Тема урока "Умножение на 1"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: обеспечение осознания и усвоения правила умножения на 1.

Задачи:

  • Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, сравнение, аналогию, обобщение), умение рассуждать; пользоваться знаково-символическими моделями; совершенствовать вычислительные навыки.
  • Образовательная: исследовать правило умножения на 1; закреплять знания таблицы умножения; умение решать задачи на разностное сравнение.
  • Воспитательная: воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, коммуникативные навыки (умение учебного сотрудничества со взрослым, сверстниками, самим собой; желание общаться; умение применять единое решение во время групповой формы работы).

Оборудование: тетрадь, карточки для групповой и самостоятельной работы;   знаково-символическая модель «а • 1 = а»

Литература: учебник «Математика» 3 класс М.И.Моро, М.А.Бантова и др.; «Я иду на урок в начальную школу» Библиотека «Первого сентября» (книга для учителя).

Методы: деятельностный, проблемный, частично-поисковый.

Познавательные УУД: самостоятельное определение задач учебного занятия; логические универсальные действия: наблюдение, анализ, синтез, выдвижение гипотез, формулирование выводов, рассуждения, доказательства, проблемные вопросы.

Регулятивные УУД: планирование, контроль, самоконтроль. Коммуникативные УУД: владение диалогической формой речи, умение выражать свои мысли, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Личностные УУД: жизненный опыт детей, ситуация успеха, положительное отношение к процессу познания (удивление, желание больше узнать), проведение рефлексии путём осознания смыслообразования учения.

Этапы урока

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности (цель: создать эмоциональный настрой, подготовить учащихся к работе)

У: Сегодняшний урок хочу начать с восточной мудрости. Давным-давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой ему завидовал. Чтобы показать себя мудрее первого, придумал каверзный вопрос. Он поймал бабочку, спрятал её в кулаке и спросил у первого мудреца: «Живая она или мёртвая?» А сам подумал, если скажет «живая», сожму её в руке, и она умрёт. Если скажет «мёртвая», выпущу, и она улетит. Он не угадает и опозорится. Но первый мудрец на вопрос «Живая она или мёртвая?» ответил: «Всё в твоих руках». Ребята, пожмите друг другу руки, улыбнитесь. Всё в ваших руках. Желаю удачи на уроке.

 

Слушают учителя.
Самоорганизация.
Самоопределение.

2. Актуализация опорных знаний (цель: развивать вычислительные навыки, активизация опорных знаний).

У: Чтобы спорилась работа,
Начнём с «гимнастики ума»…
Д: Устного счёта.
У: Правильно. Приготовились.
1 мн. – 3, 2-ой – 7. Чему равно произведение?
Сторона квадрата 3 см. Чему равен периметр?
Дети окопали в саду 3 яблони, а груш в 5 раз больше. Сколько груш окопали дети?
Длина прямоугольника – 9 см, ширина – 2 см. Чему равна площадь?
Чему равно произведение чисел 9 и 6?
32 разделить на 8?
Сколько пальчиков на руках у 3-х мальчиков?
Во сколько раз 40 больше 5?
У: Молодцы. Какие знания и умения вам пригодились при выполнении этого задания?
Д: Знание таблицы умножения; знание компонентов при умножении; знание правила «Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого» и умение им пользоваться.
У: Я рада за тех ребят, кто уже хорошо знает таблицу умножения и надеюсь, что скоро все будут знать её на «отлично». Помните, что таблицу надо постоянно повторять, ведь повторенье…
Д: Мать ученья.
У: Какой большой раздел математики мы изучаем?
Д: Умножение и деление.
У: Мы закончили его изучать?
Д:  Нет.
У: Значит, сегодня опять узнаем что-то новое. Готовы к открытиям?
Д: Да.

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта, знаний.
Строят монологическое высказывание.
Осуществляют учебное сотрудничество с учителем.
Воспринимают на слух ответы учащихся.
Осуществляют самоконтроль и самопроверку.

 

Слушают и понимают речь других.

Принимают и сохраняют учебную задачу.
Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Изучение нового материала (цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, создание проблемной ситуации поискового характера).

1. Работа в группах.

У: Предлагаю поработать в группе. Перед вами карточки, где нужно заменить данные произведения суммой и вычислить их. Вспомним, что показывает 1-ый множитель?
Д: Какое число будем повторять слагаемым.
У: А 2-ой множитель?
Д: Сколько раз повторим это число?
(Самостоятельная работа в группах)
6 • 3      1 • 5     4 • 2     7 • 1
У: Проверим. Что заметили? Где возникло затруднение?
Д: 7 • 1
У: Почему?
Д: Нельзя заменить суммой.

 

 

 

Высказывают свои предположения, отвечают на вопросы учителя.
Участвуют в диалоге.

 

Выделяют существенную информацию, объясняют, что нужно сделать, доказывают.

Рассматривают запись на доске.

