Цель данного курса: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании, понимании и уважении культурных и религиозных традиций народов России, к способности жить и действовать в условиях многонационального и поликонфессионального российского общества.
Цель данного урока: формирование представлений о добре и зле.
Задачи:
- Образовательные: ознакомить с понятием добро и что входит в понятие добра; с понятием зло и какие есть наиболее распространенные его проявления; углубить сущность известных понятий, пополнить словарный запас учащихся.
- Развивающие: развитие мышления, способностей к умозаключению и выводам; развитие устной речи, творческих способностей, внимания и памяти;
- Воспитательные: продолжать воспитание нравственного, толерантного отношения к людям, любовь к изучению предмета; продолжать работу по развитию навыка самостоятельной работы на уроке, уважения к другим учащимся и учителю во время дискуссий, работа над самооценкой учащихся, воспитание культуры речи.
Основные термины и понятия: добро и
зло как основные этические понятия.
Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, учебники «Основы
светской этики» 4 класс, словарь С.И.Ожегова.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Звучит песня «Дорогою добра» (Приложение 2)
Приложение 1. Слайд 1.
На доске эпиграф урока.
«Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.» (Г.Гегель)
– Ребята, как вы понимаете эти слова?
– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на
уроке?
3. Изучение нового материала
Слайд 2.
– Как вы понимаете, что такое добро? Какие
добрые поступки совершали вы, ваши товарищи? (Ответы
детей)
– Тогда, что такое зло в вашем понимании? (Ответы
детей)
– Как вы думаете, почему эти понятия изучаются на
одном уроке? (Ответы детей)
Работа в группах:
1 группа – находят объяснение понятия «добро»
на с.12 учебника, дают объяснение одноклассникам.
2 группа – находит по словарю Ожегова
объяснение понятия «добро», рассказывает
одноклассникам.
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
3 группа – находят объяснение понятия «зло»
на с.13 учебника, дают объяснение одноклассникам.
4 группа – находит по словарю Ожегова объяснение
понятия «зло», рассказывает одноклассникам.
С.И.Ожегов: «Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
5 группа – читают 1 абзац с. 13, конкретизируют
понятие добрые дела.
6 группа – читают 3 абзац с. 13, конкретизируют
проявление зла.
– Запишите в ваши тетради понятия и определения «добро» и «зло».
4. Закрепление знаний
– Послушайте стихотворение, оцените поступок мальчика.
Чтение стихотворения «Разговор» В. Лившиц.
Усталая, с работы
Пришла под вечер мать
И видит, что у сына
Не прибрана кровать,
Что стынет чай в стакане,
Что пол не подметён,
Что, лежа на диване,
Читает книжку он…
И мать ему с обидой
Промолвила: «Сынок,
Когда-нибудь ты маме
Хоть чем-нибудь помог?» –
А сын ответил хмуро,
Едва взглянув на мать:
– Ты, мама, про Тимура
Мешаешь мне читать!..
Уверен я, ребята,
Что если б жил Гайдар –
Прославленный писатель
И храбрый комиссар, –
То этому парнишке,
Что так встречает мать,
Сказал бы автор книжки
(Вернее, мог сказать):
«В тебе, наверно, совесть
Заснула, паренёк!
Прочесть сумел ты повесть,
А вот понять – не смог…»
– Согласны ли вы со словами автора? Чего не
понял мальчик? Как должен был поступить сын?
– Стремление совершать добрые поступки живёт в
каждом из нас. Только не всегда добрые намерения
превращаются в добрые дела.
Дидактическая игра «Добрый ли человек?»
Слайд 3.
Ситуация 1
Вася помог старушке перейти улицу, а потом всем в школе рассказывал о своем поступке.
– Можно ли считать поступок Васи по-настоящему добрым?
Слайд 4.
Ситуация 2
Маша получила «2» и для того, чтобы мама ее меньше ругала, вымыла всю посуду и убралась в комнате.
Слайд 5.
Ситуация 3
Ваня зимой смастерил кормушку для птиц и постоянно насыпал туда хлебные крошки.
– Мы с вами сказали, что добро и зло находятся в постоянной борьбе. А когда добро всегда одерживает верх над злом? (В сказках.)
– Давайте проверим, как вы знаете сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом.
Слайд 6.
1. С грядки старушка цветок сорвала
Девочке Жене его отдала.
В цветке, лепестках есть волшебная сила
Их девочка Женя о чём-то просила.
Что надо сказать лепестки обрывая?
Как называется сказка такая?
(«Цветик – семицветик» В.Катаев.
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.)
– Почему первые шесть желаний не принесли удовольствия Жене?
Слайд 7.
2. Снег валил, клубились тучи,
Гнулись сосны до земли,
Злые люди в лес дремучий
Сиротинку отвели.
Замолчать заставили
Замерзать оставили.
(Сказка «Морозко»)
– За что была вознаграждена падчерица?
– Какое качество руководило поступками мачехи и
её дочери?
Слайд 8.
4. Сейчас потолкуем о книге другой:
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю,
Он невод забросил.
Кого-то поймает
И что-то попросит.
(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
– За что была наказана старуха?
Слайд 9.
5. Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед.
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала.
(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
– Почему царица решила отравить царевну?
Работа в парах. Игра «Пословицы
рассыпались».
– У вас на столах – части пословиц. Соедините
начало и конец каждой пословицы. Обсудите с
товарищами, как вы их понимаете?
* Жизнь дана на …
* а хвались добром.
* Не хвались серебром …
* добрые дела.
* Плохо тому, …
* война
разрушает.
* Злой плачет от зависти, а … *
добрый от радости.
* Доброму человеку и чужая… * до
сердца.
* Мир строит, а …
* кто
добра не творит никому.
* Доброе слово доходит …
* болезнь к сердцу.
* Делаешь добро – …
* делай до конца.
Проверка.
* Жизнь дана на добрые дела.
* Не хвались серебром, а хвались добром.
* Плохо тому, кто добра не творит никому.
* Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
* Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
* Мир строит, а война разрушает.
* Доброе слово доходит до сердца.
* Делаешь добро – делай до конца.
– Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
Дети выводят правила.
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.
и др.
Вывод
На доске проявляется надпись:
Слайд 10.
Помни:
- Пробуй не наступить, а уступить.
- Не захватить, а отдать.
- Не кулак показать, а протянуть ладонь.
- Не спрятать, а поделиться.
- Не кричать, а выслушать.
- Не разорвать, а склеить.
(Эти правила распечатаны и раздаются детям на отдельных листках. Дети вклеивают их в тетрадь.)
– Попробуй – и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согревает сердце, старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку.
5. Итог
– Давайте подведем итог.
– Что такое добро и зло?
– Как вы поняли, что значит быть добрым?
– Кто считает себя добрым?
– Кто понял, что он понимал добро и зло раньше не
так?
6. Домашнее задание
Слайд 11.
- Поговорить с родителями, как они понимают «добро» и «зло».
- Записать в тетрадь пословицы о добре и зле.
- Составить и записать синквейн со словом «Добро» (по желанию).