материала;
– интегративные познавательные задачи помогают в короткий срок выявить интересы
учащихся, что является важным процессом при обучении;
– учащиеся получают более точное и образное представление об общей картине мира,
т.к. два предмета (в нашем случае математика и география) представлены общей
темой, общими задачами и рассматриваются во взаимосвязи.
Интегрированный урок.
(География, математика.)
6 класс.
Тема: “Масштаб”.
Триединая цель урока:
- обучающая: организация работы учащихся по повторению известных им из географии понятий “масштаб”, решение математических задач по данной теме;
- развивающая : установление интеграционных связей между понятием “масштаб” в географии и математике; развитие логического мышления учащихся, умения сравнивать и анализировать, проводить аналогии, применять ранее полученные знания в других учебных ситуациях;
- воспитательная: в ходе урока содействовать формированию мировоззренческих понятий “целостность мира”, преодоление разобщенности научных знаний по различным дисциплинам, установление метопредметных связей, развитие групповых формах работы духа коллективизма и сотрудничества.
Тип урока: урок повторения ранее изученного материала на уроках географии, его систематизация и применение в новых условиях на уроках математики.
Время урока: 1 час.
Оборудование: интерактивная доска “PROMETHEAN”,географические карты, атласы, глобус, карточки по географии, карточки по математике.
Ход урока
Содержание этапов урока | Виды и формы работы | ||||||||||||
1. Организационный момент. | Уч-ся занимают свои места. Готовятся к
уроку. Проверка готовности (учебники географии и математики, атласы, тетради по географии и математике, ручки, карандаши, линейки, циркули-измерители). |
||||||||||||
2. Эмоционально-позитивный настрой на изучение новой темы. | Демонстрация фрагмента из мультфильма “38 попугаев”.
|
||||||||||||
3. Вступительное слово учителя. | Учитель географии: Конечно, мы
не обитатели джунглей……и расстояния измеряем не в попугаях, мартышках и
слонятах. А в каких единицах? Ответы учащихся: В метрах, километрах… |
||||||||||||
Презентация.
Слайд 2.
|
Учитель географии: Сегодня мы повторяем тему, изученную на уроке географии ранее, которая станет главной темой на нашем совместном уроке. А что наши два предмета объединяет? (дети рассуждают). Есть такая математическая наука как “геометрия”. Она является близкой родственницей нашей “географии”. | ||||||||||||
Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5. |
Учитель географии: Планету Земля
в ее размерах мы с Вами не можем увидеть. Для удобства ее изображения
придумали глобус. Более мелкие участки земли на планете изображают на
планах местности с использованием топографических знаков. В жизни часто встречаются случаи, когда величину предмета на чертеже или рисунке нужно не уменьшать, а увеличивать. В учебниках географии и биологии можно видеть фотографии и рисунки мельчайших растений и животных, живущих в морях и океанах. Многие из них видны только под микроскопом. Чтобы их изобразить, пришлось сильно увеличить. |
||||||||||||
4. Объявление темы и цели урока. Слайд 6. Открывается по мере отгадывания загадок.
|
Учитель географии: Тему
сегодняшнего урока вам придется угадать, а помогут наши подсказки. Мы
загадываем загадки на школьную тему, из первых букв отгадок составится
тема урока. Учителя по очереди зачитывают детям загадки:
В результате отгадывания загадок узнаем понятие “масштаб”. |
||||||||||||
5. Объявления темы урока. Слайд 6. |
“МАСШТАБ”. | ||||||||||||
6. Повторение ранее изученного. Слайд 7. Слайд 8. Слайд 9. Слайд 10. Слайды 11. Слайд 12-14. задачи из учебника математики. |
Учитель географии: Знакома ли
вам, ребята, эта тема? На уроках географии мы с ней уже встречались?
(записываем в тетрадях по математике) Какое определение масштаба мы давали на уроках географии? Какие виды масштаба вы знаете? (Решаем географические задания.) Для успешной работы нам нужны знания математики.
|
||||||||||||
7. Изучение нового материала.
Слайд 15.
