Основные положения молекулярно-кинетической теории"

Разделы: Физика


Тип урока: Эвристическая беседа с первичным закреплением. Урок-исследование (индивидуальная и экспериментальная работа)

Цели:

  • Образовательные:
    • изучение основных положений МКТ и их опытное подтверждение;
    • изучение практической направленности полученных знаний о диффузии,  видах диффузии;
    • формирование умений в их применении в экспериментальной работе;
  • Развивающие:
    • способствовать развитию логического мышления;
    • способствовать развитию умения выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;
    • развивать умения проводить анализ и обобщение  теории и результатов эксперимента;
  • Воспитательные:
    • совершенствовать навыки ведения отчётности;
    • развитие способности к сотрудничеству, общению, умения работать в коллективе,  индивидуально и в малых группах;
    • способствовать формированию научного мировоззрения;
    • способствовать воспитанию: культуры мышления и речи;
    • активизация познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям.

Оборудование: проектор, ПК, интерактивная доска, мультимедийная программа, раствор дистиллированной воды и соли медного купороса (приготовлен заранее), стакан с водой – 50 мл, стакан с шариками – 50 мл, стакан с раствором марганцовки, кристаллическая решётка поваренной соли, кусок пластилина, две парафиновые свечи, два предметных стекла, стакан с водой, пипетка, ластик, спички, раздаточный материал.

Используемые ресурсы:

  1. Физика: учебник для 10 класса/Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский/– М.: Просвещение – 2011 год
  2. Поурочные разработки по физике 10 класс/ В.А.Волков/ – М.: Вако– 2007
  3. Лекции по  программе «Опыты по физике с использованием нового учебного оборудования» –  к.п.н, доцент Новиков С.М./ ПАПО г.Москва
  4. my.mail.ru/ Ирина Касаткина

План урока:

1. Активизация мыслительной деятельности  – 5 мин.
2. Изучение нового материала – 20 мин.
3. Закрепление нового материала – 40 мин.
4. Подведение итогов урока –10 мин.
5. Домашнее задание  – 5 мин.

ХОД УРОКА

1. Активизация мыслительной деятельности

А)  Назовите примеры веществ, которыми пользуемся в повседневной жизни (вода, стекло, резина, медь и т.д.);
Б)  Какие вещества называют простыми? Приведите примеры. (Вещества,  состоящие из одного вида  атомов. Например: кислород, азот, железо, золото и др.);
В)  Какие вещества называют сложными? Приведите примеры. (Вещества,  состоящие из двух и более видов  атомов. Например: вода, соляная кислота, серная кислота  и др.);
Г)  Какие тепловые явления сегодня вы наблюдали? (Нагревание, кипение, охлаждение, испарение, кристаллизация, конвекция, конденсация и др.);
Д)  Назовите агрегатные состояния вещества. (Газообразное, жидкое, твердое состояние тела, плазма)

2. Изучение нового материала

2.1. История атомистических учений

1. Древняя Греция  (2500 лет тому назад) – Левкипп, Демокрит. «Атом» – «неделимый».
Легенда: Если яблоко разрезать пополам, затем половину яблока разрезать пополам, то так можно резать до тех пор, пока резать останется нечего. Та последняя часть , которую нельзя разрезать назвали словом – «АТОМ».

2. 18 век – М.В. Ломоносов  внес большой вклад в развитие МКТ. Две формы частиц: атом – элемент, молекула (как собрание атомов) – «корпускула». Презентация «М.В.Ломоносов и МКТ ».
3. Сообщение  «М.В. Ломоносов» (300 лет со дня рождения) – 1 мин (задание выдано до урока).

4. «Стишок про молекулы» автор Ирина Касаткина (задание выдано до урока двум студентам)

Как-то раз друзья сидели
И на звездочки глядели,
А потом спросили вдруг:
– Из чего весь мир вокруг?
 
Знайте, умненькие дети,
Все, что есть на белом свете:
Люди, травы и зверюшки,
Поезда, дома, игрушки, 
Солнце, воздух и вода,
И далекая звезда –
Словом, все тела подряд
Из МОЛЕКУЛ состоят,
То есть ма-а-аленьких частиц.
 
Нет у них ни рук, ни лиц,
Нет ни хвостиков, ни ножек,
И никто из вас не может
Их глазами разглядеть.
Есть МОЛЕКУЛЫ везде.
До чего ж они малы!
Меньше кончика иглы,
Меньше маленькой соринки,
Меньше крошечной песчинки.
Их в пылинке – миллионы!
 
Есть у них свои законы.
Основной закон такой:
Запрещается покой,
Разрешается движенье
И друг к другу притяженье. 
 
В воздухе они свободно
Носятся, куда угодно.
Жидкость воздуха плотнее,
В ней МОЛЕКУЛАМ теснее,
Берегут они бока,
Лишь колеблются слегка,
А во всяком твердом теле
Шевелятся еле-еле. 
 
Если воду ты нагреешь,
В ней МОЛЕКУЛЫ быстрее
Станут двигаться – и могут
Из воды найти дорогу,
И тогда горячий пар
Выпускает самовар. 

2.2. Основные положения МКТ

Основные положения МКТ

Опытные факты и демонстрации

1. Все вещества – жидкие, твердые и газообразные – состоят из мельчайших частиц – молекул, которые сами состоят из атомов («элементарных молекул»). Молекулы и атомы представляют собой электрически нейтральные частицы. При определенных условиях молекулы и атомы могут приобретать дополнительный электрический заряд и превращаться в положительные или отрицательные ионы. 1. Дробимость:  мел, сахарная пудра.

