Методическок пособие по проведению занимательной игры "Исторические достопримечательности и экономические понятия в денежных купюрах"

Разделы: История и обществознание, Экономика, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 10, 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (620 кБ)


Тип занятия: комбинированный, интегрированный (межпредметные связи с экономикой, историей).

Форма занятия: викторина.

Цель занятия: повысить мотивацию студентов по применению интегрированных знаний в процессе обучения экономики и истории.

Задачи занятия:

1. Расширить знания студентов о дизайне современных купюр

2. Познакомить студентов с названиями денежных единиц России и других стран

2. Формировать умения студентов применять межпредметные знания в нестандартной обстановке, развивать навыки общения

3. Развивать познавательные интересы, эмоциональную сферу личности, творческий подход к выполнению проектов

4. Воспитывать организованность, умение контролировать внимание, стремление рационально использовать время, бережное отношение к деньгам

Оснащение занятия: мультимедийный проектор с экраном, презентация, раздаточный материал

ХОД ЗАНЯТИЯ

І Подготовительный этап (до проведения занятия)

- определение цели и задач для студентов в ходе подготовки к интегрированному занятию,

- деление группы на 4 подгруппы (3-4 человека): назвать команду, придумать и подготовить эмблему

- подготовить творческий конкурс - проект: Достопримечательности, какого города нашей страны могли быть изображены на новой купюре России?

(презентация и изображение новой купюры)

- выбор жюри для оценивания викторины из состава преподавателей.

ІІ Этапы проведения занятия

1. Организационный этап

Вводное слово преподавателя – сообщение темы и цели занятия, представление жюри и состава команд

Команды называют капитана, показывают эмблему с названием команды.

Конкурс № 1 “Ой-лю-лю, а я денежки люблю” Психологический настрой на игру.

Каждая команда получает в конверте деньги (бумажные и металлические), участникам предлагается пересчитать данную сумму денег на время.

При правильном подсчете денег за 1 минуту участники получают 5 баллов.

Конкурс № 2 “Блиц-опрос” (продолжительность 10-15 минут): преподаватель объявляет условия конкурса, зачитывает вопросы, каждый правильный ответ 1 балл.

Примерные вопросы конкурса:

  • На каких купюрах изображены Часовни? (10,1000)
  • На каких купюрах изображены реки? (10,50,5000)
  • На этой купюре изображен памятник, символизирующий четыре великих реки России. (50)
  • На этой купюре изображен памятник основателю российского флота. (500)
  • На этой купюре изображено здание биржи. (50)
  • На каких купюрах изображены гербы? (1000,5000)
  • На этой купюре изображена ГЭС. (10)
  • На этой купюре изображен памятник губернатору Восточной Сибири. (5000)
  • На этой купюре изображено здание театра. (100)
  • На этой купюре изображен Спасе - Преображенский монастырь. (1000)
  • На этой купюре изображен покровитель искусств бог Аполлон. (100)
  • На этой купюре изображен памятник князю, который являлся символом народного просвещения средних веков в России. (1000)
  • На этой купюре изображен Коммунальный мост. (10)
  • На этой купюре изображена Часовня Казанской Богоматери. (1000)
  • На этой купюре изображен Соловецкий монастырь. (500)
  • На этой купюре изображены отроги Восточного Сояна. (10)
  • На этой купюре изображен Петропавловский собор. (50)
  • На этой купюре изображен речной вокзал. (500)
  • На этой купюре изображена Стрелка Васильевского острова. (50)
  • Это единственная купюра, на которой не изображены символы православной церкви. (100)

Конкурс № 3 “Геральдика” (продолжительность 5-6 минут): преподаватель объясняет значение термина “геральдика”, объясняет задание (на экране изображение четырех гербов городов под номерами, студенты должны назвать герб, какого города изображен, и рассказать о достопримечательностях города). Полный ответ 5 баллов.

Команда готовит ответ по одному городу и выбирает того кто будет отвечать. После 1 минуты обсуждения, каждая команда рассказывает о выбранном гербе в течение 1-3 минут.

Примерные задания и ответы:

Герб города Москвы.

23 ноября 1993 года нормативным актом “О восстановлении исторического герба города Москвы”, был введен новый московский символ, созданный по мотивам герба Москвы, утвержденного в 1781 году. В положении о гербе сказано: “На темно-красном щите развернутый вправо Георгий Победоносец в серебряных доспехах и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном коне, поражающий золотым копьем черного змия”.

Московская городская дума утвердила московский герб 1 февраля 1995 года.

Герб города Звенигород.

За основу герб города Звенигорода взят исторический герб уездного города Звенигорода Московской губернии, Высочайше утвержденный 16 марта 1883 года, подлинное описание которого гласит:

"Въ лазуревомъ щитъ серебряный колоколъ съ золотыми украшенiями. Въ вольной части гербъМосковской губернiи. Щитъ увънчанъ серебряною башенною короною о трехъ зубцахъ; за щитомъ два накрестъ положенные золотые молотка, соединенные Александровскою лентою".

Герб города Можайск.

Символика герба: За основу герба взят исторический герб города Можайска, утвержденный 16 марта 1883 года: "Стена с воротами символизирует славное военное прошлое Можайска, как крепости защищавшей западные подступы к городу Москве".

Герб города Владимир.

Основан на историческом гербе, утвержденном 16 августа 1781 г. Описание герба: "В красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест". Восстановлен в 1992 г.

Герб города Санкт-Петербург.

Герб Санкт-Петербурга представляет собой геральдический красный щит с изображением на его поле двух серебряных якорей - морского (наискось слева направо от зрителя, лапами в верхнем левом от зрителя углу щита; имеет две лапы и поперечную деталь на анкерштоке) и речного (наискось справа налево от зрителя, лапами в верхнем правом от зрителя углу щита; имеет четыре лапы и лишен поперечной детали на анкерштоке), положенных накрест, и на них золотой скипетр с двуглавым орлом.

Конкурс № 4 “История в лицах”: (продолжительность 5-10минут) - на экране изображены четыре выдающиеся личности в истории: Петр 1, Михаил Васильевич Ломоносов, Ярослав Мудрый, Николай Николаевич Муравьев-Амурский. После минуты подготовки, командам необходимо рассказать о роли личности в истории. Команда получает (вытягивает) задание и в течение 1 минуты готовит ответ. Капитан называет - отвечающего члена команды. Максимальное количество баллов за правильный ответ - 5 баллов.

Примерные задания и ответы:

1. Пётр I Великий (30 мая1672 года — 28 января1725 года) — последний царь всея Руси из династии Романовых1682 года) и первый Император Всероссийский1721 года).

Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697—1698 годы). По возвращении из них, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи.

2. Ярослав Владимирович (97820 февраля 1054, Вышгород) — Ростовский князь (9871010), князь новгородский в (10101034), великий князь Киевский (10161018, 10191054).

Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием. Вошла в историю составленная при Ярославе “Русская правда”, ставшая первым известным сводом законов на Руси.

3. Граф Николай Николаевич Муравьёв-Амурский (1809—1881) — российский государственный деятель, с 1847 по 1861 год служил генерал-губернатором Восточной Сибири. В истории расширения российских владений в Сибири Муравьёв-Амурский сыграл видную роль: ему принадлежит почин в возвращении Амура, уступленного Китаю в 1689 году.

В 1891 году в городе Хабаровске, на берегу Амура, Муравьёву-Амурскому воздвигнут памятник работы скульптора А. М. Опекушина. В 1992 году памятник был восстановлен, а в 2006 году его изображение появилось на новой банкноте 5000 рублей.

4. Михаил (Михайло) Васильевич Ломоносов (8 ноября 1711, деревня Мишанинская, Россия — 4 апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле

Конкурс № 5 “Знатоки” - преподаватель объявляет условия конкурса: в течение 6 минут командам необходимо дать определение экономическим терминам. За каждый правильный ответ 1 балл.

Примерные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Что означают слова: монета, рубль, копейка?

Ответы:

  • Монета – “советница” в переводе с латинского языка “золотая лепешечка” возникла в VII веке до нашей эры.
  • Рубль – слитки серебра рубили в XIII веке на куски.
  • Копейка – на монете из серебра в XVII веке стали на Руси чеканить всадника с копьем.

Вопрос 2: Дайте названия денег, которые имели хождение в России за все время ее существования.

Ответ:

  • Рубль, копейка, алтын, полушка, полтина, червонец, ассигнации, банкноты, гривенник.

Вопрос 3: Определите, каким иностранным государствам принадлежат следующие названия денег: рупия, шекель, юань, иена, тугрик, донг.

  • Ответ: Рупия – Индия, Шекель – Израиль, Юань – Китай, Иена – Япония, Тугрик – Монголия, Донг – Вьетнам.

Вопрос 4: Дайте определение наличных и безналичных денег.

Ответ:

  • Наличные деньги – это бумажные деньги и разменная монета.
  • Безналичные деньги – суммы, хранящиеся на счетах граждан, фирм и организаций в банках и используемые для расчетов путем изменения записей в банках.

Вопрос 5: Дайте определение электронных денег, которые имеют хождение в России в настоящее время.

Ответ:

  • Электронные деньги - чеки, кредитные и дебетные карточки, записи на счетах в банках.

Вопрос 6: Определите, каким бывшим республикам СССР принадлежат следующие деньги: Лит, Сом, Крона, Гривна, Манат, Тенге, Лат.

  • Ответ: Лит - Литва, Манат – Азербайджан, Сом – Киргизия, Тенге – Казахстан, Крона – Эстония (до 2011года), Лат – Латвия, Гривна – Украина, Лей – Молдавия, Драм – Армения, Сум – Узбекистан.

Конкурс № 6 “Народная мудрость” участники игры должны назвать

3 пословицы или поговорки о деньгах, профессии, труде, богатстве, бедности, праве. За каждую правильную поговорку 1 балл.

Примерные ответы:

  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
  • Копейка рубль бережет.
  • С копейки начинается миллион.
  • Время - деньги.
  • Принимать - за чистую монету.
  • Хлебу мера, а деньгам счет.
  • Легче прожить деньги, чем нажить.
  • Бедность не порок.
  • Чем богаты, тем и рады.
  • Бедному собраться - только подпоясаться.

Конкурс № 7 “Проект” Преподаватель предлагает командам выступить на тему: Достопримечательности, какого города нашей страны могли быть изображены на новой купюре России.

Выступление команд с презентацией и новой купюрой. Жюри самостоятельно оценивает конкурс по 5 бальной шкале каждой команде.

3 Заключительный этап

Подведение итогов игры. Жюри суммирует баллы набранные командам. Объявляет результаты и награждает победителей.

Список литературы и Интернет-ресурсов

1. Журнал “ Время денег” №8 - 2007г.

2. Кудрявцева Т. “ Банкноты рассказывают” журнал “ Наука и жизнь”, №3- 2010г., №10 - 2011.

3.Липсиц И.В. “Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности”, учебник для 10-11классов. М:“Вита-Пресс” 2010 – 224 с.

4. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. “История” учебник, М., Издательский центр “Академия”, 2007. 448с.

5. ru.wikipedia.org - википедия

6. “Наследие Кунцева / М.В.Данченко.” - М.,2012. Изд. 3-е, доп. – 352 с.:ил.