Урок математики "Действия с натуральными числами" по теме "Восхождение на пик "Хочу все знать". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Презентация. (Слайд 1)

Цели урока:

– Повторение и закрепление изученного;
– развитие сообразительности, находчивости, внимания;
– прививать учащимся интерес к решению задач, используя при этом нестандартные формы и методы;
– воспитывать у школьников чувство коллективизма, личной ответственности перед товарищами и перед общим делом;
– развитие познавательного интереса и творческой деятельности.

Воспитание интереса к предмету.

Оборудование: мультимедийный проектор; звёздочки синего, зелёного и красного цвета по 12 шт – заранее разложить по конвертам и положить на парты); плакат с маршрутом, плакат с кроссвордом, презентация к уроку.

На доске высказывание.

Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

1. Организационный момент. Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем покорять вершину, которая называется “Хочу всё знать!” Прежде чем отправиться в путь, нам нужно познакомиться с экипажем.

– Разрешите проводником быть мне. Зовут меня Арменуи Ашотовна.

Сегодня нас объединила общая цель: мы должны показать свои знания в области натуральных чисел, поделиться умением решать задачи, примеры, а главное -показать, как мы умеем дружить и болеть друг за друга. Путешествие будет длинным, и на пути нам встретятся разные препятствия. Мы должны их преодолеть.

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело,
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко.
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.

В путешествие мы с вами отправимся пешком.

– Вы готовы? Тогда вперёд!

I. Всякий путь начинается со старта. Вот и наша “Стартовая точка”. Устный счет по цепочке.

(Слайд 2). Чтобы начать движение, нам нужно сосчитать пример на на рисунке устно.

>  

II. Следующий этап нашего пути – отрезок “ Отгадайка”.

1) Чтобы добраться до следующей точки, ведущей к вершине, необходимо решить следующие задачи:

– Летела стая гусей. Одного подстрелили охотники. Сколько гусей осталось? (Один гусь.)
– Что тяжелее: 1 кг пуха или 1 кг стали? (Поровну.)
– Летели три страуса. Одного сбили. Сколько страусов улетело? (Страусы не летают.)
– В каком слове 100 отрицаний? (СТОнет.)
– Название какой птицы состоит из четырех десятков одинаковых букв? (СОРОКа)
– Горело 5 свечей, 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели.)

Мы с вами достигли очередной точки нашего маршрута, давайте сделаем привал и поиграем в слова.

2) Разгадайте ребусы. (Слайд 3) (Каждое слово по одному показать.)

А) МГАМР (грамм) б) ЕТЕЦНРН (центнер) в) ТМТАСНИЕР (сантиметр)

Г) ОНАТН (тонна)

– Какое слово лишнее? (Сантиметр.)
– Почему? (Грамм, центнер, тонна – единицы массы, сантиметр – единица длины.)  Назовите величины в порядке возрастания.

III. Мы продолжаем восхождение к вершине, и следующий отрезок пути – “Вычислительный”.

Ребята, давайте откроем рабочие тетради. Запишем число и классная работа

1. (Ученик у доски.) Задача. (Слайд 4)

В окрестностях пруда четыре болота. В каждом болоте по 58 кочек, а на каждой кочке живет по шесть лягушек. Каждая лягушка мечтает стать лягушкой-путешественницей. Сколько нужно уток, чтобы осуществилась их мечта?

(Надеюсь, вы не забыли способ передвижения лягушки-путешественницы по воздуху!)

Запишите решение задачи в тетрадь выражением и вычислите его значение.

Ответ: 4 × 58 × 6 × 2 = 2784 утки.

(Слайд 5) Сборщик налогов принимает от земледельцев оливковое масло и наливает его в большие глиняные сосуды. Сколько земледельцев сдали масло, если каждый должен был сдать по 5 л, а всего было заполнено 25 сосудов по 20 л и 15 сосудов по 30 л каждый?

(25 * 20 + 15 * 30) : 5 = 190 земледельцев.

(Слайд 6–7) Самостоятельная работа (1 вариант выражением, 2 вариант – с помощью неизвестного).

2. Баба Яга задумала число. Если его разделить на 4, а потом от частного отнять 2, то получится 7. Какое число задумала Баба Яга?

Решение: х : 4 – 2 = 7 , х : 4 = 7 + 2, х : 4 = 9, Х = 9 * 4 х = 36 или (7 + 2) * 4 = 36

(А теперь выполним взаимопроверку: обменяемся тетрадками и проверим решение друг у друга.)

IV. Мы достигли привала “Физкультпауза” (“истинно – ложно”).

Учитель: Я скажу несколько математических предложений. Если утверждение верное, то вы сидите, если оно ложное, вы встаёте, и кто-то из вас объясняет, почему оно ложное.

1. На ноль делятся все числа. (Нет.)
2. В записи числа “Одна тысяча” три нуля. (Да.)
3. Самая мелкая единица массы – килограмм. (Нет, грамм.)
4. Последующее натуральное число отличается от предыдущего на единицу. (Верно.)
5. Вы – учащиеся 6 класса. (Нет.)
6. Вам известно только три класса многозначных чисел. (Ложно, ещё класс миллиардов.)

