Цели: Формирование нравственных качеств: умение дружить, сопереживать сохранять дружбу.
Задачи:
- раскрыть смысл понятий дружба, друг, взаимовыручка;
- воспитывать в детях чуткое, внимательное, уважительное отношение друг к другу;
- развивать у детей умение ценить и дорожить дружбой;
- развивать коммуникативные навыки.
Методы: Словесные, наглядные, практические, эмоционально – нравственные ситуации.
Формы: фронтальная работа, работа в группах.
Ход классного часа
Работа с пословицами.
- Нет друга, так ищи, а нашел - береги.
- Настоящий друг познаются в беде.
- Дружбу помни, а злобу забывай.
- В дружбе - правда.
- Скажите ребята, а про что эти пословицы?
Ответ детей связывается с темой классного часа: “И сегодня тема нашего классного часа “Дружба – это …”
- Как вы понимаете смысл этих пословиц?
Вступительная беседа.
- Ребята, поднимите руки, у кого есть друг или подруга.
- Кто хочет рассказать о своем друге (подруге)?
(2-3 человека – рассказ о друге).
Работа в группах.
Каждая группа получает огромный цветок – ромашку и конверт, в котором находятся карточки с разными качествами человека.
Задание: выберите и наклейте на лепестки ромашки, те качества, которые покажут – каким должен быть ваш друг.
Представители от каждой группы вывешивают ромашку на доске и зачитывают качества друга.
Учитель подводит итог:
- Все работали в разных группах, а многие качества у вас совпали.
- Как вы думаете почему?
- Несмотря на то, что друзья у всех разные, а качества, которые мы ценим в друге одни и те же.
- Вот какой замечательный получился у нас друг!
Физкультминутка.
Я иду, и ты идешь – раз, два, три. (Шагая на месте)
Я пою, и ты поешь – раз, два, три. (Хлопая в ладоши)
Мы идем, и мы поем – раз, два, три. (Прыжки на месте)
Очень дружно мы живем! – раз, два, три. (Шагаем на месте)
Работа с понятием “ дружба”.
- А теперь послушайте определение слова дружба из толкового словаря Ожигова.
“Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов”. (зачитать два раза)
- Так что же такое дружба? (ответы детей)
5. Чтение рассказа В. Осеевой и работа над содержанием.
Обращается внимание детей на рисунки с изображением героев рассказа.
- Почему покраснела Маша?
- Почему покраснела Таня?
- Почему воспитательница сказала девочкам: “Ваша дружба до первого дождя”?
- Можно ли назвать отношение Маши и Тани – дружбой?
Если хочешь с кем-то дружить, стань лучше, чтобы с тобой хотели дружить.
Уметь дружить самому и найти настоящего друга – это большое счастье для человека.
6. Беседа с классом.
- Кто из вас ссорился со своим другом (подругой)?
- Как вы помирились?
- Ты обрадовался примирению с другом?
- Ты его простил?
- Тебе стало на душе легче?
7. Подведение итогов.
- Чему была посвящена наша встреча?
- Так что же такое дружба?
- Вы работали все вместе?
- Давайте возьмемся за руки и покажем, какие мы дружные.
Классный час заканчивается с просмотра фрагмента мультфильма “Димка и Тимка”. Детям предлагается спеть вместе с героями мультфильма их любимую песенку – “Настоящий друг” (музыка Б.Савельева).
Друг всегда меня сможет выручить
Если, что-нибудь приключится вдруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь.
Вот, что значит настоящий верный друг.
8. Золотое правило и правила дружбы.
- Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Правила дружбы написаны на открытках. Учитель дарит их ученикам.
В конце классного часа свое эмоциональное состояние и работу учащиеся оценивают с помощью Бланка для анализа совместной деятельности в группе.
9. В конце классного часа учитель благодарит всех ребят за участие, делиться своими чувствами, размышлениями.