Искусство в религиозной культуре

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (775 кБ)


 Главный вопрос, на который должны отвечать люди, ответственные за образование - "зачем?". В школьной программе так много предметов, которые кажутся нам обязательными, важными, но дети всегда задают этот простой вопрос. Зачем нам изучать то-то или знать то-то?

Вот теперь мы должны изучать еще и ОРКСЭ - как школьный предмет.

Дети восприняли этот школьный предмет, как что-то, имеющее отношение к жизни. Я думаю, разработчики этого предмета, как раз и рассчитывали на такой результат. И средства для выполнения цели выбраны абсолютно правильно. Школа - это очень важный этап в жизни каждого человека, и связан он, в первую очередь, с развитием социальных навыков. А иногда даже с привитием социальных навыков. Мы говорим о том, что в школе у ребенка должна возникать потребность в некоем духовном откровении. Она выражается достаточно просто - ребенок задает вопросы: "что такое добро?", "что такое зло?". Он задает их в начальной школе, пока маленький. Пореже, но все же пытается их задавать, будучи уже более взрослым - скажем, на уроках литературы, когда сталкивается с произведениями наших классиков, которые, так или иначе, апеллируют к этическим законам христианства, православия и других религий. И мы отдаем себе отчет, что в условиях школы ребенок к откровению готов - и по месту, и по времени.

В нашей школе, например, дети изучают основы религиозных культур. И это, по крайней мере, честно. Мы предлагаем им понять и почувствовать, как формировался опыт разных народов. Полученные знания могут способствовать возникновению у детей потребности в духовном наставничестве, и они придут в церковь. Кто-то придет в православный храм, кто-то в синагогу, кто-то в костел, кто-то в мечеть - важно, чтобы возникла потребность.

Эта потребность формируется постижением важных социальных навыков. Например, я хочу жить в мире и в дружбе, я хочу, чтобы меня понимали, и я хочу понимать других - что мне может в этом помочь? Возможно, знание каких-то важных жизненных законов, которые не изучаются наукой. А кем они рассматриваются? Кто-то, пытаясь понять эти законы, займется философией, а кто-то придет к Богу. Но у каждого в этом случае - свой путь.

Я думаю, что начало преподавания в школе основ религиозной культуры - очень хорошая тенденция. Она, во-первых, не имеет отношения к закону об образовании. И школу нельзя делать площадкой для реализации каких-то идей, которые имеют отношение к формированию общественной, государственной жизни. И, с другой стороны, очень важно понимать, что на этих уроках закладываются задатки добра, культуры, уважения и т.д. Потому, что в детстве человек настолько открыт, настолько искренен, что малейшую фальшь прекрасно чувствует и прекрасно с ней справляется, но больше такого доверия и такого внимания к этой теме от него будет добиться невозможно. И узнать историю всех мировых религий ребенок может из соответствующего предмета, который и нужно преподавать, если мы хотим видеть наше общество цивилизованным и толерантным.

Конспект урока по предмету «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе

Тема: Искусство в религиозной культуре. (урок 14-15)

Цель:

  • Образовательные: обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных базовых национальных ценностей;
  • Развивающие: развитие умения сравнивать события и явления, извлекать из этого данные для выявления закономерностей;
  • Воспитательные: формирование образа мира как единого целого при разнообразии культур, национальностей, религий, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор
  • компьютер
  • презентация для урока

План урока:

I часть:

  • Организация эмоционального настроя;
  • Определение основной цели и задач урока, создание проблемной ситуации на основе проблемно-поисковых вопросов;
  • Демонстрация презентации с устным комментарием слайдов ( 1 часть)

II часть:

  • Демонстрация презентации с устным комментарием слайдов ( 2 часть)
  • Ответы на вопросы с закреплением нового материала
  • Определение домашнего задания.

Ход занятия

I часть

I. Организационный момент.

Цель: концентрация внимания учащихся, создание эмоционального настроя, подведение к осознанию темы урока.

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы поговорим и порассуждаем на такую тему: Искусство в религиозном мире!

Учащимся демонстрируется подборка фотографий с объектами мировых религиозных культур, попутно задаются наводящие вопросы.

- Как вы считаете, к какой вере относится картинка, фотография, рисунок?

- Назовите отличия изображения объектов мировых культур

- Как вы думаете, в чем ценность и смысл создания объектов искусства, скульптуры, архитектуры.

II. Сообщение темы и задач урока.

Цель: концентрация внимания учащихся, создание проблемной ситуации на основе проблемно-поисковых вопросов.

Беседа

- Давайте вспомним какие религии встречаются в нашей стране?

