Тема урока "Методические рекомендации из опыта работы". 2-й класс

Разделы: Иностранные языки

Класс: 2


Согласно положениям ФГОС педагог имеет право выбирать УМК из Федерального перечня учебных пособий, который отвечает специфике школы и класса, соответствует его методическим предпочтениям и собственным возможностям. Сделав окончательный выбор, он будет творчески подходить к процессу обучения, но творить он должен внутри выбранного им УМК, не нарушая его принципов.

В первую очередь учитель переходит к планированию 1 этапа обучения (т.е. курса начальной школы). Затем разрабатывает рабочую программу на учебный год, где определяет цель года и уровень общеучебных навыков и умений, метапредметных и предметных. После планирования по темам или четвертям он переходит к поурочному планированию, исходя из типа, целей и задач каждого урока.

В начальной школе обучение всем видам речевой деятельности и их контроль идет через игру, так необходимую для 7–9-летних детей. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания. Следует широко прибегать к таким игровым формам обучения, как ролевая игра, учебная драматизация. Использование различных игр обеспечивает постоянный интерес детей к предмету “иностранный язык”, является психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения. На уроке необходимо использовать разнообразные формы работы, направленные на смену деятельности учащихся.

Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо более активно внедрять в учебный процесс и такие формы работы, как групповые, коллективные. При этом, исходя из целей и задач урока, очень важно по возможности правильно размещать детей в классной комнате: по два за парту, в группах по четыре ученика, в “кружок”, когда дети сидят лицом друг к другу и к выступающему.

Учитель должен уметь вовлечь всех учащихся в работу на уроке.

Очень важно помнить о том, что урок ИЯ в начальной школе должен быть объединен общей темой, а вот деятельность детей на уроке должна быть обязательно разнообразной. Необходимо часто менять виды работы, обязательно перемежать их динамическими паузами, играми с элементами движения – малыши так быстро устают! Но при этом старайтесь, чтобы каждый элемент урока был важен для решения его общей задачи или задач, чтобы движения или игра не становились самоцелью. Рекомендуется на уроке проводить сначала две, затем не менее одной физкультминутки на английском языке. Сначала на уроках сама провожу физкультминутки, затем через 2–3 месяца роль учителя физкультуры исполняет ученик, с которым до этого индивидуально поработала.

При обучении младших школьников широко используются различные средства наглядности: игрушки, картинки, кубики и мультимедийные средства. В одном случае наглядность обеспечивает правильное осмысление материала, в другом служит опорой для его понимания вслух, в третьем создает условия для его практического применения, т.е. общения.

При обучении говорению большое место принадлежит моделированию ситуаций общения, стимулирующих речемыслительную деятельность учащихся. Предлагаемые учителем учебные ситуации должны соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста. Основной формой учебной деятельности школьников будет не слушание, говорение, чтение или письмо на ИЯ, а живое и активное общение с учителем и друг с другом.

Обучение говорению начинается с постановки правильного произношения. При тренировке детей в восприятии и произнесении звуков используются приемы неосознанной и сознательной имитации. Так, звуки, идентичные в английском и русском языках [m, b, s, z, g], не требуют специального обучения, они усваиваются неосознанно. Звуки, несколько отличающиеся от аналогичных в русском языке [t, n, l, e, j, p, k], а особенно, которые не встречаются в родном языке [w, h, æ, ð, θ, ƞ, r], требуют объяснения артикуляции.

В доступной учащимися форме даются объяснения, куда поставить язычок при произношении английских звуков. Подспорьем при постановке произношения служит зеркальце, которое ученик приносит на урок. Необходимо также различать на слух и в произношении разницу между долгими и краткими гласными. Здесь можно использовать игровые моменты предлагаемые методистом Никитенко З.Н.

Учитель: Как спешат часы у Тома? [tik, tik, tik]

А как отстают? [ti:k, ti:k, ti:k]

Можно с первых уроков включать веселый персонаж Mr. Tongue или A Monkey при обучении произношения. Например:

Mr.Tongue дует на свечку уходя из дома: [w – w – wa – wan], сел в машину: [t – t – tu:], заводит мотор: θ θ],r – θr – θr] и т.д. Теперь ваши язычки готовы считать: one, two, three. [1]

Оживляют урок такие задания как “Произноси русские слова как будто ты английский попугай”: [r] rыба на rаботе; [d] Dима на dаче, или прочитай русские поговорки как будто ты американский мальчик Том: Na:ʃa ta:nja grᴐ:mko pla:tʃet.

Необходимо уже ознакомить детей с рисунком английской речи (↑↓), дать понятия твердости и палатализации при артикуляции английских согласных, словесного и фразового ударения, ритмики английского языка.

В своей работе я уделяю значение овладению детьми транскрипцией как зрительной опорой для усвоения алфавита и правил чтения. В последнее время в методической литературе много споров “за” и “против” обучения транскрипции. Однако знание фонетической транскрипции не только необходимо для формирования эталонов произнесения соответствующих звуков, но значительно облегчает овладение умением читать на английском языке, помогает учащимся в дальнейшем при самостоятельной работе со словарями, чтобы ученики смогли прочитать и правильно произнести любое незнакомое слово.

Так же, как фонетическими навыками, младшие школьники овладевают лексическими и грамматическими явлениями осознанно. Раскрыв суть грамматического явления, учитель объясняет правило с последующими операциями по их автоматизации. При этом учитель предварительно формирует у детей мотив ознакомления с данной грамматической формой. В основе ознакомления – прием проблемной истории, с помощью которой дети сами добывают в ходе активного восприятия материала. Например, одна из проблемных историй при ознакомлении с множественным числом существительных:

Учитель: Вчера я пошла в магазин и купила три мяч, два кубик и пять кукла. Почему вам смешно? Как нужно было сказать?...

