В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей каждого учащегося. С древности люди использовали игру как метод обучения для передачи опыта старших поколений младшим. Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Согласно классификации Г.К. Селевко, игровые технологии относятся к активным формам обучения, цель которых – повысить интерес учащихся к предмету и активизировать их деятельность. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игровые упражнения, тесты, соревнования, конкурсы – это элементы игры, часто используемые на уроках. При организации игр в процессе обучения соблюдаются следующие требования:
1) игра должна быть увлекательна и интересна;
2) игра должна вызывать у детей положительные
эмоции;
3) игра должна развивать умения, знания и навыки
учащихся в учебной деятельности;
4) игровой материал должен быть построен
логически и должен постоянно усложняться по мере
усвоения;
5) учитель – активный участник игры, а не
сторонний наблюдатель.
Игра делает интересной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, изучаемый материал проходит через своеобразную практику. Игра вызывает у детей положительные эмоции, делает усвоение изучаемого материала интересным и более доступным, развивает индивидуальные способности каждого ученика. Использование игровых технологий на уроках повышает интерес учащихся к предмету, повышаются эффективность урока и качество знаний учащихся.
Цель технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре – готовить учащихся к процессу иноязычного общения и сделать усвоение изучаемого материала более успешным и интенсивным.
Особенности этой технологии:
1. В основе отбора и организации содержания учебников проблемный подход, а не тематический. Коммуникация осуществляется не по темам. Проблемное содержание является условием появления у человека потребности говорить. Тексты, где есть проблема нравственности, где отражаются взаимоотношения между людьми, гораздо интереснее для учащихся, чем тексты описательного, предметного характера.
2. Речевое умение не появляется у человека вдруг, оно формируется постепенно. Речевой материал, необходимый для общения по какой-либо проблеме, проходит через определенное количество уроков. Довести владение речевым материалом до уровня умения можно при соблюдении всех 3 этапов процесса усвоения:
1) формирование навыков
2) совершенствование навыков
3) развитие речевых умений
Есть 3 стороны говорения: лексическая, грамматическая и произносительная. Учебный процесс идет по схеме Е.И. Пассова.
1. Формирование лексических и грамматических навыков говорения
Это уроки ознакомления с новой лексикой и грамматикой или уроки закрепления лексики и грамматики. Произносительные навыки говорения также формируются и совершенствуются.
- Отрабатывается и произношение, и правописание слов. Изучаемая лексика повторяется многократно в различных упражнениях. Проводятся дидактические игры.
- Уроки изучения новой грамматики – это ознакомление с материалом, имитативные, подстановочные, трансформационные, речевые и ситуативные упражнения.
2. Совершенствование речевых навыков
Это этап работы над разговорным текстом, в котором не должно быть нового лексического материала. После чтения текста выполняются ситуативные упражнения по его содержанию. Текст является содержательной базой для высказывания учащихся, а мысли, содержащиеся в тексте, служат поводом к общению. Это подготовленная речь на основе разговорного текста.
3. Развитие речевого умения
Речевой материал используется в совершенно новых ситуациях, для решения новых задач, усвоение материала доводится до говорения. На этом этапе развивается неподготовленная монологическая и диалогическая речь.
В созданных на уроке учебно-речевых ситуациях
учащиеся приобретают уверенность в своей
способности самостоятельно пользоваться языком
для свободного живого общения, для выражения
желаний и стремлений. Так как ситуативная
организация учебного материала стимулирует
самостоятельную речевую активность каждого
ученика. Системность, последовательность в
изучении материала порождает успех даже у
слабоуспевающих учащихся. Появляется радость
учения, желание трудиться, идет процесс
воспитания самооценки и самореализация
личности. Шаг за шагом дети идут к речевым
умениям.
Во время аттестации мною был проведен урок с
использованием технологии коммуникативного
обучения иноязычной культуре, игровой и здоровье
сберегающей технологий.
Список литературы:
1.Селевко Г.К. Современные образовательные
технологии. Учебное пособие. Москва, Народное
образование, 1998.
2.Пассов Е.И. Урок иностранного языка в
средней школе. Москва, Просвещение, 1988.
3.Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения
иноязычному говорению. Москва, Просвещение, 1991.
4.Шмаков С.А. Её величество игра. Москва,
Просвещение, 1992.