- Какую роль в разных религиях играет искусство? Как вы думаете?

-Как называются сооружения культа в различных религиях?

-Какие еще существуют объекты культа, кроме священных сооружений?

Также учащимся демонстрируются «живые» объекты религиозного искусства – христианские иконы, нэцкэ, изображающие Будду, Коран на арабском языке с исламской каллиграфией и узорами.

- Я, думаю, что вы догадались о чем мы будем говорить сегодня? ( Религиозное искусство)

III. Демонстрация презентации.

1 слайд:

Религиозное искусство, понимаемое в широком смысле, включает в себя те произведения, в которых художественными средствами выражены религиозные идеи и устремления, т. е. произведения, имеющие религиозную направленность, прививающие людям мысль о всемогуществе божества, о необходимости поклоняться ему и соблюдать его заповеди.

2 Слайд:

В религиозной культуре христианства занимает особое место иконопись. Икона в переводе с греческого означает «образ», предмет поклонения - живописное изображение Бога, святого или святых. На Руси очень много почитаемых икон, среди них Владимирская и Казанская иконы Божьей Матери.

Учащимся предлагается самим поучаствовать в создании объектов религиозного искусства. Каждый из них должен пройти три «станции»:

Станция № 1.

Раскрасить христианскую картинку (соблюдать канон росписи) Дети могут выполнять работу индивидуально или в парах.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

3 Слайд:

Еще одно из искусств, широко распространенное в христианстве – фреско (стенопись) - способ живописи по сырой, особой штукатурке. Фрески можно наблюдать в очень многих православных Храмах.

Станция № 2.

Найти из предложенных фото разнообразных фресок, фрески на религиозную тему и объяснить почему так думают.

4 Слайд:

Ислам не рекомендует изображать людей и животных, поэтому среди них большое развитие получило искусство каллиграфии, т.к. мусульмане огромное значение придают Священному Писанию. Считается, что каллиграф превосходит всех остальных художников, поскольку он в наилучшем виде передает Божье Слово.

Станция № 3.

Попрактиковаться в каллиграфии, написав (нарисовав) арабское слово, или написать каллиграфией свое имя. (запись с права на лево)

5 Слайд:

Еще одно из распространенных искусств у мусульман- декоративное искусство- создание орнаментов, арабесок. Как правило, очень богатыми узорами украшены многие элементы убранства мечетей, мусульманских религиозных школ.

На сегодня наш урок закончен. На следующем уроке мы продолжим знакомство с искусством религий.

II часть

- На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с разнообразными объектами искусства разных религий. Кто вспомнит и назовет их?

- Найдите соответствие между понятием слова и его определением ( слайд № 6)

7 Слайд:

Центр иудейской религиозной жизни – это синагога. Синагогу украшают разнообразные светильники. Главный из них менора или семисвечник, напоминающий о семисвечнике разрушенного Иерусалимского храма.

8 Слайд:

Главная святыня синагоги – это свиток Священного Писания, Торы. Поэтому в иудаизме особое развитие получили те виды художественного творчества, которые связаны с украшением этого священного предмета. Например, корона Торы. Она надевается на стержни, которые держат в синагогах свиток – в знак того, что именно Писание – владыка народа.

Станция № 4.

Предложить детям изобразить по своему замыслу семисвечник или корону Торы. Дети могут выполнять работу индивидуально или в парах.

9 Слайд:

В буддизме важнейшую роль играют изображения и скульптуры Будды. Все детали таких скульптур или картин подчиняются «тридцати двум иконографическим признакам великой личности», которые подробно изложены в священных текстах.

Во время одного из обрядов в Тибете, монахи-буддисты тщательно изображают мандалу ( круг)- символический вид буддийской Вселенной.

Станция № 5.

Здесь учащиеся:

- просматривают еще одну подборку фотографий с изображением буддийский мандал.

- выбирают одну из предложенных учителем картинок с контурами рисунков около-буддийской тематики.

IV. Итог.

V. Д/З.

Готовую графическую зарисовку окрашивают цветными карандашами, гелиевыми ручками

Под воздействием буддизма получило развитие садовое искусство – сады камней, которые делались для духовных упражнений монахов и медитации.

Как вы думаете, пригодятся ли в жизни знания и умения, которые вы сегодня приобрели?

Какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего урока?

Слайд 9:

Давайте попробуем ответить на вопросы!

Цель: дальнейшее развитие знаний и умений; подготовка к последующему обучению; развитие творческого потенциала учащихся.

Подготовьте сообщение об одном из религиозных сооружений находящихся в нашем городе и о том какие художественные произведения религиозного значения в нем находятся?

Вы молодцы, мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок.