На сцену выходят ведущий и ведущая (мальчик и девочка).
Пригласительный билет на праздник можно сделать занимательным, например, дату проведения и время начала вечера сделать в виде простой занимательной задачи, решив которую учащиеся узнают когда начнётся вечер.
Математические газеты, которые сделают учащиеся можно развесить по стенам актового зала.
Можно повесить гирлянды из геометрических фигур и стереометрических тел.
Мальчик. Я сегодня в одной книге прочитал, что когда-то была объявлена большая премия тому, кто напишет книгу на тему: “Как человек без математики жил”.
Девочка. Ну и кому удалось получить эту премию?
М. Никому! Не нашлось такого человека, который сумел бы написать такую книгу.
Д. Неужели и в глубокой древности не было такой эпохи, когда люди не знали математики?
М. Не знаю! В книгах пишут, что люди научились считать с незапамятных времен.
Д. А как считали древние люди?
М. Первоначально считали до двух и только конкретные предметы.
Если предметов было больше двух, считали: один камень, два камня и много камней. Отвлеченного счета без предметов, как сейчас, не было.
Д. Человек умел считать до двух, наверное, потому, что у него две руки и две ноги?
М. Может быть, и так. От умения считать до двух человек перешел к счету двойками, что сохранилось и сейчас, например, в информатике. Некоторые предметы считают дюжинами, десятками и шестёрками.
Д. Счёт двойками называют двоичной системой.
М. А наша система счета десятками называется десятичной?
Д. Да! А вот в нескольких древних государствах была пятеричная система счисления – по числу пальцев на одной руке.
М. Может быть, отсюда и возникли некоторые способы вычисления на пальцах. Если забудешь таблицу умножения, можно воспользоваться пальцами. Об этом расскажут А. и Б. из 6 класса.
Первая девочка. Мы вам покажем, как при помощи пальцев можно умножать числа от 5 до 10.
Вторая девочка. Пусть нам нужно умножить 6 на 7. Но одной руке возьмем столько пальцев, на сколько 6 больше 5, то есть 1 палец, а на другой руке – столько, насколько другой множитель больше 5, то есть на 2 пальца. 1 палец на одной руке да 2 пальца на другой руке составят десятки. Получили 3 десятка. К этим трем десятками прибавим произведение чисел загнутых пальцев. На одной руке 4 загнутых пальца, а на другой – 3. Их произведение – 12. К трем десятками прибавляем 12 единиц и получаем число 42, то есть наш счет только подтвердил, что 6 умноженное на 7 равняется 42.
Первая девочка. Я ещё покажу пример умножения 8 на 9. На одной руке 2 согнутых пальца, на другой – 1. Число несогнутых пальцев 7, это десятки. Произведение согнутых пальцев равно 2. 7 десятков да 2 единицы дают 72.
Вторая девочка. А как раньше писали числа?
Первая девочка. Писать научились не сразу. Первоначально некоторые народы на деревьях делали зарубки, а некоторые делали узлы. Как долго продолжалась такая запись чисел, неизвестно .В истории написано, что древние люди знаки чисел записывали на папирусе, а вот как записывались?. В древнем Египте числа писали так. (Показывает таблицу.)
Вторая девочка. А в древнем Вавилоне числа записывали так. (Показывает таблицу. Затем показывает таблицу чисел древнего Рима и древней Руси с соответствующими комментариями.)
А сейчас нам покажут запись современных чисел.
Стихотворение С.Я.Маршака “От одного до десяти” учащиеся читают в лицах. У каждого на груди приколота цифра. На сцену одна за другой выходят цифры.
Вот один, иль единица,1.
Очень тонкая, как спица.
2. А вот эта цифра два.
Полюбуйся, какова.
Выгибает двойка шею.
Волочится хвост за нею.
3. А за двойкой – посмотри –
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков. –
Состоит из двух крючков.
4. За тремя идет четыре,
Острый локоть оттопыря.
5. А потом пошла плясать.
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
6. Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
7. Вот семерка – кочерга,
У неё одна нога.
8. У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
9. Цифра девять, иль девятка, –
Цифровая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
10. Цифра вроде буквы О
Это ноль, иль ничего:
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
11. Если же слева, рядом с ним,
Единицу поместим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – десять.
На сцену выходят ведущий с указкой в руке.
Ведущий. Сейчас познакомимся с галереей замечательных чисел. Они у нас все здесь. (О каждом числе рассказывает отдельный ученик.) С помощью мультимедиа проектора можно вывести картинки на экран.
2. Число 2 является основанием самой любопытной системы счисления. Эта система применяется в современных вычислительных машинах– компьютерах.
5. Число 5. Мы им пользуемся при округлении чисел. Кроме того, пятерка – самая желанная отметка для ученика.
9. Число 9. Оно нам помогает проверять правильность арифметических действий.
12. Всем известное число 12. Его называют дюжиной. Оно соперничает с десятью. Мы имеем 12 месяцев в году, две дюжины часов в сутки. Час делится на 5 дюжин-минут, минута делится на 5 дюжин-секунд. Круг имеет 30 дюжин-градусов.
13. Число 13 сосед 12. 13 называют “чертовой дюжиной”. Это число ничем не замечательно, разве только тем, что его не любят суеверные люди. В некоторых странах не дают домам 13-й номер, не дают этот номер ни трамваям, ни автобусам, 13 числа не отправляются в путь корабли. Мы знаем, что это предрассудки.
365. Одну особенность числа 365 вы знаете все (обращается к публике). Кто скажет, чем замечательно это число? Число 365 замечательно тем, что оно является суммой квадратов трех последовательных числе 10, 11 и 12. Это свойство числа изображено на картине Рачинского “Трудная задача”.
999. Очень интересным является наибольшее трехзначное число – 999. Умножение трехзначного числа на 999 можно заменить вычитанием данного числа из числа, полученного умножением этого числа на 1000. Например, чтобы умножить 728 на 999, нужно 728 умножить на 1000 и вычесть из произведения 728.
1001. Число 1001 называется числом Шахеризады. Это число делится без остатка на три последовательных простых числа: 7, 11 и 13 и является произведение этих чисел. Если трехзначное число умножить на 1001, то в произведении получится шестизначное число, написанное дважды множенным (893 * 1001 = 893893). (893 * 1001 = 893(1001 + 1) = 893000 + 893 = 893893.
Ведущий. Существует ещё много замечательных чисел, но обо всех за один раз не расскажешь.
Список используемой литературы
- Ф.М. Шустеф “Материал для внеклассной работы по математике”. Издательство “Народная асвета”. Минск 1968 год.
- А.П. Подашов “Вопросы внеклассной работы по математике в школе”. Учпедгиз Москва 1962 год.
- Ф.Г. Петрова “Математические вечера в школе”. Удмуртия 1968 год.