Цели:
- учить анализировать полученную информацию;
- способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения учащихся;
- совершенствовать навыки групповой работы;
- способствовать воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности.
Оборудование:медиапроектор (для презентации: Приложение 1)
Участники игры - ученики (3 команды). В начале игры проводится жеребьёвка (какая команда отвечает первой, какая - второй, какая – третьей).
Раунд I. ПИСАТЕЛИ
Слайд 3. Перед вами фотографии шести писателей, произведения которых вы читали в этом году в рамках проекта “Успешное чтение”.
- Команда №1 – находит портрет Лазаря Лагина
- Команда №2 – портрет Степана Писахова
- Команда №3 – портрет Михаила Зощенко.
Слайд 4. – правильные ответы.
А сейчас проверим, как вы знаете биографию этих писателей
Слайд 5. Вопросы командам:
1. У кого из писателей был псевдоним? (У Лазаря Иосифовича Гинзбурга – Лагин)
2. Кто из писателей прожил 80 лет? (Степан Григорьевич Писахов)
3. Кто родился в семье потомственного дворянина? (Михаил Михайлович Зощенко).
Слайд 6.
1. Кто из писателей обучался на юридическом факультете? (Зощенко)
2. Кто обучался в консерватории? (Лагин)
3. Кто обучался мастерству художника? (Писахов)
Слайд 7.
1. Кто из писателей много путешествовал? (Писахов)
2. Кто участвовал в I мировой и гражданской войне? (Зощенко)
3. Кто в 15 лет добровольцем ушёл на гражданскую войну? (Лагин)
Слайд 8.
1. Кто из писателей написал несколько пьес для театра? (Зощенко)
2. Кто работал в журнале “Крокодил”? (Зощенко и Лагин)
3. Кто однажды в союзе писателей “держал речь” целых 3 часа 15 минут? (Писахов)
Слайд 9.
1. Какая сказка Писахова была напечатана первой? (“Не любо – не слушай”)
2. Какой предмет преподавал Писахов в школах Архангельска? (рисование в 3, 5 и 6 школах)
3. От чьего имени писал сказки Писахов? (от имени крестьянина из Уймы Сени Малины, реального человека).
Слайд 10.
Раунд II. СКАЗКИ ПИСАХОВА
Слайд 11.
1. Кого северяне называли “ледяники”? (“ Таки люди, которы ледяным промыслом живут” - сказка “Не любо – не слушай”).
2. Что сушили северные жители, готовясь к зиме? (северное сияние – “Северно сияние”)
3. Что замораживали и продавали иностранцам? (песни – “Морожены песни”).
Слайд 12.
1. На каком необычном судне Сеня Малина однажды вышел в море? (в бане – сказка “Баня в море”)
2. Что такое “кислышти”? (бутылочный квас – сказка “Кислы шти”)
3. Что ловил про запас и запирал в “холодну баню” Сеня Малина? (ветры – “Ветер про запас”)
Слайд 13.
1. Куда Сеня поселил Налима Малиныча? (в конуру, в старую квашню с водой – “Налим Малиныч”)
2. Отчего у Сени заболели зубы? (поел сахарной редьки – “Сахарна редька”)
3. Кто подарил Сене золотую “с каменьем” табакерку? (Наполеон – “Наполеон”).
Слайд 14.
1. Кто такие “франт и франтиха”? (модник и модница – “Апельсин”).
2. Как китов использовали для “прохлаждения воздуха”? (заставляли для прохлаждения воздуха воду столбом пускать – “Не любо – не слушай”).
3. Какую зарплату обещал поп нанимаемой работнице? (“кажной год по рублю” - “Как поп работницу нанимал”).
Слайд 15.
1. Как односельчане утихомиривали Перепилиху? (поливал водой)
2. На чём играл муж Перепилихи? (Вынимал из дырки в груди пробку “...дух пойдёт сквозной и заиграт музыкой приятной.”)
3. Как люди стали использовать способность Перепилихи? (“...посылали дерёва да кусты голосом рубить”.)
Слайд 16.
Раунд III. РЮКЗАК ГЕРОЯ
Каждая команда берёт у ведущего рюкзак. В нём – три предмета, которые принадлежат героям трёх произведений. Участники должны назвать произведение и героя, которому принадлежит данная вещь.
1 рюкзак – связка бананов, школьный дневник, блины (бананы подарили индусы Жене Богораду, когда Хоттабыч “закинул” его в Индию – “Старик Хоттабыч”; дневник принадлежал Миньке – “Не надо врать” - “Лёля и Минька”; блины – их ела купчиха” со сметаной, икрой, сёмгой, грибочками, селёдочкой, мелким луком, сахаром, вареньем, разными припёками,... со вздохами и с выпивкой” - “Как купчиха постничала”).
