Математический праздник "Мир чисел". 5–6-й классы

Разделы: Внеклассная работа


На сцену выходят ведущий и ведущая (мальчик и девочка).

Пригласительный билет на праздник можно сделать занимательным, например, дату проведения и время начала вечера сделать в виде простой занимательной задачи, решив которую учащиеся узнают когда начнётся вечер.

Математические газеты, которые сделают учащиеся можно развесить по стенам актового зала.

Можно повесить гирлянды из геометрических фигур и стереометрических тел.

Мальчик. Я сегодня в одной книге прочитал, что когда-то была объявлена большая премия тому, кто напишет книгу на тему: “Как человек без математики жил”.

Девочка. Ну и кому удалось получить эту премию?

М. Никому! Не нашлось такого человека, который сумел бы написать такую книгу.

Д. Неужели и в глубокой древности не было такой эпохи, когда люди не знали математики?

М. Не знаю! В книгах пишут, что люди научились считать с незапамятных времен.

Д. А как считали древние люди?

М. Первоначально считали до двух и только конкретные предметы.

Если предметов было больше двух, считали: один камень, два камня и много камней. Отвлеченного счета без предметов, как сейчас, не было.

Д. Человек умел считать до двух, наверное, потому, что у него две руки и две ноги?

М. Может быть, и так. От умения считать до двух человек перешел к счету двойками, что сохранилось и сейчас, например, в информатике. Некоторые предметы считают дюжинами, десятками и шестёрками.

Д. Счёт двойками называют двоичной системой.

М. А наша система счета десятками называется десятичной?

Д. Да! А вот в нескольких древних государствах была пятеричная система счисления – по числу пальцев на одной руке.

М. Может быть, отсюда и возникли некоторые способы вычисления на пальцах. Если забудешь таблицу умножения, можно воспользоваться пальцами. Об этом расскажут А. и Б. из 6 класса.

Первая девочка. Мы вам покажем, как при помощи пальцев можно умножать числа от 5 до 10.

Вторая девочка. Пусть нам нужно умножить 6 на 7. Но одной руке возьмем столько пальцев, на сколько 6 больше 5, то есть 1 палец, а на другой руке – столько, насколько другой множитель больше 5, то есть на 2 пальца. 1 палец на одной руке да 2 пальца на другой руке составят десятки. Получили 3 десятка. К этим трем десятками прибавим произведение чисел загнутых пальцев. На одной руке 4 загнутых пальца, а на другой – 3. Их произведение – 12. К трем десятками прибавляем 12 единиц и получаем число 42, то есть наш счет только подтвердил, что 6 умноженное на 7 равняется 42.

Первая девочка. Я ещё покажу пример умножения 8 на 9. На одной руке 2 согнутых пальца, на другой – 1. Число несогнутых пальцев 7, это десятки. Произведение согнутых пальцев равно 2. 7 десятков да 2 единицы дают 72.

Вторая девочка. А как раньше писали числа?

Первая девочка. Писать научились не сразу. Первоначально некоторые народы на деревьях делали зарубки, а некоторые делали узлы. Как долго продолжалась такая запись чисел, неизвестно .В истории написано, что древние люди знаки чисел записывали на папирусе, а вот как записывались?. В древнем Египте числа писали так. (Показывает таблицу.)

Вторая девочка. А в древнем Вавилоне числа записывали так. (Показывает таблицу. Затем показывает таблицу чисел древнего Рима и древней Руси с соответствующими комментариями.)

А сейчас нам покажут запись современных чисел.

Стихотворение С.Я.Маршака “От одного до десяти” учащиеся читают в лицах. У каждого на груди приколота цифра. На сцену одна за другой выходят цифры.

1. Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.

2. А вот эта цифра два.
Полюбуйся, какова.
Выгибает двойка шею.
Волочится хвост за нею.

3. А за двойкой – посмотри –
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков. –
Состоит из двух крючков.

4. За тремя идет четыре,
Острый локоть оттопыря.

5. А потом пошла плясать.
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

6. Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.

7. Вот семерка – кочерга,
У неё одна нога.

8. У восьмерки два кольца
Без начала и конца.

9. Цифра девять, иль девятка, –
Цифровая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.

10. Цифра вроде буквы О
Это ноль, иль ничего:
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!

11. Если же слева, рядом с ним,
Единицу поместим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – десять.

На сцену выходят ведущий с указкой в руке.

Ведущий. Сейчас познакомимся с галереей замечательных чисел. Они у нас все здесь. (О каждом числе рассказывает отдельный ученик.) С помощью мультимедиа проектора можно вывести картинки на экран.

2. Число 2 является основанием самой любопытной системы счисления. Эта система применяется в современных вычислительных машинах– компьютерах.

5. Число 5. Мы им пользуемся при округлении чисел. Кроме того, пятерка – самая желанная отметка для ученика.

9. Число 9. Оно нам помогает проверять правильность арифметических действий.

12. Всем известное число 12. Его называют дюжиной. Оно соперничает с десятью. Мы имеем 12 месяцев в году, две дюжины часов в сутки. Час делится на 5 дюжин-минут, минута делится на 5 дюжин-секунд. Круг имеет 30 дюжин-градусов.

13. Число 13 сосед 12. 13 называют “чертовой дюжиной”. Это число ничем не замечательно, разве только тем, что его не любят суеверные люди. В некоторых странах не дают домам 13-й номер, не дают этот номер ни трамваям, ни автобусам, 13 числа не отправляются в путь корабли. Мы знаем, что это предрассудки.

365. Одну особенность числа 365 вы знаете все (обращается к публике). Кто скажет, чем замечательно это число? Число 365 замечательно тем, что оно является суммой квадратов трех последовательных числе 10, 11 и 12. Это свойство числа изображено на картине Рачинского “Трудная задача”.

999. Очень интересным является наибольшее трехзначное число – 999. Умножение трехзначного числа на 999 можно заменить вычитанием данного числа из числа, полученного умножением этого числа на 1000. Например, чтобы умножить 728 на 999, нужно 728 умножить на 1000 и вычесть из произведения 728.

1001. Число 1001 называется числом Шахеризады. Это число делится без остатка на три последовательных простых числа: 7, 11 и 13 и является произведение этих чисел. Если трехзначное число умножить на 1001, то в произведении получится шестизначное число, написанное дважды множенным (893 * 1001 = 893893). (893 * 1001 = 893(1001 + 1) = 893000 + 893 = 893893.

Ведущий. Существует ещё много замечательных чисел, но обо всех за один раз не расскажешь.

Список используемой литературы

  1. Ф.М. Шустеф “Материал для внеклассной работы по математике”. Издательство “Народная асвета”. Минск 1968 год.
  2. А.П. Подашов “Вопросы внеклассной работы по математике в школе”. Учпедгиз Москва 1962 год.
  3. Ф.Г. Петрова “Математические вечера в школе”. Удмуртия 1968 год.