А в английском языке в этом случае надо приклеить к слову хвостик [s] или [z]. Если этого не делать, всем будет не понятно и смешно. Я буду называть английские слова. Если назову несколько предметов – хлопните в ладоши, а если один предмет – сидите тихо: a cat, cats, dogs, a pen etc.  

Для овладения структурой английского языка я использую кубики разного цвета. Они позволяют представить “структурную схему” образца мышления, помогают осознать фиксированный порядок слов в английском предложении.

Например, для того, чтобы ребята наглядно представили себе роль глагола-связки в предложении My name is Ann, можно расставить три зеленых кубика и один красный (is). Для сравнения с русским языком три зеленых кубика раскладываются для предложения: Меня зовут Аня (Мое имя Аня). Кубики как компоненты этих схем могут служить средством быстрого исправления ошибок в речи. Если пропущен глагол-связка, учитель поднимает кубик красного цвета, обозначающий данный элемент, и ребенок сам быстро исправляет ошибку. Перестановка кубиков различных цветов помогает быстрее осознать ребятам структуру вопроса английского языка:

После ознакомления с лексическими явлениями или грамматическими структурами с помощью проблемных историй идут упражнения на их тренировку и применение.

Особенность тренировки состоит в том, что она исключает механическое повторение, имитацию вслед за учителем. Любое повторение должно быть коммуникативно оправданным. Дети знают, что (цель) и для чего (мотив) они что-то делают. За упражнениями на репродукцию и постановку следуют упражнения в комбинировании речевого материала.

При наличии благоприятных условий желательно как можно раньше начинать обучать технике чтения и письма. Затягивание устного вводного курса приводит к тому, что уже на раннем этапе обучения теряется интерес тех учащихся, у которых зрительная память развита лучше слуховой.

Экспериментально доказано, что лучший эффект, более прочное и глубокое владение материалом достигается при параллельном обучении всем видам речевой деятельности: письменной (чтение, письмо) и устным (говорение и понимание звучащей речи на слух). Со временем чтение становится источником информации для устно-речевого общения, а также способом обогащения языковых средств учащихся.

Обучая чтению на начальном этапе, учитель решает следующие главные задачи: (1) обучить технике чтения и решению смысловых задач при чтении текста вслух и про себя; (2) совершенствовать слухо-произносительные навыки; (3) обогатить детей лингвострановедческими знаниями.

На первом этапе идет обучение чтению вслух. Образец чтения вначале дает учитель или диктор, затем читают сильные ученики, у которых поставлено правильное произношение, после чего дети повторяют за ними в виде игры в “эхо” хором и индивидуально, как “попугайчики”. Далее дети прочитывают материал самостоятельно в парах или группах (при этом идет процесс взаимообучения и взаимоконтроля), затем читают еще раз все вместе вполголоса – “птичий базар”. После этого чтение вслух становится на контроль. Таким образом, все учащиеся вовлекаются в активную речевую деятельность в течение всего урока.

Необходимо отметить, что страноведческий аспект обучения играет очень важную роль. Дети понимают, что язык – отражение культуры страны изучаемого языка. Уже в первых уроков они получают первоначальные сведения о странах, знакомятся с именами, кличками, детскими играми, считалками, песнями, формулами речевого этикета стран изучаемого языка.

Создание благоприятного климата является непременным условием обучения младших школьников. Уроки должны проходить весело, интересно, необходимо часто менять виды учебной деятельности, дети должны чувствовать дружеское расположение со стороны учителя. Поэтому следует отказаться от назидательного “обучающего” тона, необходимо стать речевым партнером детей, помощником и организатором общения. Важно, чтобы учитель сам был раскован, терпим к другим суждениям, идеям, ошибкам, умел сопереживать и восхищаться успехами своих учеников, поскольку главные педагогические средства – это улыбка и ласковый взгляд, доброе отношение к каждому ученику.

Учителю важно помнить, что, оценивая коммуникативные умения и знания детей, он оценивает, прежде всего, их успехи, а не доработки. Лучшим критерием оценки может быть прогресс каждого ребенка в развитии языковых и речевых умений. Постарайтесь поддерживать в них чувство успеха. Даже самая маленькая победа должна быть замечена и оценена. Ведь интерес к изучению языка чаще теряется тогда, когда пропадает чувство успеха.

И сегодня, в век компьютеризации, важно владеть навыками рукописного написания букв английского алфавита. Как известно, в начальной школе обучение письму начинается с применением печатных букв английского алфавита (block letters). Именно таким образом заполняются анкеты, бланки, документы в англоязычных странах. Однако ученики должны знать правила английской каллиграфии: большой наклон букв, безотрывное письмо, особенности написания некоторых строчных букв в конце слова, различия в написании арабских цифр по-английски и по-русски, и т.д., так как такая слитная полупечатная каллиграфия используется для обучения английских детей в современных школах Англии.

Для поддержания и развития интереса младших школьников к английскому языку, расширения их знаний по предмету рекомендуется сочетать урочную работу с внеклассной. Внеклассная работа на начальном этапе должна носить массовый характер, т.е. охватывать как можно больше учащихся. Все три формы внеклассной работы – индивидуальная, групповая, массовая – возможны на начальном этапе. Это может быть подготовка и проведение различных конкурсов, праздников, утренников, спектаклей и т.д.

По окончанию второго класса традиционно в гимназии проводится утренник “ABC” для родителей, куда вовлекаются все ученики: это и песни, и сценки, и стишки.