Презентация. (Слайд 1)
Цели урока:
– Повторение и закрепление изученного;
– развитие сообразительности, находчивости, внимания;
– прививать учащимся интерес к решению задач, используя при этом нестандартные
формы и методы;
– воспитывать у школьников чувство коллективизма, личной ответственности перед
товарищами и перед общим делом;
– развитие познавательного интереса и творческой деятельности.
Воспитание интереса к предмету.
Оборудование: мультимедийный проектор; звёздочки синего, зелёного и красного цвета по 12 шт – заранее разложить по конвертам и положить на парты); плакат с маршрутом, плакат с кроссвордом, презентация к уроку.
На доске высказывание.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
1. Организационный момент. Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем покорять вершину, которая называется “Хочу всё знать!” Прежде чем отправиться в путь, нам нужно познакомиться с экипажем.
– Разрешите проводником быть мне. Зовут меня Арменуи Ашотовна.
Сегодня нас объединила общая цель: мы должны показать свои знания в области натуральных чисел, поделиться умением решать задачи, примеры, а главное -показать, как мы умеем дружить и болеть друг за друга. Путешествие будет длинным, и на пути нам встретятся разные препятствия. Мы должны их преодолеть.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело,
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко.
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
В путешествие мы с вами отправимся пешком.
– Вы готовы? Тогда вперёд!
I. Всякий путь начинается со старта. Вот и наша “Стартовая точка”. Устный счет по цепочке.
(Слайд 2). Чтобы начать движение, нам нужно сосчитать пример на на рисунке устно.
>
II. Следующий этап нашего пути – отрезок “ Отгадайка”.
1) Чтобы добраться до следующей точки, ведущей к вершине, необходимо решить следующие задачи:
– Летела стая гусей. Одного подстрелили охотники. Сколько гусей осталось?
(Один гусь.)
– Что тяжелее: 1 кг пуха или 1 кг стали? (Поровну.)
– Летели три страуса. Одного сбили. Сколько страусов улетело? (Страусы не
летают.)
– В каком слове 100 отрицаний? (СТОнет.)
– Название какой птицы состоит из четырех десятков одинаковых букв? (СОРОКа)
– Горело 5 свечей, 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели.)
Мы с вами достигли очередной точки нашего маршрута, давайте сделаем привал и поиграем в слова.
2) Разгадайте ребусы. (Слайд 3) (Каждое слово по одному показать.)
А) МГАМР (грамм) б) ЕТЕЦНРН (центнер) в) ТМТАСНИЕР (сантиметр)
Г) ОНАТН (тонна)
– Какое слово лишнее? (Сантиметр.)
– Почему? (Грамм, центнер, тонна – единицы массы, сантиметр – единица длины.)
Назовите величины в порядке возрастания.
III. Мы продолжаем восхождение к вершине, и следующий отрезок пути – “Вычислительный”.
Ребята, давайте откроем рабочие тетради. Запишем число и классная работа
1. (Ученик у доски.) Задача. (Слайд 4)
В окрестностях пруда четыре болота. В каждом болоте по 58 кочек, а на каждой кочке живет по шесть лягушек. Каждая лягушка мечтает стать лягушкой-путешественницей. Сколько нужно уток, чтобы осуществилась их мечта?
(Надеюсь, вы не забыли способ передвижения лягушки-путешественницы по воздуху!)
Запишите решение задачи в тетрадь выражением и вычислите его значение.
Ответ: 4 × 58 × 6 × 2 = 2784 утки.
(Слайд 5) Сборщик налогов принимает от земледельцев оливковое масло и наливает его в большие глиняные сосуды. Сколько земледельцев сдали масло, если каждый должен был сдать по 5 л, а всего было заполнено 25 сосудов по 20 л и 15 сосудов по 30 л каждый?
(25 * 20 + 15 * 30) : 5 = 190 земледельцев.
(Слайд 6–7) Самостоятельная работа (1 вариант выражением, 2 вариант – с помощью неизвестного).
2. Баба Яга задумала число. Если его разделить на 4, а потом от частного отнять 2, то получится 7. Какое число задумала Баба Яга?
Решение: х : 4 – 2 = 7 , х : 4 = 7 + 2, х : 4 = 9, Х = 9 * 4 х = 36 или (7 + 2) * 4 = 36
(А теперь выполним взаимопроверку: обменяемся тетрадками и проверим решение друг у друга.)
IV. Мы достигли привала “Физкультпауза” (“истинно – ложно”).
Учитель: Я скажу несколько математических предложений. Если утверждение верное, то вы сидите, если оно ложное, вы встаёте, и кто-то из вас объясняет, почему оно ложное.
1. На ноль делятся все числа. (Нет.)
2. В записи числа “Одна тысяча” три нуля. (Да.)
3. Самая мелкая единица массы – килограмм. (Нет, грамм.)
4. Последующее натуральное число отличается от предыдущего на единицу. (Верно.)
5. Вы – учащиеся 6 класса. (Нет.)
