Главный вопрос, на который должны отвечать люди, ответственные за образование - "зачем?". В школьной программе так много предметов, которые кажутся нам обязательными, важными, но дети всегда задают этот простой вопрос. Зачем нам изучать то-то или знать то-то?
Вот теперь мы должны изучать еще и ОРКСЭ - как школьный предмет.
Дети восприняли этот школьный предмет, как что-то, имеющее отношение к жизни. Я думаю, разработчики этого предмета, как раз и рассчитывали на такой результат. И средства для выполнения цели выбраны абсолютно правильно. Школа - это очень важный этап в жизни каждого человека, и связан он, в первую очередь, с развитием социальных навыков. А иногда даже с привитием социальных навыков. Мы говорим о том, что в школе у ребенка должна возникать потребность в некоем духовном откровении. Она выражается достаточно просто - ребенок задает вопросы: "что такое добро?", "что такое зло?". Он задает их в начальной школе, пока маленький. Пореже, но все же пытается их задавать, будучи уже более взрослым - скажем, на уроках литературы, когда сталкивается с произведениями наших классиков, которые, так или иначе, апеллируют к этическим законам христианства, православия и других религий. И мы отдаем себе отчет, что в условиях школы ребенок к откровению готов - и по месту, и по времени.
В нашей школе, например, дети изучают основы религиозных культур. И это, по крайней мере, честно. Мы предлагаем им понять и почувствовать, как формировался опыт разных народов. Полученные знания могут способствовать возникновению у детей потребности в духовном наставничестве, и они придут в церковь. Кто-то придет в православный храм, кто-то в синагогу, кто-то в костел, кто-то в мечеть - важно, чтобы возникла потребность.
Эта потребность формируется постижением важных социальных навыков. Например, я хочу жить в мире и в дружбе, я хочу, чтобы меня понимали, и я хочу понимать других - что мне может в этом помочь? Возможно, знание каких-то важных жизненных законов, которые не изучаются наукой. А кем они рассматриваются? Кто-то, пытаясь понять эти законы, займется философией, а кто-то придет к Богу. Но у каждого в этом случае - свой путь.
Я думаю, что начало преподавания в школе основ религиозной культуры - очень хорошая тенденция. Она, во-первых, не имеет отношения к закону об образовании. И школу нельзя делать площадкой для реализации каких-то идей, которые имеют отношение к формированию общественной, государственной жизни. И, с другой стороны, очень важно понимать, что на этих уроках закладываются задатки добра, культуры, уважения и т.д. Потому, что в детстве человек настолько открыт, настолько искренен, что малейшую фальшь прекрасно чувствует и прекрасно с ней справляется, но больше такого доверия и такого внимания к этой теме от него будет добиться невозможно. И узнать историю всех мировых религий ребенок может из соответствующего предмета, который и нужно преподавать, если мы хотим видеть наше общество цивилизованным и толерантным.
Конспект урока по предмету «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе
Тема: Искусство в религиозной культуре. (урок 14-15)
Цель:
- Образовательные: обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных базовых национальных ценностей;
- Развивающие: развитие умения сравнивать события и явления, извлекать из этого данные для выявления закономерностей;
- Воспитательные: формирование образа мира как единого целого при разнообразии культур, национальностей, религий, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- компьютер
- презентация для урока
План урока:
I часть:
- Организация эмоционального настроя;
- Определение основной цели и задач урока, создание проблемной ситуации на основе проблемно-поисковых вопросов;
- Демонстрация презентации с устным комментарием слайдов ( 1 часть)
II часть:
- Демонстрация презентации с устным комментарием слайдов ( 2 часть)
- Ответы на вопросы с закреплением нового материала
- Определение домашнего задания.
Ход занятия
I часть
I. Организационный момент.
Цель: концентрация внимания учащихся, создание эмоционального настроя, подведение к осознанию темы урока.
Здравствуйте, друзья! Сегодня мы поговорим и порассуждаем на такую тему: Искусство в религиозном мире!
Учащимся демонстрируется подборка фотографий с объектами мировых религиозных культур, попутно задаются наводящие вопросы.
- Как вы считаете, к какой вере относится картинка, фотография, рисунок?
- Назовите отличия изображения объектов мировых культур
- Как вы думаете, в чем ценность и смысл создания объектов искусства, скульптуры, архитектуры.
II. Сообщение темы и задач урока.
Цель: концентрация внимания учащихся, создание проблемной ситуации на основе проблемно-поисковых вопросов.
Беседа
- Давайте вспомним какие религии встречаются в нашей стране?
