Конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики" по теме "Добро и зло". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель данного курса: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании, понимании и уважении культурных и религиозных традиций народов России, к способности жить и действовать в условиях многонационального и поликонфессионального российского общества.

Цель данного урока: формирование представлений о добре и зле.

Задачи:

  • Образовательные: ознакомить с понятием  добро и что входит в понятие добра; с понятием зло и какие есть наиболее распространенные его проявления; углубить сущность известных понятий, пополнить словарный запас учащихся.
  • Развивающие: развитие мышления, способностей к умозаключению и выводам; развитие устной речи, творческих способностей, внимания и памяти;
  • Воспитательные: продолжать воспитание нравственного, толерантного отношения к людям, любовь к изучению предмета; продолжать работу по развитию навыка самостоятельной работы на уроке, уважения к другим учащимся и учителю во время дискуссий, работа над самооценкой учащихся, воспитание культуры речи.

Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебники «Основы светской этики» 4 класс, словарь С.И.Ожегова.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Звучит песня «Дорогою добра» (Приложение 2)

Приложение  1. Слайд 1.

На доске эпиграф урока.

«Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.» (Г.Гегель)

– Ребята, как вы понимаете эти слова?
– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

3. Изучение нового материала

Слайд 2.

– Как  вы понимаете, что такое добро? Какие добрые поступки совершали вы, ваши товарищи? (Ответы детей)
– Тогда, что такое зло в вашем понимании? (Ответы детей)
– Как вы думаете, почему эти понятия изучаются на одном уроке? (Ответы детей)

Работа в группах:

1 группа – находят объяснение понятия «добро» на с.12 учебника, дают объяснение одноклассникам.
2 группа –  находит по словарю Ожегова объяснение понятия «добро», рассказывает одноклассникам.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

3 группа –  находят объяснение понятия «зло» на с.13 учебника, дают объяснение одноклассникам.
4 группа – находит по словарю Ожегова объяснение понятия «зло», рассказывает одноклассникам.

С.И.Ожегов: «Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

5 группа – читают 1 абзац с. 13, конкретизируют понятие добрые дела.
6 группа – читают 3 абзац с. 13, конкретизируют проявление зла.

– Запишите в ваши тетради понятия и определения «добро» и «зло».

4.  Закрепление знаний

 – Послушайте стихотворение, оцените поступок мальчика.

Чтение стихотворения  «Разговор» В. Лившиц.

Усталая, с работы
Пришла под вечер мать
И видит, что у сына
Не прибрана кровать,
Что стынет чай в стакане,
Что пол не подметён,
Что, лежа на диване,
Читает книжку он…
И мать ему с обидой
Промолвила: «Сынок,
Когда-нибудь ты маме
Хоть чем-нибудь помог?» –
А сын ответил хмуро,
Едва взглянув на мать:
– Ты, мама, про Тимура
Мешаешь мне читать!..
Уверен я, ребята,
Что если б жил Гайдар –
Прославленный писатель
И храбрый комиссар, –
То этому парнишке,
Что так встречает мать,
Сказал бы автор книжки
(Вернее, мог сказать):
«В тебе, наверно, совесть
Заснула, паренёк!
Прочесть сумел ты повесть,
А вот понять – не смог…»

– Согласны ли  вы со словами автора? Чего не понял мальчик? Как должен был поступить сын?
– Стремление совершать добрые поступки живёт в каждом из нас. Только не всегда добрые намерения превращаются в добрые дела.

Дидактическая игра «Добрый ли человек?»

Слайд 3.

Ситуация 1

Вася помог старушке перейти улицу, а потом всем в школе рассказывал о своем поступке.

– Можно ли считать поступок Васи по-настоящему добрым?

Слайд 4.

Ситуация 2

Маша получила «2» и для того, чтобы мама ее меньше ругала, вымыла всю посуду и убралась в комнате.

Слайд 5.

Ситуация 3

Ваня зимой смастерил кормушку для птиц и постоянно насыпал туда хлебные крошки.

– Мы с вами сказали, что добро и зло находятся в постоянной борьбе. А когда добро всегда одерживает верх над злом? (В сказках.)

– Давайте проверим, как вы знаете  сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом.

Слайд 6.

1. С грядки старушка цветок сорвала
Девочке Жене его отдала.
В цветке, лепестках есть волшебная сила
Их девочка Женя о чём-то просила.
Что надо сказать лепестки обрывая?
Как называется сказка такая?

(«Цветик – семицветик»  В.Катаев.

Лети, лети лепесток, 
Через запад на восток,
Через север, через юг,  
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.)  

– Почему первые шесть желаний не принесли удовольствия Жене?

Слайд 7.

2. Снег валил, клубились тучи,
Гнулись сосны до земли,
Злые люди в лес дремучий
Сиротинку отвели.
Замолчать заставили
Замерзать оставили.

(Сказка «Морозко»)

– За что была вознаграждена падчерица?
– Какое качество руководило поступками мачехи и её дочери?

Слайд 8.

4. Сейчас потолкуем о книге другой:

Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю,
Он невод забросил.
Кого-то поймает
И что-то попросит.

(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

– За что была наказана старуха?

Слайд 9.

5.  Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед.
 Старушоночка сказала,
 Поклонилась и пропала.

(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

– Почему царица решила отравить царевну?

 Работа в парах. Игра «Пословицы рассыпались».
– У вас на столах – части пословиц. Соедините начало и конец каждой пословицы. Обсудите с товарищами, как вы их понимаете?

* Жизнь дана на …                            * а хвались добром.
*  Не хвались серебром …                * добрые дела.
*  Плохо тому, …                               * война разрушает.
*  Злой плачет от зависти, а …        * добрый от радости.
*  Доброму человеку и чужая…       *  до сердца.
*  Мир строит, а …                            * кто добра не творит никому.
*  Доброе слово доходит …              *  болезнь к сердцу.
*  Делаешь добро – …                       * делай до конца.

Проверка.

* Жизнь дана на добрые дела.
* Не хвались серебром, а хвались добром.
* Плохо тому, кто добра не творит никому.
* Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
* Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
* Мир строит, а война разрушает.
* Доброе слово доходит до сердца.
* Делаешь добро – делай до конца.

– Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. 

Дети выводят правила.

1) Помогать людям. 
2) Защищать слабого. 
3) Делиться последним с другом. 
4) Не завидовать. 
5) Прощать ошибки другим. 
и др.

Вывод

На доске проявляется надпись:

Слайд 10.

Помни:

  • Пробуй не наступить, а уступить.
  • Не захватить, а отдать. 
  • Не кулак показать, а протянуть ладонь. 
  • Не спрятать, а поделиться. 
  • Не кричать, а выслушать. 
  • Не разорвать, а склеить. 

(Эти правила распечатаны и раздаются детям на отдельных листках. Дети вклеивают их в тетрадь.)

– Попробуй – и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согревает сердце, старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку.

5. Итог

– Давайте подведем итог.
– Что такое добро и зло?
– Как вы поняли, что значит быть добрым?
– Кто считает себя добрым?
– Кто понял, что он понимал добро и зло раньше не так?

6. Домашнее задание

Слайд 11.

  • Поговорить с родителями, как они понимают «добро» и «зло».
  • Записать в тетрадь пословицы о добре и зле.
  • Составить и записать синквейн со словом «Добро» (по желанию).