Цель урока: обеспечение осознания и усвоения правила умножения на 1.
Задачи:
- Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, сравнение, аналогию, обобщение), умение рассуждать; пользоваться знаково-символическими моделями; совершенствовать вычислительные навыки.
- Образовательная: исследовать правило умножения на 1; закреплять знания таблицы умножения; умение решать задачи на разностное сравнение.
- Воспитательная: воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, коммуникативные навыки (умение учебного сотрудничества со взрослым, сверстниками, самим собой; желание общаться; умение применять единое решение во время групповой формы работы).
Оборудование: тетрадь, карточки для групповой и самостоятельной работы; знаково-символическая модель «а • 1 = а»
Литература: учебник «Математика» 3 класс М.И.Моро, М.А.Бантова и др.; «Я иду на урок в начальную школу» Библиотека «Первого сентября» (книга для учителя).
Методы: деятельностный, проблемный, частично-поисковый.
Познавательные УУД: самостоятельное определение задач учебного занятия; логические универсальные действия: наблюдение, анализ, синтез, выдвижение гипотез, формулирование выводов, рассуждения, доказательства, проблемные вопросы.
Регулятивные УУД: планирование, контроль, самоконтроль. Коммуникативные УУД: владение диалогической формой речи, умение выражать свои мысли, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Личностные УУД: жизненный опыт детей, ситуация успеха, положительное отношение к процессу познания (удивление, желание больше узнать), проведение рефлексии путём осознания смыслообразования учения.
Этапы урока |
Деятельность учащихся |
1. Мотивация к учебной деятельности (цель:
создать эмоциональный настрой, подготовить
учащихся к работе) У: Сегодняшний урок хочу начать с восточной мудрости. Давным-давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой ему завидовал. Чтобы показать себя мудрее первого, придумал каверзный вопрос. Он поймал бабочку, спрятал её в кулаке и спросил у первого мудреца: «Живая она или мёртвая?» А сам подумал, если скажет «живая», сожму её в руке, и она умрёт. Если скажет «мёртвая», выпущу, и она улетит. Он не угадает и опозорится. Но первый мудрец на вопрос «Живая она или мёртвая?» ответил: «Всё в твоих руках». Ребята, пожмите друг другу руки, улыбнитесь. Всё в ваших руках. Желаю удачи на уроке. |
Слушают учителя. |
2. Актуализация опорных знаний
(цель: развивать вычислительные навыки,
активизация опорных знаний). У: Чтобы спорилась
работа, |
Осуществляют актуализацию личного
жизненного опыта, знаний. Строят монологическое высказывание. Осуществляют учебное сотрудничество с учителем. Воспринимают на слух ответы учащихся. Осуществляют самоконтроль и самопроверку.
Слушают и понимают речь других. Принимают и сохраняют учебную задачу. |
3. Изучение нового материала
(цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися
цели учебно-познавательной деятельности,
создание проблемной ситуации поискового
характера). 1. Работа в группах. У: Предлагаю поработать в группе. Перед вами
карточки, где нужно заменить данные произведения
суммой и вычислить их. Вспомним, что показывает
1-ый множитель? |
Высказывают свои предположения, отвечают на
вопросы учителя.
Выделяют существенную информацию, объясняют, что нужно сделать, доказывают. Рассматривают запись на доске. |
2. Открытие детьми новых знаний У:
Смогли вы найти результат данного произведения?
Как? |
Осуществляют учебное сотрудничество с учителем.
Самовывод темы и целеполагания.
Открывают учебник на нужной странице (умение
ориентироваться в учебнике). Анализируют знаково-символическую модель. |
4. Первичная проверка усвоения
знаний (цель: установить правильность и
осознанность усвоения нового материала). 1. Работа по учебнику У: Посмотрите в учебник на стр.82 №1 и скажите,
для кого из вас «сущий пустяк» выполнить это
задание. Докажете? (устная работа «по цепочке»). |
Осуществляют самоконтроль и самопроверку. |
5. Динамическая пауза
|
|
У: А кроме умножения на 1, на сколько ещё
можно умножать и делить? Д: На 2-9. У: С чем связаны эти случаи умножения и деления? Д: С таблицей. У: Встречались ли действия умножения и деления табличного вида в задачах? Д: Да. У: Работаем над задачей №3. (Читают про себя, затем 1 уч-ся вслух). Д: В столовую привезли 36 кг яблок, а груш в 4 раза меньше. На сколько килограммов меньше привезли груш, чем яблок? У: О чём эта задача? Д: О яблоках и грушах. У: Что сказано о яблоках? (идёт краткая запись к задаче). Д: Яблок привезли 36 кг. У: Что сказано про груши? Прочитайте. Д: Неизвестно, но сказано, что в 4 раза меньше. У: Что нужно узнать в задаче? Д: На сколько килограммов меньше привезли груш, чем яблок? У: Какая это задача? Д: Составная. У: Назовите тип задачи. Д: На разностное сравнение. У: Что должны сравнить? Д: Груши и яблоки. Д: Значит, что должно быть известно? Д: Сколько кг груш и сколько кг яблок. У: А всё ли нам известно? Д: Нет, неизвестно, сколько кг груш. У: Можем это узнать? Д: Да. У: Каким действием? Д: Деления. У: Почему? Д: Сказано, что в 4 раза меньше. У: Теперь можем сравнить количество груш и количество яблок? Д: Да. У: Каким действием? Д: Вычитания. У: Каким правилом воспользуемся? Д: Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее. (решение задачи самостоятельно) У: Что отрабатывали? Д: Умение решать задачи. У: Кому было легко? Кому трудно? (Ответы учащихся). Ничего страшного, ещё будем работать над таким видом задач, и всё получится. Ведь всё в ваших руках. |
Строят речевое высказывание, оформляют свои мысли в устной форме. Принимают и сохраняют учебную задачу. Наблюдают, обосновывают, доказывают.
Самоосмысление. Самоутверждение. |
6. Закрепление (цель: проверить
знания по теме) У: Возьмите карточку, прочитайте задание. Кому сложно, воспользуйтесь «карточкой-помощницей» (самостоятельная работа – срез на обучаемость). Карточка. Задание: решите примеры по новой теме, записав только ответ в строчку через запятую. 18 • 1 1 • 73 1 •
1 6 • 1 17 •
1 (взаимопроверка) У: Кому было комфортно? Кто затруднялся? Чем пользовались при выполнении задания? |
Слушают в соответствии с целевой
установкой. Осуществляют самоконтроль, самопроверку, взаимопроверку. |
7. Рефлексия (цель: подвести
итог урока)
У: Назовите тему урока? |
Выражают свои мысли в устной форме,
отвечают на вопросы: «Какое умение отрабатывали?
Какие открытия для себя сделали?» Осуществляют познавательную и личностную рефлексию. |
8. Домашнее задание (цель: дать
полную информацию о домашнем задании) У: стр.82
№2, 4, 7. Выберите задание, какое вам больше
понравится. |