V. Мы с вами замечательно передохнули, и теперь продолжим путь. Чтобы путь вверх был легче, призовём на помощь смех и назовём этот этап “СМЕШИНКА”.

  1. Маша съедает на завтрак 6 мухоморов, а Миша – на 5 мухоморов больше. Сколько всего мухоморов надо приготовить маме детям? (6+11=17)
  2. В мышеловке 4 мыши и 7 крыс. Сколько всего мышей в мышеловке? (4)
  3. Сколько передних лап у утки? А сколько задних?
  4. “Еленушка жила у меня 9 дней, каждый день съедала по три наливных яблочка. Сколько яблок моих съела Еленушка?” (27)
  5. Один человек купил трех коз и заплатил 3 руб. спрашивается: по чему пошла каждая коза? (По земле.)

VI. Вы уже устали двигаясь к пику “ Хочу всё знать”, поэтому нас ждёт привал “Исторический”.

(Демонстрация Слайдов 8.)

Учитель. Мир чисел велик и многообразен. Известный немецкий поэт И.Гете сказал: “Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир”. Вы все знаете, что в жизни без натуральных чисел не обойтись, хотя существуют и другие числа. Среди натуральных чисел есть много особенных, замечательных. К таким числам относятся совершенные числа 6, 28, 496, 8128 и другие. Эти числа обладают рядом замечательных свойств.

Например, возьмем число 6 и найдём все натуральные числа, на которые 6 делится без остатка: 1, 2, 3, 6.

Сумма первых трех делителей равна самому числу: 1 + 2 + 3 = 6.

1 * 2 * 3 = 6

Все натуральные числа, на которые делится число 28: 1, 2, 4, 7, 14, 28.

Сумма всех делителей, кроме самого числа 28, равна 1 + 2 + 4 + 7 + 14 = 28.

Таким же свойством обладает число 496. (Этот факт вы сможете проверить в 6 классе).

VII. Ну что ж, ребята, вот вы и отдохнули, узнали кое-что интересное. Следующий этап нашего пути – “Думай, смекай, отгадывай!”

(Слайд 9)

1. Дядюшка Скрудж подсчитал деньги в своём хранилище. Оказалось, что у него 2000 кг в 100 мешках. Сколько кг монет в каждом мешке? (20 кг)

2. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км.)

3. На один прыжок медведю необходимо 25 г сока Гамми-ягод. Сколько сока нужно для ста прыжков? (2500 г.)

4. У царя Гвидона 7 сыновей, у каждого его сына по 7 сыновей, а у каждого внука царя Гвидона по две дочери. Сколько правнучек у царя Гвидона?

Ответ: У царя Гвидона 98 правнучек.

6. Из Санкт-Петербурга в Москву поезд шёл 1 ч 20 мин. А обратно – 80 мин. Что случилось в пути? (1 ч 20 мин= 80 мин.)

VIII. Мы приближаемся к точке “ Финиш”, на которой подведём итоги. Вам нужно разгадать кроссворд, в закрашенных клетках вы прочтете моё послание.

Вопросы к кроссворду.

  1. Действие, которым находят неизвестное уменьшаемое. (Сложение.)
  2. Произведение одинаковых сомножителей. (Степень.)
  3. Первое – предлог, второе – летний дом.
    А целое порой решается трудом . (Задача.)
  4. 24 часа. (Сутки.)
  5. Сколько разрядов имеет каждый класс? (Три.)
  6. Третья степень числа. (Куб.)
  7. Расстояние пройденное телом в единицу времени. (Скорость.)
  8. Самая плохая оценка в школе? (Два.)
  9. Результат деление. (Частное.)
  10. Деньги за один предмет. (Цена.)
  11. Результат сложение чисел. (Сумма.)

Учитель: Наше путешествие на “Пик знаний о натуральных числах” подходит к концу. Оно прошло благополучно. Вся группа преодолела трудный путь.

Послушайте Притчу и оцените свою работу в пути при помощи звёздочек.

Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?” И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: “А что ты делал целый день?”, и тот ответил:

“А я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “А я принимал участие в строительстве храма”.

– Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. (Слайд 10)

– Кто работал так, как первый человек? (Поднимают синие звёзды.)

– Кто работал добросовестно? (Поднимают зелёные звёзды.)

– Кто принимал участие в строительстве храма? (Поднимают красные звёзды.)

Слайд 11.

Слайд 12–13. Дополнительные задачи (при наличии времени).

Викторина

  1. На что нельзя делить? (На 0.)
  2. Как из числа 666 получить число на 333 большее, не производя никаких арифметических действий с ним?
    Ответ: перевернуть и получить число 999.
  3. Как назвать одним словом сумму длин всех сторон ? (Периметр.)
  4. Назовите слово, 100 одинаковых букв которого можно найти на лугу? (СТОг.)
  5. Шла старуха в Москву. А навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (Одна старуха.)
  6. Числа, употребляемые при счёте предметов. (НАТУРАЛЬНЫЕ.)
  7. Чему равно произведение 13 · 25 · 0 · 247 ? (0)