Место в модуле: 4 урок в модуле, 1 урок блока “Возникновение религий”.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: формирование знаний о зарождении религии
Задачи урока:
- познакомить с зарождением религиозных чувств у разных народов мира, объяснить появление основных мировых религий, дать важные религиозные понятия – пантеон, многобожие, завет.
- развивать самостоятельность, важные мыслительные процессы – анализ и сравнение;
- воспитывать уважительное отношение ко всему живому, терпение и коллективизм.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный); элементы интерактивной технологии – диалог, рефлексия.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, листы со словами - Авраам, Египет, Земля обетованная, Иерусалимский храм, Моисей, Заветы; тетради “Словарик понятий”.
Презентация “Возникновение религий” (Приложение 1).
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Орг. Момент
- Ребята, прочитайте цитату Л.Н.Толстого “Вера есть сила жизни. Если человек живет, то он во что-нибудь да верит. Если б он не верил, что для чего-нибудь надо жить, то он бы не жил” (слайд 2) - Согласны ли вы с ней? - Во что или в кого могут верить люди? - А вы во что верите? |
Учащиеся участвуют в диалоге |
2 | Актуализация - На прошлом уроке мы говорили о памятниках материальной и духовной культуры, которые возникли благодаря религии. Проверить себя вы сможете, пройдя небольшой тест. - В тесте вам предстоит находить памятники духовной культуры, связанные с религией. Выполнив последнее задание, вы прочитаете тему этого урока (Приложение 1) |
Выполняют тест |
3 | Постановка темы и цели урока - Итак, тест успешно окончен. Назовите тему урока. (слайд 3) - Откройте учебник на с.10. - Рубрика “Вы узнаете” поможет вам поставить цель урока. Прочитайте сначала про себя. |
Формулируют тему: Возникновение религий Работа над выяснением цели урока Читают про себя рубрику “Вы узнаете” на с.10 - Сегодня мы узнаем: Как древние люди заботились о душах своих предках, что такое многобожие и пантеон, какой народ в мире впервые поверил в Единого Бога и что такое Завет. |
4 | Освоение нового материала. Первобытные верования. Многобожие. | |
- Вы уже знаете, что религия существовала с глубокой древности. Как назывались верования самых древних людей. | - первобытные верования Знакомятся с первобытными верованиями (учебник) |
|
Расскажите, пожалуйста, что Вы узнали о первобытных верованиях? | По первобытным верованиям душе умершего и после смерти требовались пища и одежда. Поэтому часто людей клали в могилы одетыми, с украшениями и орудиями. Иногда в могилы насыпали красную краску (охра), которая должна была заменить на том свете огонь, кровь и свет солнца. Наши предки верили, что души умерших могут возвращаться и вредить живым или помогать им. | |
Обратите внимание на фотографию
реконструкции захоронения рассмотрите на с. 10. Религиозные верования первобытного человека отражены и в произведениях наскальной и пещерной живописи. Большинство древних наскальных рисунков — это сцены охоты, изображения людей и животных. Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.(слайд 4) Наконец, было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности. Ранней формой религиозных воззрений следует считать тотемизм. Тотемизм — вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметов). Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром. Жизнь родового коллектива была теснейшим образом связана с определенными видами животных, на которых охотились его члены.(слайд 5). Например, индейцы племени Дакота почитали бизона как покровителя охоты, плодородия, как защитника девушек и стариков. Они верили в хозяина бизонов, который мог явиться людям в виде большого зверя или в виде человека. А воинственные кельты, проживавшие в Западной Европе, поклонялись дубу (слайд 6). |
Рассматривают фотографию на с. 10. | |
- Ответьте на первый вопрос рубрики “Вопросы и задания” | Зачитывают первый вопрос и отвечают. | |
- Постепенно вера в духов сменяется
верой в богов. (Открывается слайд № 7.) В древних государствах – Египте, Греции, Риме, Индии, Китае, Японии – люди верили в то, что богов много и каждый бог имеет свою специализацию. (открывается слайд 8) Рассмотрим богов Древней Греции. Богов в Древней Греции было много. Греки верили, что главный бог Зевс дал людям законы и строго следит за их исполнением. Нарушающих закон, Зевс поражает молниями, за что ему было дано прозвище громовержец. Остальные боги покровительствуют разным сторонам жизни людей - ремёслам, искусству, любви, торговле, или являются владыками морей и океанов, подземного царства. Ребята, кто может назвать богов Древней Греции? (слайд 9.10) Молодцы. |
Знакомятся с богами Древней Греции
Ответы учащихся |
|
А какие боги были в Древнем Египте,
ребята, вы знаете? (слайд 11) В Древнем Египте боги, в отличие от богов античного мира, не имели строго определенных функций, они в меньшей степени были заняты какой-либо о ни было деятельностью и почти никогда не вмешивались в людские споры. Хотя, египетские боги, в отличие от греческих не общались с людьми, им были доступны такие человеческие чувства, как любовь, ненависть. зависть и мстительность. тем не менее египтяне считали своих богов в высшей степени нравственными и стремились им подражать. (слайд 12) - Как же будет называться религия, в которой почитается много богов? (слайд 13) |
Ответы детей.