2. Опыт: раствор марганцовки смешивать с водой (раствор будет окрашиваться, но с каждым разом становится светлее)

3. Ионный проектор, электронный микроскоп

2. Частицы (атомы и молекулы)  находятся в непрерывном хаотическом движении. Броуновское движение, распространение запахов, диффузия, стремление газа занять весь объём.
Опыт: открыть флакон с аммиаком и смочить ватку, через некоторое время запах распространится по кабинету; можно использовать пакетик с ванилью.
3. Частицы взаимодействуют друг с другом силами: притяжения и отталкивания, имеющими электрическую природу. Гравитационное взаимодействие между частицами пренебрежимо мало. Сохранение формы твердых тел, смачивание, склеивание, поверхностное натяжение жидкостей.
Опыт: Деформация на модели твердого тела.
Демонстрация: мыльные пузыри
4. Частицы разделены промежутками Опыт: 

Если смешать спирт 50 мл и дистиллированную  воду 50 мл, то объём полученной смеси будет меньше 100 мл.

2.3. Диффузия (лат. diffusio — распространение, растекание, рассеивание) — процесс взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого, приводящий к самопроизвольному выравниванию их концентраций по всему занимаемому объём.

Диффузия подтверждает второе положение МКТ.

Вопрос группе: От чего зависит скорость диффундирования?

Ответ: Диффузия зависит от плотности вещества, его агрегатного состояния, температуры и площади соприкосновения.

Мастер производственного обучения  Бобровская Валентина Николаевна Рассказ «Роль диффузия и МКТ  в технологии приготовления пищи».

Цель  выступления: показать на технологических примерах приготовления пищи роль диффузии  и  молекулярно-кинетической теории (МКТ), выявить связь изучаемого предмета «Физика» с профессией «Техник-технолог приготовления пищи».

1. Засолка рыбы, капусты, помидор и огурцов;
2. Холодная и горячая засолка (термодиффузия и бародиффузия);
3. Если суп пересолили, то в суп необходимо добавить  очищенный картофель или рис, которые «оттянут лишнюю соль» и др.
4. Методы  закладки сахара при варке компота из: а) сухофруктов;  б) свежих фруктов.
Диффузия в природе: питание растений из почвы, в организмах человека и животных всасывание питательных веществ через стенки пищевода, кислород через лёгкие.
5. Диффузия в природе: питание растений из почвы, в организмах человека и животных всасывание питательных веществ через стенки пищевода, кислород через лёгкие.

3. Закрепление нового материала

А. Практическая работа «Наблюдение взаимодействия различных веществ»

Цель работы: убедиться в существовании взаимодействия частиц вещества.

Приборы и материалы: кусок пластилина, две парафиновые свечи, два предметных стекла, стакан с водой, пипетка, ластик, спички.

Внимание: При работе со стеклом и спичками соблюдайте особую осторожность!

Ход работы:

  1. Разделите кусок пластилина на две одинаковые части, а затем прижмите их друг к другу. Что вы наблюдаете?
  2. Приведите в соприкосновение две парафиновые свечи. Соединились они  или  нет? Почему?
  3. Оплавьте  конец одной свечи на пламени спички. Соедините свечи. Что вы наблюдаете? Почему?
  4. Сложите два сухих предметных стекла. Прижмите их друг к другу. Что вы наблюдаете?
  5. С помощью пипетки наберите воду из стакана. Смочите одно из стекол водой (капните из пипетки несколько капель) и опять прижмите предметные стёкла друг к другу. Что вы наблюдаете? Почему?
  6. Сожмите пальцами ластик. Что вы ощущаете?  Почему ластик восстанавливает свою первоначальную форму после прекращения сжатия?

Отчёт о проделанной работе:

Действия Наблюдения
   
   

Вывод: Различные тела взаимодействуют друг с другом благодаря межмолекулярным взаимодействиям.

Б. Контроль знаний по новой теме: Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование

Задание: Вписать в текст недостающие слова.

Цель работы:

1. Развивать навыки самостоятельной работы и внимательность.
2. Закрепить  теоретические знания.

1) Все вещества состоят из мельчайших_____________ (молекул, атомов, ионов и др), разделенных между  собой _____________________.

Молекула — мельчайшая устойчивая частица вещества, сохраняющая его основные _____________________свойства.
Молекулы состоят из более мелких частиц —_____________.

Атомы — мельчайшие частицы химического элемента, сохраняющие его химические свойства.
Число различных атомов сравнительно невелико и равно числу химических элементов (119) и их изотопов (около 1500).

Опытные обоснования:

1.___________________________2._______________________3._____________________

2) Частицы  находятся в _______________ и  __________________(тепловом) движении.
Вид теплового движения (поступательное, _________________, вращательное) молекул зависит от характера их взаимодействия и изменяется при переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое. Интенсивность теплового движения определяет степень нагретости тела, характеризуемую температурой тела.

Опытные обоснования:

1.___________________________2._______________________3._____________________

3) Частицы в веществе связаны друг с другом силами молекулярного взаимодействия: _________________ и ___________________.
Эти силы зависят от  ________________________между частицами.

Опытные обоснования:

1.___________________________2._______________________3._____________________

4) Большой вклад в теорию МКТ (_________________________________________________) внес в 18 в. выдающийся русский ученый-энциклопедист _________________________, рассматривая  тепловые явления, как результат движения частиц, образующих тела.

4. Подведение итогов урока

 Сообщение «Нанотехнологии в пищевой промышленности»
(задание выдано до урока) – 1 минута

5. Домашнее задание:

а) §57-§61,63;
б) Предложить методы определения размеров тел малой массы.

Приложение 1