Занимательные упражнения помогают активизировать учебный процесс, развивают познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, активизируют мыслительную деятельность, расширяют кругозор, вызывают интерес к изучаемому предмету, снимают усталость , повышают работоспособность учеников, эффективность обучения и развития младших школьников. Высокий уровень развития внимания и памяти – важные условия для успешного обучения. «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения» (К.Д.Ушинский) Занимательные упражнения увязываются с темой конкретного урока и направлены на достижение поставленной цели и имеют форму игры. А форма этих упражнений может быть различной : ребусы, кроссворды, загадки, шарады, викторины, КВН, чайнворды и др.
Занимательный материал можно использовать на всех этапах урока : при опросе, изучении нового материала, закреплении. Наиболее эффективно бывает использование занимательного материала при повторении, когда требуется в обобщенной форме выявить природоведческие знания и умения младших школьников. Включение его развивает интерес и любовь к окружающему миру, делает радостной и энергичной деятельность учащихся, вносит элементы здорового отдыха, создаёт хорошее настроение. Дети проявляют большое желание и интерес.
Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу. Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей к творчеству предлагает знание педагогом механизмов построения загадок, поскольку характер умственных операций, которые предстоит совершить отгадывающему, определяется типом построения логической задачи, способом шифровки загадочного предмета, явления в нём. Игра для ребёнка – важный источник информации об окружающем мире. Её можно рассматривать как средство реализации занимательности в обучении, перехода из игровой деятельности в учебную. Игры активизируют деятельность учащихся, способствуют развитию его личностных качеств.
Перейдём к рассмотрению различных форм занимательных упражнений:
Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего. Это тип загадок включает:
а) Шарады
«Начало – нота
Потом – оленя украшенье
А вместе – место оживленного движения (до-рога)
б) Метаграммы –
С «ч» над морем я летаю,
С «г» в машинах я бываю (Чайка – гайка)
в) Анаграммы –
«Легко дышать в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои
И целый лес ты мною свалишь» (липа – пила)
г) Логографы –
«Известное я блюдо,
Но лишь прибавишь «м»
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем»
При изучении темы «Домашние животные» используется кроссворд с вопросами в виде загадок:
«Мордочка усатая, шубка полосатая
Часто умывается,
А с водой не знается». (Кошка)«Среди двора стоит копна
Спереди вилы, сзади метла» (Корова)
«Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива» (Лошадь)
«С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова
Лыки дерёт, а лаптей не плетёт» (Коза)
«Гладишь – ласкается
Дразнишь – кусается» (Собака)
При изучении темы « Животные и растения леса» можно составить :
а) Кроссворд из вопросов в виде загадок:
«Что за зверь лесной встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы, уши больше головы?» (Заяц)
«По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лиса» (Белка)«Думал кошка,
Крикнул: «Брысь!»
Оказалось, это – … (рысь)Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт.
Кур крадёт. (Лиса)
По горизонтали в выделенных клетках читается спрятанное (ключевое) слово «звери», которое служит для проверки правильности ответов.
б) Викторины
Если знаешь лес, зверей
Назови их поскорей«Кто зимой холодной, бродит в лесу злой, голодный?» (Волк)
«Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой» (Медведь)«Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить . знайте, это … (лось)«Он, как ёлка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живёт , но вхож
И в сады, отважный … (ёж)«Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он
Видно, желуди искал
Я пугать его не стал
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозный был … (кабан)
Можно использовать лото по теме «Полезные ископаемые»
На карте изображены условные знаки полезных ископаемых, а на карточках – их названия. Нужно найти карточку с названием и закрыть ею изображение соответствующего условного знака.
В ячейках карты даны краткие характеристики полезных ископаемых. Нужно найти карточку с изображением соответствующего условного знака и закрыть ею ячейку.
Дети очень любят играть «В города» Один ученик придумывает название города, второй придумывает название на последнюю букву и т.д.
Имеют место на уроке и логические задачи.
Логические задачи могут быть выражены в виде
проблемных вопросов.
Например, могут ли в пустынях жить растения наших
краёв?
Как они будут чувствовать себя во время песчаных
бурь?
Проблема может быть выражена не только в виде
вопроса. Например, можно распределить по
столбцам то, что умеют животные.
Среди логических задач большой интерес младших
школьников представляют философские задачи.
С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый, упрямый. Медлительный, хитрый и т. д
Дополни выказывания:
- Радость – свет, а горе – …
- Весна – рассвет, а осень – …
Соедини линиями начало и конец пословиц
- Береги платье снову, а ... – люби и саночки возить
- Ученье свет, а ... – честь смолоду
- Любишь кататься,... – неученье тьма
Соедини высказывания, противоположные по смыслу.
- Повесить нос. – На ночь глядя.
- Душа поёт. – Чуть свет.
- Держать нос морковкой. – Жить душа в душу.
Соедини линиями название животного с соответствующим символом.
Скворец, медведь, лось, муха, комар, лиса, воробей.
Младшие школьники с удовольствием выполняют различные творческие задания, потому что этот вид работы позволяет ученику воображать, преобразовывать образы окружающего мира. Также использую на уроках творческие задания, связанные с продуктивной деятельностью: рисование, аппликация; в этом нам помогают рабочие тетради по окружающему миру, в которых дети работают на уроке и дома.
Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов.