Цель: развитие устойчивого познавательного интереса к изучению физики.
Форма проведения: театрализованная познавательная игра.
ТСО: ноутбук, мультимедиа-проектор, экран.
Оборудование: весы, картезианский водолаз, чайные ложки.
Роли: Ученик, Историк, Архимед, царь Гиерон, Автор.
ХОД ИГРЫ
Ученик:
Гордый Рим трубил победу
Над твердыней Сиракуз;
Но трудами Архимеда
Много больше я горжусь.
Надо только постараться
И запомнить всё, как есть.
Три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два
И шесть!
Учитель: О чем это ребята, о каких «три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть»?
Командам раздают картонные круги с буквами.
Нужно проделать работу Архимеда определить
число пи, используя калькулятор.
На доске появляются столбиком результаты, и на
магниты собирается слово Архимед.
Объявляется тема вечера.
Ученик: Сегодня наш вечер посвящен великому древнегреческому ученому Архимеду.
На экране первый слайд (Приложение 1)
Историк: Архимед родился в 287 году до н.э. в Сиракузах на острове Сицилия. Отец Архимеда – астроном и математик Фидий. Фидий дал сыну хорошее образование.
На экране 2 слайд.
Город Сиракузы был основан в 734 году до н.э. Как во всех древних городах в нем была арена для выступлений под открытым небом.
На экране 3 слайд.
Задание командам. Найти длину дуги внутренней и внешней, если их радиусы 8м и 9м, с точностью до сотых. (25,12 и 28,26) (Приложение 2)
Сценка 1
Слайд 4. Слышен шум прибоя.
Автор:
Однажды по берегу моря вдвоем
Гулял Архимед с сиракузским царем.
Гиерон: Ну скажем, рычаг. А какая тут цель?
Автор:
А рядом триеру тащили на мель. (Слайд 5)
И тут Архимед Гиерона спросил:
Архимед:
Ты помнишь мой винт для подъема воды? (Слайд 6)
В Египте рабам я облегчил труды.
А знаешь, как людям помог бы рычаг
В труде непосильном? К примеру
Один бы сумел на песчаный причал
Втащить я…вот эту триеру. (Слайд 7)
Автор: Стоит Гиерон потирает висок:
Гиерон: Ты втащишь триеру? Один? На песок?
Архимед:
Триеру на берег втащу я один.
Триеру с гребцами и грузом.
Вот ты через месяц сюда приходи,
И я удивлю Сиракузы.
Автор:
В назначенный срок собирается люд
На пристани, солнцем согретой
Глядя на машину, но чуда не ждут:
Из толпы:
– Не втащит! Да слыхано ль это?
Гиерон:
Я вижу веревки и много колес,
И я поражаюсь размеру,
Но даже Геракл, ухватившись за трос,
Не стащит на берег триеру.
Автор:
И тут Архимед повернул колесо,
Триера послушно ползет на песок.
На палубе с ног повалились купцы.
На берег заехать – не шутка!
По воздуху веслами машут гребцы,
Как будто лишились рассудка.
Гиерон:
Не верю глазам!
Сколько силы в плечах!
Архимед: Нет царь! Эту силу умножил рычаг!
Автор:
Взглянул Архимед. Небо, море кругом.
Синее море и горы.
Архимед:
Я землю бы мог повернуть рычагом,
Лишь дайте мне точку опоры.
На доске появляется плакат «Дайте мне точку опоры и я сдвину землю»
Задания для команд.
1. Где в настоящее время применяется винт
Архимеда? (Слайд 8)
2. Как на качелях длиной 4м уравновесить ребенка
массой 20кг и взрослого человека массой 60 кг?
(Слайд 9)
3. Каждому члену команды уравновесить на пальце
руки ложку.
4. Разломать спичку на равные части. Кто больше
получит частей из спички? Почему дальше нельзя
разломать спичку?
Сценка 2
Гиерон. Сегодня у нас великий день. Римляне сняли осаду города и отплыли из Сицилии. Возблагодарим же наших богов за победу (поднимает руки к небу)! Наши воины сражались самоотверженно, но они не смогли бы победить без знаний и мудрости Архимеда.
Царица. Я так и знала, что про нас забудут! Когда город осаждали римляне, Архимед сказал, что без женщин с врагами не справиться. Он велел нам взять все свои зеркала и расставить их на стенах города. По его приказу мы направили солнечные лучи, отражённые от зеркал, сначала на паруса одного корабля – они загорелись, затем на паруса другого – и они вспыхнули. Римляне в ужасе стали отступать. А теперь про нас забыли!..
Гиерон. Позвать сюда мастера! (Входит мастер с короной.) Главный жрец храма Зевса! Вознаменование победы над Римом я дарю храму золотую корону. Помести её на главный алтарь.