6. Вам известно только три класса многозначных чисел. (Ложно, ещё класс
миллиардов.)
V. Мы с вами замечательно передохнули, и теперь продолжим путь. Чтобы путь вверх был легче, призовём на помощь смех и назовём этот этап “СМЕШИНКА”.
- Маша съедает на завтрак 6 мухоморов, а Миша – на 5 мухоморов больше. Сколько всего мухоморов надо приготовить маме детям? (6+11=17)
- В мышеловке 4 мыши и 7 крыс. Сколько всего мышей в мышеловке? (4)
- Сколько передних лап у утки? А сколько задних?
- “Еленушка жила у меня 9 дней, каждый день съедала по три наливных яблочка. Сколько яблок моих съела Еленушка?” (27)
- Один человек купил трех коз и заплатил 3 руб. спрашивается: по чему пошла каждая коза? (По земле.)
VI. Вы уже устали двигаясь к пику “ Хочу всё знать”, поэтому нас ждёт привал “Исторический”.
(Демонстрация Слайдов 8.)
Учитель. Мир чисел велик и многообразен. Известный немецкий поэт И.Гете сказал: “Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир”. Вы все знаете, что в жизни без натуральных чисел не обойтись, хотя существуют и другие числа. Среди натуральных чисел есть много особенных, замечательных. К таким числам относятся совершенные числа 6, 28, 496, 8128 и другие. Эти числа обладают рядом замечательных свойств.
Например, возьмем число 6 и найдём все натуральные числа, на которые 6 делится без остатка: 1, 2, 3, 6.
Сумма первых трех делителей равна самому числу: 1 + 2 + 3 = 6.
1 * 2 * 3 = 6
Все натуральные числа, на которые делится число 28: 1, 2, 4, 7, 14, 28.
Сумма всех делителей, кроме самого числа 28, равна 1 + 2 + 4 + 7 + 14 = 28.
Таким же свойством обладает число 496. (Этот факт вы сможете проверить в 6 классе).
VII. Ну что ж, ребята, вот вы и отдохнули, узнали кое-что интересное. Следующий этап нашего пути – “Думай, смекай, отгадывай!”
(Слайд 9)
1. Дядюшка Скрудж подсчитал деньги в своём хранилище. Оказалось, что у него 2000 кг в 100 мешках. Сколько кг монет в каждом мешке? (20 кг)
2. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км.)
3. На один прыжок медведю необходимо 25 г сока Гамми-ягод. Сколько сока нужно для ста прыжков? (2500 г.)
4. У царя Гвидона 7 сыновей, у каждого его сына по 7 сыновей, а у каждого внука царя Гвидона по две дочери. Сколько правнучек у царя Гвидона?
Ответ: У царя Гвидона 98 правнучек.
6. Из Санкт-Петербурга в Москву поезд шёл 1 ч 20 мин. А обратно – 80 мин. Что случилось в пути? (1 ч 20 мин= 80 мин.)
VIII. Мы приближаемся к точке “ Финиш”, на которой подведём итоги. Вам нужно разгадать кроссворд, в закрашенных клетках вы прочтете моё послание.
Вопросы к кроссворду.
- Действие, которым находят неизвестное уменьшаемое. (Сложение.)
- Произведение одинаковых сомножителей. (Степень.)
- Первое – предлог, второе – летний дом.
А целое порой решается трудом . (Задача.) - 24 часа. (Сутки.)
- Сколько разрядов имеет каждый класс? (Три.)
- Третья степень числа. (Куб.)
- Расстояние пройденное телом в единицу времени. (Скорость.)
- Самая плохая оценка в школе? (Два.)
- Результат деление. (Частное.)
- Деньги за один предмет. (Цена.)
- Результат сложение чисел. (Сумма.)
Учитель: Наше путешествие на “Пик знаний о натуральных числах” подходит к концу. Оно прошло благополучно. Вся группа преодолела трудный путь.
Послушайте Притчу и оцените свою работу в пути при помощи звёздочек.
Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?” И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: “А что ты делал целый день?”, и тот ответил:
“А я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “А я принимал участие в строительстве храма”.
– Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. (Слайд 10)
– Кто работал так, как первый человек? (Поднимают синие звёзды.)
– Кто работал добросовестно? (Поднимают зелёные звёзды.)
– Кто принимал участие в строительстве храма? (Поднимают красные звёзды.)
Слайд 11.
Слайд 12–13. Дополнительные задачи (при наличии времени).
Викторина
- На что нельзя делить? (На 0.)
- Как из числа 666 получить число на 333 большее, не производя никаких
арифметических действий с ним?
Ответ: перевернуть и получить число 999. - Как назвать одним словом сумму длин всех сторон ? (Периметр.)
- Назовите слово, 100 одинаковых букв которого можно найти на лугу? (СТОг.)
- Шла старуха в Москву. А навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (Одна старуха.)
- Числа, употребляемые при счёте предметов. (НАТУРАЛЬНЫЕ.)
- Чему равно произведение 13 · 25 · 0 · 247 ? (0)