- многобожие |
|
5 | Физкультминутка Поработали,
ребятки! |
Дети выполняют упражнения |
6 | Освоение нового материала. Иудаизм. - На какой вопрос в рубрике “Вы узнаете” у вас ещё нет ответа? - Назовите первые национальные религии. - Название какой религии встречается на страницах этого урока? - Как вы думаете, почему? (слайд №14) - Правильно, а религия получила название иудаизм. (открывается слайд № 15) - В стране Халдейской, недалеко от Вавилона жил Авраам. Он был богат, имел много скота, серебра и золота, и много слуг; но не имел детей и скорбел об этом. Бог явился Аврааму и сказал: "Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое”. Он повиновался Господу и переселился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанскою и была весьма плодородна. С тех пор евреи зовут эту землю Землёй Обетованной (слайд 16) Вскоре у Авраама родился сын, так начался род иудеев, или, как их потом стали называть, евреев. Прошли годы, и в земле Ханаанской наступил голод. Иудеи переселились в Египет. Где вскоре с ними стали жестоко обращаться. В это время у одного еврея родился мальчик, который был назван Моисеем (слайд № 17). Когда Моисей вырос, Бог повелел ему вывести еврейский народ из Египта. Во время путешествия евреев из Египта в Землю Обетованную Господь сотворил много чудес (слайды № 18-19). Одно из самых значительных, когда Бог провёл иудеев по дну расступившегося Красного моря, тем самым спас их от погони египтян. Сорок лет Евреи блуждали по пустыне. В пустыне Моисей взошел на гору Синай и пробыл там сорок дней и сорок ночей, без всякой пищи. (слайд № 20). Бог дал ему две скрижали, или каменные доски, на которых были написаны десять заповедей. |
|
Откройте учебник и прочитайте какие
две заповеди указаны? Какие, ребята, еще заповеди известны Вам? Тем самым Моисей заключил с Богом договор (завет) (слайд № 21). Согласно этому Завету Бог оберегает свой народ, а народ должен быть верным Богу и соблюдать его заповеди. - Запишите в словарик слово завет, используя схему слайда. |
6. Не убивай; 8. Не кради.
Ответы детей. |
|
- Иудеи достигли Земли Обетованной и
создали там своё царство. Чтобы почитать своего
Бога, они возвели Иерусалимский храм, в котором
стали хранить и скрижали с заветом. - Вот так кратко можно изложить историю возникновения иудаизма. Как об этом рассказывается в учебнике прочитайте на с.10-11 - Рассмотрите Иерусалимский храм в учебнике. А теперь на слайде (слайд № 22). Почему изображения разные? - Храм на слайде – это первый иерусалимский храм, а в учебнике храм, возведённый иудеями после вавилонского плена. |
Работа со Словариком понятий. Списывают
определение и схему понятия
Чтения текста в учебнике
- Это изображения Иерусалимских храмов, которые были построены в разные годы. |
|
7 | Рефлексия - Расположите эти слова по мере появления их в тексте. Слова: Авраам, Египет, Земля обетованная, Иерусалимский храм, Моисей, Заветы. - Проверьте свою работу. - Молодцы! Что у вас получилось? (слайд 23) - Как называется религия Авраама, Моисея и других евреев? - Что значит завет? |
Работа у доски Прикрепляют к доске листы со словами
Авраам, земля обетованная, Египет, Моисей, Заветы, Иерусалимский храм.
- иудаизм - договор еврейского народа с богом |
8 | Домашнее задание (слайд 24) - Прочитайте ещё раз рассказ об иудаизме. Повторите понятие завет по словарику. Самостоятельно или с помощью взрослых найдите на современной карте мира место, где находилась когда-то земля Ханаан. |
Запись домашнего задания |
9 | - Урок окончен. Вы хорошо потрудились! |
Литература.
- Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы: учебное пособие / [Данилюк А.Я.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 24с.
- Основы религиозных культур и светской иэтики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразоват. учреждений / [Б.Х. Бгажноков, О.В. Воскресенский, А.В. Глоцер и др.]; под. Ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 240с.
- Библия для детей. Ветхий и Новый заветы / М.: Белый город, 2008. – 240с.
- Зайцев В.Ю. Мифы древней Греции/ Зайцев. – М.: Белый город, 2008. – 144с.
Интернет-ресурсы.
- http://azbyka.ru/sear/?text=%EC%EE%E8%F1%E5%E9&searchid=1639178&l10n=ru&web=0#1010
- http://radostmoya.ru/project/istorii_vethogo_zaveta_multfilmy/video/
- http://tarasov.21-hormaly.edusite.ru/p5aa1.html
- http://www.curanderos.ru/northamerica.htm
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%81%D0%BA%
D0%BE%D0%B5_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B