- Какую роль в разных религиях играет искусство? Как вы думаете?
-Как называются сооружения культа в различных религиях?
-Какие еще существуют объекты культа, кроме священных сооружений?
Также учащимся демонстрируются «живые» объекты религиозного искусства – христианские иконы, нэцкэ, изображающие Будду, Коран на арабском языке с исламской каллиграфией и узорами.
- Я, думаю, что вы догадались о чем мы будем говорить сегодня? ( Религиозное искусство)
III. Демонстрация презентации.
1 слайд:
Религиозное искусство, понимаемое в широком смысле, включает в себя те произведения, в которых художественными средствами выражены религиозные идеи и устремления, т. е. произведения, имеющие религиозную направленность, прививающие людям мысль о всемогуществе божества, о необходимости поклоняться ему и соблюдать его заповеди.
2 Слайд:
В религиозной культуре христианства занимает особое место иконопись. Икона в переводе с греческого означает «образ», предмет поклонения - живописное изображение Бога, святого или святых. На Руси очень много почитаемых икон, среди них Владимирская и Казанская иконы Божьей Матери.
Учащимся предлагается самим поучаствовать в создании объектов религиозного искусства. Каждый из них должен пройти три «станции»:
Станция № 1.
Раскрасить христианскую картинку (соблюдать канон росписи) Дети могут выполнять работу индивидуально или в парах.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
3 Слайд:
Еще одно из искусств, широко распространенное в христианстве – фреско (стенопись) - способ живописи по сырой, особой штукатурке. Фрески можно наблюдать в очень многих православных Храмах.
Станция № 2.
Найти из предложенных фото разнообразных фресок, фрески на религиозную тему и объяснить почему так думают.
4 Слайд:
Ислам не рекомендует изображать людей и животных, поэтому среди них большое развитие получило искусство каллиграфии, т.к. мусульмане огромное значение придают Священному Писанию. Считается, что каллиграф превосходит всех остальных художников, поскольку он в наилучшем виде передает Божье Слово.
Станция № 3.
Попрактиковаться в каллиграфии, написав (нарисовав) арабское слово, или написать каллиграфией свое имя. (запись с права на лево)
5 Слайд:
Еще одно из распространенных искусств у мусульман- декоративное искусство- создание орнаментов, арабесок. Как правило, очень богатыми узорами украшены многие элементы убранства мечетей, мусульманских религиозных школ.
На сегодня наш урок закончен. На следующем уроке мы продолжим знакомство с искусством религий.
II часть
- На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с разнообразными объектами искусства разных религий. Кто вспомнит и назовет их?
- Найдите соответствие между понятием слова и его определением ( слайд № 6)
7 Слайд:
Центр иудейской религиозной жизни – это синагога. Синагогу украшают разнообразные светильники. Главный из них менора или семисвечник, напоминающий о семисвечнике разрушенного Иерусалимского храма.
8 Слайд:
Главная святыня синагоги – это свиток Священного Писания, Торы. Поэтому в иудаизме особое развитие получили те виды художественного творчества, которые связаны с украшением этого священного предмета. Например, корона Торы. Она надевается на стержни, которые держат в синагогах свиток – в знак того, что именно Писание – владыка народа.
Станция № 4.
Предложить детям изобразить по своему замыслу семисвечник или корону Торы. Дети могут выполнять работу индивидуально или в парах.
9 Слайд:
В буддизме важнейшую роль играют изображения и скульптуры Будды. Все детали таких скульптур или картин подчиняются «тридцати двум иконографическим признакам великой личности», которые подробно изложены в священных текстах.
Во время одного из обрядов в Тибете, монахи-буддисты тщательно изображают мандалу ( круг)- символический вид буддийской Вселенной.
Станция № 5.
Здесь учащиеся:
- просматривают еще одну подборку фотографий с изображением буддийский мандал.
- выбирают одну из предложенных учителем картинок с контурами рисунков около-буддийской тематики.
Готовую графическую зарисовку окрашивают цветными карандашами, гелиевыми ручками Под воздействием буддизма получило развитие садовое искусство – сады камней, которые делались для духовных упражнений монахов и медитации. |
Как вы думаете, пригодятся ли в жизни знания и умения, которые вы сегодня приобрели? Какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего урока? Слайд 9: Давайте попробуем ответить на вопросы! |
Цель: дальнейшее развитие знаний и умений; подготовка к последующему обучению; развитие творческого потенциала учащихся. Подготовьте сообщение об одном из религиозных сооружений находящихся в нашем городе и о том какие художественные произведения религиозного значения в нем находятся? Вы молодцы, мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок. |