Слайд 16. |
Учитель математики: Ребята,
масштаб и его виды вы рассматривали, изучали на уроках географии. Почему
же в учебнике математики предложена такая тема?
Ответ: Масштаб – это отношение. А отношение одно из понятий математики. Учитель: Чтобы вы не забывали о последнем факте, я решу задачу, а вы попробуйте найти в решении ошибку. Задача: Масса слона 5 т, а масса мыши 50 г. Вывод: Давайте вспомним: |
||||||||||||
8. Решение задач. Слайд 17. Слайд 18. |
Стр.17 атлас, решение задач из учебника. | ||||||||||||
9. Самостоятельная работа в
группах. Слайд 19. Слайд 20. Слайд 21. (Карточка.) Слайд 22. (Карточка.) Слайд 23. (Карточка.) |
Критерии оценивания: Учащиеся по
окончанию работы обмениваются тетрадями. За правильно решенную задачу
ставится 1 балл.
1. Определите, какой из масштабов наибольший:
2. Определите, какой из масштабов наименьший:
3. Переведите численный масштаб в именованный:
|
||||||||||||
10. Домашнее задание. Слайд 24. |
Запись домашнего задания с
комментариями: – математика: пункт 23, № 844, № 840; |
||||||||||||
11. рефлексия урока. | Ребята, подходит к концу наш
интегрированный урок, и теперь каждому стало понятно, что же это такое.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: – Что каждый из вас приобрел на уроке сегодня и понял для себя? На доске написаны фразы и ребятам предлагается их закончить: – Сегодня на уроке я узнал… |
||||||||||||
12. Анализ урока учащимися. |
|
||||||||||||
13. Подведение итогов урока. | Выставление оценок. |
Самоанализ урока.
Данный урок построен на деятельной основе с использованием групповых форм работы и игровой технологии.
Красной нитью через весь урок прошла работа по сближению географии и математики в использовании понятия “ масштаб”.
В ходе урока учащиеся смогли увидеть целостность картины мира, преодолеть разобщенность знаний по различным дисциплинам, увидеть метопредметные связи между математикой и географией.
Групповые формы работы развивают в детях чувство ответственности и сопереживания за деятельность своей группы, умение, прислушиваясь к мнению каждого, выбрать верное, общее решение.
Украсил урок гуманитарный фактор, а именно применение в ходе урока стихов, игровых ситуаций.
При проведении урока были выдержаны все основные компоненты современного
урока:
– организация класса и психологический настрой на работу;
– постановка целей всего урока и его отдельных этапов;
– мотивационный: определение значимости изучаемого материала;
– коммуникативный: общение учащихся в группах, доброжелательные отношения
учителей и учащихся;
– технологический: как оптимальный для данного класса, выбор групповой формы
работы;
– контрольно-оценочный: оценка индивидуальной и групповой деятельности учащихся
для стимулирования активности учащихся;
– аналитический: подведение итогов урока, анализ деятельности на уроке самими
учащимися, рефлексия.
Урок учащимся понравился, это они отметили при подведении итогов урока, учителя, его проводившие, остались уроком довольны тоже.
Литература
- Т.П. Герасимова, Н.Неклюкова. Начальный курс географии 6 класс. М., “Дрофа”, 2007 г.
- Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии. М., “Вако”, 2005 г.
- Г.Н.Элькин. Поурочное планирование “Физическая география 6 класс”, С-Петербург, “Паритет”, 2002 г.
- Н.А.Максимов. За страницами учебника географии. М., “Просвещение”, 1998 г.
- Энциклопедия для детей. География. Т.3, М., “Аванта +”, 1994 г.
- Н.Виленкин, В.Жохов,А.Чесноков, С.Шварцбурд . Математика 6 класс.М., Мнемозина, 2006 г.
- Журналы “Математика в школе” № 2, 1999 г. с.7, № 7, 2000 г. с.46
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5-11 классы. М., “Дрофа”, 2001 г.
- Прграммно-методические материалы. География 6–9 классы. Составитель В.И.Сиротин. М., “Дрофа”, 1998 г.