Жрец. Великий царь! Благодарю! Ты дал мастеру на корону две меры золота. Могу ли я проверить, всё ли золото использовал мастер?
Гиерон. Проверь.
Жрец (достаёт пружинные весы и взвешивает корону). Да, здесь две меры. Но, как узнать, из одного ли золота сделана корона?
Гиерон (обращаясь к учёному). О мудрый Архимед! Это задача, достойная тебя. Узнай, не ломая короны, нет ли в ней примеси.
Архимед (держа в руках корону). Какая красивая корона! И какой сложной формы! Жалко повредить её. А мне необходимо узнать её объём. Зачем? Это понятно… Золото очень тяжёлый металл, а серебро намного легче. Если корона сделана не из чистого золота, а из его сплава, то, хотя вес останется прежним, объём будет больше. Как же определить объём? (Архимед ходит туда – сюда в раздумье)
Банщик. Архимед, ваша ванна готова! Вода остывает, поторопитесь…
Архимед. Сейчас, сейчас.
(На экране слайд. В ванне Архимед.)
Архимед. Смотри! Я погрузился в
воду. О, что это воды стало как будто больше.
Эврика! Я понял, объем воды увеличивается
ровно на объем погруженного в него тела. Теперь я
смогу определить объем короны. (Архимед
проводит опыт …) Да, да, объём короны больше
чем объём золота. Значит… здесь есть примесь
серебра.
На слайде олимпиадная задача о короне.
Показывает Архимед ее решение. (Слайд 14)
Архимед. Великий царь, я решил твою задачу. Боги просветили меня, и я узнал, что в короне есть примеси серебра. Мастер – вор.
Гиерон.. Пусть гнев Зевса обрушится на осмелившегося обмануть царя! Стража! Арестовать мастера!
Вопросы командам.
1. Почему гвоздь тонет, а железный корабль
плавает? (Слайд 15)
2. Пробирка доверху наполненная водой, имеет
массу 44г. Когда в пробирку погрузили кусочек
металла массой 10г, масса пробирки с содержимым
стала равной 53г. Какова плотность металла?
3. Если бросить в стакан с сильно газированной
водой виноградинку, то она будет периодически
тонуть и всплывать. Как это объяснить?
4. Демонстрируется модель «картезианский
водолаз». Объясните, почему при нажатии на
бутылку водолаз тонет? Потом всплывает?
5. Объясните, почему наполненный водородом шар,
достигнув некоторой максимальной высоты,
перестает подниматься выше?
Ученик: (Автор В. Шефнер)
Далеко от нашей от России
И до нас за очень много лет
В трудный год родные Сиракузы
Защищал ученый Архимед.
Многие орудья обороны
Были сконструированы им,
Долго бился город непреклонный,
Мудростью ученого храним.
Но законы воинского счастья
До сих пор никем не учтены,
И втекают вражеские части
В темные пробоины стены.
Замыслом неведомым охвачен
Он не знал, что в городе враги,
И в раздумье на земле горячей
Выводил какие-то круги.
Он чертил задумчивый, не гордый,
Позабыв текущие дела,—
И внезапно непонятной хордой
Тень копья чертеж пересекла.
Но убийц спокойствием пугая,
Он, не унижаясь, не дрожа,
Руку протянул, оберегая
Не себя, а знаки чертежа.
Он в глаза солдатам глянул смело:
«Убивайте, римляне-враги!
Убивайте, раз такое дело,
Но не наступайте на круги!»
Историк. Нет оснований не верить написанному об Архимеде, что он жил как бы околдованный какой-то домашнею сиреною, постоянной его спутницей, заставляющей его забывать пищу, питье, всякие заботы о своем теле. Иногда, приведенный в баню, он чертил пальцем на золе очага геометрические фигуры, или проводил линии на умащенном маслом своем теле. Автор прекрасных открытий, он просил своих родственников поставить на его могиле цилиндр, включающий в себя конус и шар, и подписать отношение их объемов (3 : 2 : 1)". И в память об этом гении древности потомки Архимеда через века пронесут его радостный возглас, боевой клич науки: "Эврика!" – "Я нашел!".
Командам.
Сейчас мы оставим память об этом удивительном
человеке. Командам выдаются листы
А-4 с портретом Архимеда и предлагается сочинить
четверостишие.
Идут года,
…
На этом листе все кому запомнился сегодняшний
урок и тронул разум и сердце оставьте свой
автограф. (фамилию и инициалы)
Подводятся итоги конкурса. Команда победителей получают большие круги Архимеда (бублики на ниточке), проигравшей команде утешительный приз – сушки на ниточке.