2 рюкзак – перочинный ножик, 2 копейки, апельсин (ножиком Волька открыл древний сосуд и выпустил Хоттабыча – “Старик Хоттабыч”; 2 копейки выручила Лёля, продав тряпичнику старую калошу и купила на них земляничного мороженого себе и брату; апельсин вырос посередине реки – “Апельсин”).
3 рюкзак – 3 золотые монеты, коробка из-под конфет, редька (3 золотые монеты – столько оставил себе Волька из подаренных ему Хоттабычем 246 тюков золота, серебра и драгоценных камней, остальное джинн по его просьбе сдал в отделение Государственного банка “на любые нужды”; коробка из-под конфет принадлежала Лёле и Миньке, они положили туда лягушку и паука, чтобы посмеяться над тем, кто найдёт её – “Лёля и Минька” - “Находка”; редьку ел Сеня Малина” кусками, ломтями, с солью, голью, с квасом, с маслом, мочёну, сушёну, с хлебом, с кашей, с блинами, тёрту, маком, так...” - “Сахарна редька”).
Слайд 17.
Раунд IV. Михаил Зощенко “Лёля и Минька”
Слайд 18.
1. За что Минька получил свою первую единицу? (не выучил стихотворение – “Не надо врать”).
2. Назовите любимую еду Миньки. (мороженое – “Галоши и мороженое”).
3. Что делали родители, когда Минька болел? (“засыпали меня подарками” - “Тридцать лет спустя”).
Слайд 19.
1. О чём, по мнению Зощенко, нужно думать, когда ешь мороженое? (“Заслужил ли я это сладкое, не соврал ли и не надул ли кого-нибудь?” - “Галоши и мороженое”).
2. Какие люди “живут крайне долго и отличаются хорошим здоровьем”? (добрые – “Тридцать лет спустя”).
3. “Лучший мальчик на свете тот, который...” ( “...сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться.” - “Бабушкин подарок”).
Слайд 20.
1. Зачем дети решили отправиться в кругосветное путешествие? (“...будем идти напрямик до тех пор,пока не вернёмся сюда обратно.” - “Великие путешественники”).
2. Как, по словам Стёпки, путешественники поступали, чтобы не сбиться с пути? (Ложась спать, протягивали ноги в том направлении, каком надо идти. – “Путешественники”).
3. Что сделали Лёля и Минька, чтобы побыстрее вернуться домой? (Развернули спящего Стёпку. – “Путешественники”).
Слайд 21.
Раунд V. Лазарь Лагин “Старик Хоттабыч”
Слайд 22.
1. В каком классе учился Волька? (в 6 Б классе).
2. Где работал его отец? (на заводе).
3. Назовите полное имя Вольки. (Владимир Алексеевич Костыльков).
Слайд 23.
1. Какой вопрос достался Вольке на экзамене? (про Индию)
2. Что сделал Хоттабыч, чтобы Вольку пропустили на вечерний сеанс? (наколдовал ему роскошную русую бороду).
3. Что испугало Хоттабыча в кинотеатре? (паровозный гудок).
Слайд 24.
1. Когда Хоттабыч не мог колдовать? (когда у него сырая борода).
2. В кого превращался Хоттабыч у Вольки дома? (в золотую рыбку и жил в аквариуме).
3. Какое блюдо понравилось Хоттабычу в цирке? (эскимо, съел 43 порции).
Слайд 25.
1. Куда Хоттабыч отправил Женю? (в Индию, где его должны были продать в рабство).
2. Как Хоттабыч наказал Гогу, обидевшегоВольку? (Гога стал лаять).
3. Как Хоттабыч поступил с хулиганом Серёжкой Хряком? (Серёжка привёл с собой за руку четырёх друзей и попросил составить на них протокол за хулиганство.Хоттабыч “слепил” их руки вместе, пока протокол не будет составлен и сказал, что они будут слипаться всякий раз, когда они будут хулиганить).
Слайд 26.
1. В связи с каким событием в книге упоминается город Архангельск? (От Красной пристани Архангельского порта отвалил ледокольный пароход “Ладога” - “Самая короткая глава”).
2. Каким “волшебством” Волька напугал Омара Юсуфа? (пообещал ему, что остановит заход солнца)
3. Во что превратился брат Хоттабыча из-за своего несносного характера? (в спутник Земли, а потом в спутник собственного спутника).
6. Подведение итогов.
Использованная литература.
1. Лагин Лазарь Иосифович. Старик Хоттабыч. Повесть-сказка. Редакционно-издательский центр “ВЯЙНОЛА”. 1992. – 372 с.
2. Зощенко Михаил Михайлович. Лёля и Минька. Рассказы. – Ленинград, “Детская литература”, 1990.
3. Писахов Степан Григорьевич. Сказки. Архангельск, - Северо-западное книжное издательство,1978.
4. Ресурсы ИНТЕРНЕТ.