Занимательные упражнения на уроках окружающего мира в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Занимательные упражнения помогают  активизировать учебный процесс, развивают  познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, активизируют  мыслительную деятельность, расширяют кругозор,  вызывают интерес к изучаемому предмету, снимают усталость , повышают работоспособность учеников, эффективность обучения и развития младших школьников. Высокий уровень развития внимания и памяти – важные условия для успешного обучения. «Сделать  серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения» (К.Д.Ушинский)  Занимательные упражнения  увязываются с темой конкретного урока и направлены на достижение  поставленной  цели и   имеют форму игры. А форма  этих  упражнений может быть различной : ребусы, кроссворды, загадки, шарады, викторины, КВН, чайнворды и др. 

Занимательный материал  можно использовать на всех этапах  урока : при опросе, изучении нового материала, закреплении. Наиболее эффективно бывает использование занимательного материала при повторении, когда требуется  в обобщенной форме  выявить  природоведческие  знания и умения младших школьников. Включение его  развивает интерес и любовь к окружающему миру, делает радостной и энергичной деятельность  учащихся, вносит элементы  здорового отдыха, создаёт хорошее настроение. Дети проявляют большое желание и  интерес.

Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую  задачу. Целенаправленное развитие  интеллектуальных способностей детей к творчеству предлагает  знание педагогом  механизмов построения загадок, поскольку  характер умственных  операций, которые  предстоит совершить  отгадывающему, определяется типом  построения  логической задачи, способом шифровки загадочного предмета, явления в нём. Игра для ребёнка – важный  источник  информации об окружающем мире. Её  можно рассматривать  как средство  реализации занимательности в обучении, перехода   из игровой  деятельности в учебную.  Игры активизируют деятельность учащихся, способствуют развитию его личностных качеств.

Перейдём к рассмотрению различных  форм  занимательных упражнений:

Загадки, в которых представлено описание  не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава  слова, его обозначающего. Это тип загадок  включает:

а) Шарады

«Начало – нота
Потом – оленя украшенье
А вместе – место оживленного движения  (до-рога)

б) Метаграммы –

С «ч» над морем я летаю,
С «г»  в машинах я бываю     (Чайка – гайка)

в)  Анаграммы –

«Легко дышать  в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои
И целый  лес ты мною свалишь» (липа – пила)

г) Логографы –

«Известное  я блюдо,
Но лишь прибавишь  «м»
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем»

При изучении темы «Домашние животные» используется  кроссворд  с вопросами в виде загадок:

«Мордочка усатая, шубка полосатая
Часто умывается,
А с водой не знается». (Кошка)

«Среди двора стоит копна
Спереди вилы, сзади метла» (Корова)

«Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива» (Лошадь)
«С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова
Лыки дерёт, а лаптей не плетёт» (Коза)

«Гладишь – ласкается
Дразнишь – кусается» (Собака)

При изучении темы « Животные  и растения  леса»  можно составить :

а) Кроссворд из вопросов в виде загадок:

«Что за зверь лесной встал, как  столбик под сосной
И стоит среди травы, уши больше головы?»  (Заяц)

«По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лиса» (Белка)

«Думал кошка,
Крикнул: «Брысь!»
Оказалось, это – … (рысь)

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт.
Кур крадёт. (Лиса)

По горизонтали  в выделенных клетках читается спрятанное (ключевое) слово «звери», которое служит  для проверки правильности ответов.

б) Викторины

Если знаешь лес, зверей
Назови их поскорей

«Кто зимой  холодной, бродит в лесу злой, голодный?» (Волк)

«Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой» (Медведь)

«Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого  довелось
Встретить . знайте, это … (лось)

«Он,  как ёлка, весь в иголках,
Ловит смело  страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живёт , но вхож
И в сады, отважный … (ёж)

«Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он
Видно, желуди искал
Я пугать его не стал
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозный был … (кабан)

Можно использовать лото по теме «Полезные ископаемые»

На карте  изображены  условные знаки полезных ископаемых, а на карточках – их названия. Нужно  найти карточку с названием и закрыть ею изображение  соответствующего условного знака.

В ячейках карты даны краткие характеристики полезных ископаемых. Нужно найти  карточку  с изображением соответствующего  условного знака и закрыть ею  ячейку.

Дети очень любят играть «В города» Один ученик придумывает название города, второй придумывает название  на последнюю букву и т.д.

Имеют место на уроке и логические задачи.
Логические задачи могут быть выражены в виде проблемных вопросов.
Например, могут ли в пустынях жить растения наших краёв?
Как они будут чувствовать себя во время песчаных бурь?
Проблема может быть выражена не только в виде вопроса. Например, можно распределить по столбцам то, что умеют животные.
Среди логических задач большой интерес младших школьников представляют философские задачи.

С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый, упрямый. Медлительный, хитрый и т. д

Дополни выказывания:

  • Радость – свет, а горе – …
  • Весна – рассвет, а осень – …

Соедини линиями начало и конец пословиц

  • Береги платье снову, а ... – люби и саночки возить
  • Ученье свет, а ... – честь смолоду
  • Любишь кататься,... – неученье тьма

Соедини высказывания, противоположные по смыслу.

  • Повесить нос. – На ночь глядя.
  • Душа поёт. – Чуть свет.
  • Держать нос морковкой. – Жить душа в душу.

Соедини линиями название животного с соответствующим символом.

Скворец, медведь, лось, муха, комар, лиса, воробей.

Младшие школьники с удовольствием выполняют различные творческие задания, потому что этот вид работы позволяет ученику воображать, преобразовывать образы окружающего мира. Также использую на уроках творческие задания, связанные с продуктивной деятельностью: рисование, аппликация; в этом нам помогают рабочие тетради по окружающему миру, в которых дети работают на уроке и дома.

Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов.