Цели урока:
- проанализировать цели, ход и итоги коллективизации;
- рассмотреть коллективизацию на художественном материале (рассказ Владимира Тендрякова “Пара гнедых”).
Формируемые УУД:
Предметные:
- анализировать информацию из исторических источников – текстов документов и художественных памятников новейшей эпохи;
- представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в России; б) ключевые события эпохи и их участников;
- раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России 30-х гг. XXв.;
- объяснять причины и следствия наиболее значительных событий изучаемого исторического периода;
- давать оценку событиям и личностям отечественной истории;
- применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами;
- осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе
Личностные:
- ориентация в системе моральных норм и ценностей изучаемого периода;
- развитие социально-критического мышления (взаимосвязь между политическими и общественными событиями);
- уважение к истории;
- уважение к личности;
Метапредметные:
- умение учитывать различные мнения;
- формирование собственного мнения, позиции;
- умение сравнивать различные точки зрения;
- умение аргументировать свою точку зрения;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, работать с понятиями;
- умение структурировать текст на основе поискового чтения.
Оборудование:
- учебник,
- тетради,
- презентация “Коллективизация сельского хозяйства”,
- текст рассказа “Пара гнедых” Владимира Тендрякова.
Основные понятия: коллективизация, кулак, раскулачивание.
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативные.
Тип урока: интегрированный.
План урока:
- Актуализация ранее изученного.
- Формулировка темы урока учащимися.
- Причины коллективизации.
- Постановка проблемы.
- Методы коллективизации. Раскулачивание.
- Головокружение от успехов.
- Результаты коллективизации.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Актуализация ранее изученного.
Разминка по цепочке:
- В этом году началось осуществление второго пятилетнего плана. (1935г.)
- Год утверждения первого пятилетнего плана. (1929г.)
- Год, в котором началось стахановское движение. (1933г.)
- Год ликвидации последней биржи труда в СССР. (1930г.)
- В этом году впервые была выдвинута задача индустриализации в СССР. (1925г.)
- Забойщик шахты возле города Кадиевка в Донбассе, вырубивший за смену сто две тонны угля при норме семь тонн. (Стаханов)
- Учреждение, ведавшее учетом безработных. (биржа)
- Московский кузнец, ставший знаменитым ударником. (Бусыгин)
- Автор концепции “ускоренного построения социализма в СССР”. (Сталин)
- В этой стройке участвовало большое количество заключенных. (Беломорканал)
- Хронологические рамки планов экономического развития СССР. (пятилетка)
- Процесс интенсивного развития промышленности. (индустриализация)
- Знаменитые ударницы-ткачихи. (Виноградовы)
- Она была ликвидирована в СССР в 1930г. (безработица)
- Крупная электростанция, построенная в годы первой пятилетки. (Днепрогэс)
2. Формулировка темы урока учащимися.
В качестве домашнего задания вы должны были прочитать рассказ Владимира Тендрякова “Пара гнедых”. В рассказе речь идет об одной из важнейших реформ, проводившихся в 30-е годы XXв. Эта реформа и будет сегодня в центре нашего внимания. Ваше первое задание: сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(ответы учащихся)
(слайд 1)
Запишите тему урока в тетрадь.
3. Причины коллективизации.
Откройте учебник, с.173 и найдите причины коллективизации (ускоренная индустриализация требовала гигантских ресурсов, деревня рассматривалась как источник средств для финансирования индустриализации).
Найдите на с. 173 учебника, как власти официально объясняли необходимость проведения коллективизации (задача коллективизации – “осуществление социалистических преобразований в деревне”).
Как вы поняли, что такое коллективизация? (объединение мелких индивидуальных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства — колхозы.)
(слайд 2)
Запишите определение коллективизации в тетрадь.
(слайд 3)
7 ноября 1929 года в “Правде” появилась статья Сталина Иосифа Виссарионовича “Год великого перелома”, где говорилось о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию”. В конце декабря 1929 года Сталин объявил о конце нэпа и переходе к политике “ликвидации кулачества как класса”.
(слайд 4)
5 января 1930 года вышло постановление ЦК ВКП(б) “О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству”. Оно установило жесткие сроки завершения коллективизации: для Северного Кавказа, Нижней и Средней Волги – осень 1930 года, в крайнем случае весна 1931 года, для остальных зерновых районов – осень 1931 года или не позже весны 1932 года. Для остальных районов страны предполагалось решить задачу коллективизации в пределах пяти лет.
4. Постановка проблемы.
Как вы считаете, почему я попросила прочитать именно рассказ “Пара гнедых” Владимира Федоровича Тендрякова к сегодняшнему уроку? (автору удалось в небольшом по объему произведении рассказать о событии эпического масштаба – коллективизации).
От чьего имени ведется повествование? (от имени пятилетнего мальчика, отец которого руководит коллективизацией в одной из деревень).
Как зовут отца главного героя? (Федор Васильевич).
Охарактеризуйте его как личность. (честно исполняющий свои обязанности член партии, непримиримый враг старой жизни, искренне желающий установить справедливость)
Всегда ли Федор Васильевич уверен в том, что все, что происходит – правильно? Подтвердите свой ответ цитатой из текста (Нет, Федор Васильевич вовсе не уверен в правильности происходящего.
“Отец часто стал повторять одну фразу.
Сидел на крыльце вечером, слушал дергача, курил, вдруг встряхивался:
- Что-то тут не продумано.
Читал после обеда газеты, откладывал их, морщил лоб:
- Что-то тут не совсем ...
Рассказывал матери об очередном собрании, обрывал себя на полуслове, задумывался:
- Что-то тут у нас ...”)
Наша сегодняшняя проблема звучит цитатой из рассказа: “Что-то тут не продумано ... что-то тут не совсем ... ” Постарайтесь объяснить слова Федора Васильевича к концу урока
(запись проблемы урока на доске)
5. Методы коллективизации. Раскулачивание.
(слайд 5)
Если ориентироваться на содержание слайда, кем был Федор Васильевич? (двадцатипятитысячником).
Объясните словосочетания “норма коллективизации”, “норма раскулаченных”. (100% норма коллективизации означает, что все индивидуальные крестьянские хозяйства должны были объединиться в коллективные.Норма раскулаченных означает, что в каждом регионе нужно было раскулачить определенное количество людей)
Назовите двух крестьян-антиподов (Антон Коробов и Ваня Акуля).
На чьей стороне симпатии автора? Докажите текстом. (“Я временами любил – ничего не мог с собой поделать! – их хозяина Антона Коробова...”)
Кем является Антон с точки зрения Федора Васильевича? (кулаком).
Одна из целей коллективизации – “ликвидация кулачества как класса”. Как вы поняли из рассказа, кто считался кулаком в деревне? (зажиточный крестьянин, имевший двухлошадей).
Но ранее мы встречались с определением термина “кулак” и оно звучало несколько иначе. Вспомните это определение? (Кулак — в России до Октябрьской революции — зажиточный крестьянин, пользующийся наемным трудом).
Итак, после 1917 года данный термин имеет иную смысловую окраску.
В рассказе автор использует документ – неопубликованную инструкцию ЦИК и СНК СССР от 4 февраля 1930 года. Кого по этой инструкции можно было отнести к кулакам?
(“Первая категория. Самые непримиримые, совершающие террористические акты, подбивающие на восстания. Таких ... чуть больше 60 тыс.
Вторая. Кулаки наиболее богатые, но в терроризме не замеченные – около 150 тыс. хозяйств.
Третья. Умеренно богатые кулаки, а значит, и умеренно активные. ... к этой категории относилось около 800 тыс. хозяйств”).
Всегда ли ссылали именно кулаков? Ответ дайте цитатой.
(“... в одном из сельсоветов некоего Батуринского района постановили раскулачить тридцать четыре хозяйства, при проверке же выяснилось – существует лишь три действительно кулацких семейства.Пример, показывающий, что инструкция выполнялась в десятикратном размере – за счет ареста середняков и бедняков”)
(слайд 6)
Кому отдает своих холеных коней Антон? (Мирону Богаткину).
Есть ли у читателя возможность проследить судьбу Мирона? Аргументируйте ответ цитатой.
(Скорее всего Мирон был раскулачен как обладатель пары гнедых и сослан в Сибирь. “Никто из них не вспоминал о Мироне Богаткине – шла сплошнаяколлективизаци, раскулачивали и ссылали тысячами. Нет, никому он не вырвал зоб, никого он не испугал, иначе вспомнили бы”)
К какой группе крестьян принадлежит Мирон?
(“МирошкаБогаткин, хоть имеет оцинкованное корыто, но голь, беднота”. Чтобы перевезти свое имущество, ему пришлось попросить лошадь взаймы. В начале рассказа он благодарит за это одного из середняков, которые не участвуют в переезде)
6. “Головокружение от успехов”.
Во многих районах, особенно на Украине, Кавказе и в Средней Азии, крестьянство оказывало сопротивление массовому раскулачиванию. Для подавления крестьянских восстаний были привлечены регулярные части Красной Армии. Но чаще всего крестьяне применяли пассивные формы протеста: отказывались от вступления в колхозы, уничтожали скот, инвентарь. Совершались террористические акты против двадцатипятитысячников и местных колхозных активистов.
(слайд 7)
Недовольство стало проникать в армию. Сталин Иосиф Виссарионович сделал хорошо рассчитанный тактический шаг. 2 марта в “Правде” была опубликована его статья “Головокружение от успехов”. Всю вину за создавшееся положение он возложил на исполнителей, местных работников, заявив, что нельзя насаждать колхозы силой. После этой статьи большинство крестьян стали воспринимать Сталина как народного заступника. Начался массовый выход крестьян из колхозов.
Но в сентябре 1930 года ЦК ВКП(б) направил местным партийным организациям письмо, в котором осудил их пассивное поведение, боязнь “перегибов” и потребовал добиться “мощного подъема колхозного движения”.
(слайд8)
Какие выводы можно сделать из таблицы?
(К 1940-му году почти 100% индивидуальных хозяйств объединились в коллективные.Коллективизация была завершена)
7. Результаты коллективизации.
Какую проблему вы сегодня решаете на уроке?
(“Что-то тут не продумано ... что-то тут не совсем ... ”)
Объясните слова Федора Васильевича Тенкова, человека честного, со “следом белогвардейского осколка на загорелой крепкой шее”, коммуниста 25-тысячника, прибывшего в деревню для установления справеливости. Чтобы ответ был логичнее, вернемся к целям коллективизации.
(слайд 9)
“Ликвидация кулачества как класса”.
Но Антон Коробов избегает такой участи. А документы свидетельствуют, что наиболее пострадавшей социальной прослойкой были середняки и даже бедняки, такие как Мирон Богаткин;
Обобществление средств производства.
В рассказе инвентарь Антона Богаткина остается у Вани Акули, который очень быстро пропил железную крышу дома, сгноил его и перебрался с семьей на прежнее место жительства, в старую баньку. Можно предположить, что инвентарь тоже останется без присмотра и пропадет;
Повышение эффективности труда.
Результатом коллективизации становится безразличие колхозников к обобществленному имуществу и результатам собственного труда)
(слайд 10)
Пользуясь таблицей на слайде, ответьте на вопросы:
Можно ли считать, что коллективизация являлась основной частью индустриализации?
Сумело ли советское правительство решить вопрос “соотношения города и деревни”?
Почему начавшиеся волнения крестьян не переросли в серьезное сопротивление политике советской власти и к 1935 году ситуацию удалось стабилизировать?
8. Домашнее задание: Параграф 24, вопросы; историческое эссе “Моя семья в годы коллективизации”.