2. Открытие детьми новых знаний

У: Смогли вы найти результат данного произведения? Как?
Д: Вспомнили правило, изученное во 2 классе: при умножении 1 на любое число получается то число, на которое умножали, а затем воспользовались переместительным свойством умножения.
У: Какова же тема нашего урока?
Д: Умножение на 1.
У: 7 • 1 – это особый случай. Нельзя взять число слагаемым один раз. Для этого специально договорились действовать по правилу, которое надо запомнить. Попробуйте сами сформулировать правило.
Д: При умножении любого числа на 1, получается то число, которое умножали.
У: Значит, 7 умножить на 1 будет 7, согласно правилу. Что же мы должны знать и уметь по теме?
Д: Знать правило умножения числа на единицу, переместительное свойство умножения. Уметь применять это правило при работе на уроке.
У: Проверим по учебнику, правы ли мы? Прочитайте на стр. 82 и расскажите друг другу в паре.
У: Такое может случиться только с числом 7?
Д: Нет. Могут быть любые числа.
У: Как в математике обозначают любое число?
Д: Латинскими буквами, в основном а.
У: Вот вам «помогай-ка» (вывешиваю на доску таблицу: а • 1 = а) – Где вам это правило может пригодиться?
Д: В жизни, при решении примеров и задач.

 

Осуществляют учебное сотрудничество с учителем.

 

 

Самовывод темы и целеполагания.

 

Открывают учебник на нужной странице (умение ориентироваться в учебнике).
Учебный диалог.

Анализируют знаково-символическую модель.

4. Первичная проверка усвоения знаний (цель: установить правильность и осознанность усвоения нового материала).

1. Работа по учебнику

У: Посмотрите в учебник на стр.82 №1 и скажите, для кого из вас «сущий пустяк» выполнить это задание. Докажете? (устная работа «по цепочке»).
У: Какие умения отрабатывали?
Д: Умножение на 1 и 1 на число.
У: Что помогло выполнить задание?
Д: Правило.
У: Молодцы.

 

Осуществляют самоконтроль и самопроверку.

5. Динамическая пауза

Мы немножечко устали
И на две минутки встали.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Руками коленей коснитесь.
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
Ротик закрыли на замок,
Продолжается урок.

 
У: А кроме умножения на 1, на сколько ещё можно умножать и делить?
Д: На 2-9.
У: С чем связаны эти случаи умножения и деления?
Д: С таблицей.
У: Встречались ли действия умножения и деления табличного вида в задачах?
Д: Да.
У: Работаем над задачей №3. (Читают про себя, затем 1 уч-ся вслух).
Д: В столовую привезли 36 кг яблок, а груш в 4 раза меньше. На сколько килограммов меньше привезли груш, чем яблок?
У: О чём эта задача?
Д: О яблоках и грушах.
У: Что сказано о яблоках? (идёт краткая запись к задаче).
Д: Яблок привезли 36 кг.
У: Что сказано про груши? Прочитайте.
Д: Неизвестно, но сказано, что в 4 раза меньше.
У: Что нужно узнать в задаче?
Д: На сколько килограммов меньше привезли груш, чем яблок?
У: Какая это задача?
Д: Составная.
У: Назовите тип задачи.
Д: На разностное сравнение.
У: Что должны сравнить?
Д: Груши и яблоки.
Д: Значит, что должно быть известно?
Д: Сколько кг груш и сколько кг яблок.
У: А всё ли нам известно?
Д: Нет, неизвестно, сколько кг груш.
У: Можем это узнать?
Д: Да.
У: Каким действием?
Д: Деления.
У: Почему?
Д: Сказано, что в 4 раза меньше.
У: Теперь можем сравнить количество груш и количество яблок?
Д: Да.
У: Каким действием?
Д: Вычитания.
У: Каким правилом воспользуемся?
Д: Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.
(решение задачи самостоятельно)
У: Что отрабатывали?
Д: Умение решать задачи.
У: Кому было легко? Кому трудно? (Ответы учащихся). Ничего страшного, ещё будем работать над таким видом задач, и всё получится. Ведь всё в ваших руках.
 

Строят речевое высказывание, оформляют свои мысли в устной форме.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Наблюдают, обосновывают, доказывают.
Воспринимают на слух ответы учащихся.
Овладевают диалогической формой речи.
Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Доказывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоосмысление. Самоутверждение.

6. Закрепление (цель: проверить знания по теме)

У: Возьмите карточку, прочитайте задание. Кому сложно, воспользуйтесь «карточкой-помощницей» (самостоятельная работа – срез на обучаемость).

Карточка.

Задание: решите примеры по новой теме, записав только ответ в строчку через запятую.

18 • 1    1 • 73     1 • 1     6 • 1      17 • 1    
(70 – 68) • 1      32 • (10 – 9)     (84 – 4) • 1

(взаимопроверка)

У: Кому было комфортно? Кто затруднялся? Чем пользовались при выполнении задания?

Слушают в соответствии с целевой установкой.
Осуществляют самоконтроль,  самопроверку, взаимопроверку.
7. Рефлексия (цель: подвести итог урока)

Настало время завершить урок,
Пора нам подвести урок.

У: Назовите тему урока?
Д: Умножение на 1.
У: Какое основное умение отрабатывали?
Д: Умножение числа на 1.
У: Были трудности, но мы их преодолели. Как вы оцениваете свою работу на уроке? Поднимите руки те, кто работал в полную силу. Кто работал хорошо, но мог бы лучше. Кто не доволен своей работой? Почему? (ответы учащихся). Какие открытия для себя сделали? Что было особенно интересным? Если вы хотите открывать мир и дальше, узнавать новое, постигать неизведанное – всё в ваших руках.

Выражают свои мысли в устной форме, отвечают на вопросы: «Какое умение отрабатывали? Какие открытия для себя сделали?»
Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.
8. Домашнее задание (цель: дать полную информацию о домашнем задании)

У: стр.82 №2, 4, 7. Выберите задание, какое вам больше понравится.
Спасибо за работу.