Чистая вода в нашем доме. Занятие элективного курса для учащихся 11-го класса

Разделы: Химия


Цели занятия:

  • дидактические – организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов действий, самостоятельному применению знаний в условиях занятия, помочь учащимся целостно представить изученную тему;
  • развивающие - развивать умения учащихся структурировать информацию, преобразовывать ее в модели, планировать работу во времени и в коллективе;
  • воспитания - способствовать осознанию социальной, практической и личностной значимости изученной темы.

Оборудование: набор химической посуды для опытов, презентации учащихся, видеофильм “Обыкновенное чудо”.

Учитель.

1.1. Сегодня у нас необычное занятие элективного курса. Оно будет проходить как заседание Водопроводного комитета Казани. В 19 веке в Казани вопросами обеспечения населения доброкачественной питьевой водой занимались прогрессивные ученые города: А.М. Бутлеров, И.А. Больцани, П.И. Котельников, А.И. Якоби, М.Я.Капустин, В.В. Миславский, дворянство и представители купечества. Вопросы обсуждались открыто, публично, с участием всего города. Водопроводный комитет г.Казани, состоявший из 14, впоследствии из 10 человек, был известен всей России, сюда за консультацией приезжали представители разных городов (Тамбов, Воронеж, Сызрань).

При подготовке к заседанию к заседанию были сформированы подкомитеты: 1-й изучал источники загрязнения природных вод вблизи Казани, 2-й - изучал схему работы очистных сооружений г.Казани, 3-й - проработал вопрос доочистки питьевой воды горожанами.

1.2. Но перед обсуждением проблемы питьевой воды в наших домах позвольте сказать несколько слов.

Живые организмы планеты приспособились ко всяким условиям: к полному мраку и высокому давлению на дне океана, к 70 С жары в пустыне и 70 С холода в Антарктике. Но нет живых существ, которые обходятся без воды. Поэтому мы позволили себе небольшое количество этого уникального вещества поднять на пьедестал –пусть не высокий и пусть только на время нашего занятия , а в эпиграф нашего занятия вынести фильм.

1.3. Компьютерный фильм “Обыкновенное чудо” .

2.1. Учитель:

Вода, централизованно поступающая в водопроводную сеть городов и поселков, должна соответствовать государственному стандарту и СанПиН. О физико-химических свойствах воды и документах их регламентирующих расскажет представитель нашего комитета.

2.2. Ученик:

Следует помнить, что хозяйственно-питьевая вода относится к пищевым продуктам и ее показатели должны отвечать согласно Закону РФ “О санитарно-эпидемическом благополучии населения” от 19.04.91, а также гигиеническим правилам 2-1.4.1047-01 “Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения”:

Так,

- строго регламентируется количество взвешенных веществ в месте водозабора,

- не должно быть плавающих примесей,

- интенсивность запахов и привкусов- не должна превышать2-х баллов по 5-балльной шкале,

- окраска не должна обнаруживаться в столбике 20 см.,

- водородный показатель должен быть в диапазоне 6,5-8,5,

- минерализация воды должна составлять 1000 мг\л, причем хлоридов - не более 350мг\л, сульфатов - 500 мг\л.

Давайте рассмотрим физико-химические свойства водопроводной воды, подаваемой в нашу школу.

1. Измерим температуру -22С.

2. Запах при такой температуре по 5-ти балльной шкале может быть травянистым, болотным, гнилостным, затхлым, землистым. Может присутствовать запах хлора и др.- в нашей воде присутствует запах хлора на 2 балла.

3. Вкус воды испытывают после кипячения и охлаждения до 20С. Различают соленый, горький, сладкий, кислый вкусы, а также привкусы. Для оценки интенсивности вкусов используют шкалу вкусов - наша вода имеет привкус на 2-3 балла.

4. Прозрачность и цвет воды- вода, налитая в емкость глубиной 20 см. должна быть прозрачной и не иметь цвет- наша вода соответствует норме по этому параметру. Вообще, прозрачность- важный показатель природной воды. Для оценки прозрачности пользуются белым металлическим диском диаметром 30 см., называемым диском Секи. Такой диск опускают в воду до тех пор, пока он не скроется из виду. Эта глубина характеризует прозрачность воды. Самая прозрачная вода в Саргассовом море (Атлантический океан)-диск исчезает до глубины 65 м., на Байкале – на глубине 40м.

5. Окисляемость – добавим к воде 3 капли раствора перманганата калия. Если малиновая окраска сохраняется 20 мин., вода- удовлетворительная, при красной окраске - подозрительная, при желто-бурой - недоброкачественная.

6. Химический анализ воды: (в лаборатории он проводится автоматически, длится от 1-го часа до нескольких часов, а по некоторым показателям- несколько суток):

а) обнаружение катионов железа (III)

к 10 мл. пробы приливают азотную кислоту, 2-3 капли пероксида водорода (для окисления железа) и тиоцианат аммония: при концентрации железа более 210 мг\л появляется розовое окрашивание, при концентрации железа 10 г\л-красное;

б) обнаружение хлорид- ионов

к 10 мл. пробы прилить 3-4 капли азотной кислоты и 0,5 мл. раствора нитрата серебра: при концентрации хлорид- ионов более 100 мг\л выпадает белый осадок;

в) обнаружение нитрат- ионов

к 1 мл. пробы по каплям добавляют реагент дифениламин: при концентрации нитрат –ионов более 0,001 мг\л появляется бледно-голубое окрашивание, при 100 мг\л- синее;

г) обнаружение сульфат- ионов

к 10 мл. пробы прилить 2-3 капли хлорида бария: при концентрации сульфат-ионов более 0,001 мг\л выпадает белый осадок;

7.Важным показателем качества воды является рН раствора- отрицательный логарифм концентрации протонов водорода в растворе. По ГОСТ рН воды должен быть в пределах 6,5-8,5- протестируем нашу воду, получили рН, равную 7.

Т.о. наша вода вполне пригодна для питья.

3.1. Учитель:

Из каких же источников получают воду жители Казани? О водных ресурсах Татарстана и Казани и их состоянии расскажут представители подкомитета.

3.2. Представление информации с компьютерной презентацией “Источники загрязнения водных ресурсов Татарстана”.

4.1. Учитель:

Итак, пока ученые рассматривают новые источники питьевой воды для Казани, мы используем то, что имеем. Какой путь проделывает волжская вода до нашего крана? О системе подготовки питьевой воды рассказывает представитель подкомитета.

4.2. Представление информации с компьютерной презентацией “Подготовка питьевой воды”.

4.3. Учитель:

Подготовленная для питья вода попадает к потребителю. Однако, многие горожане проводят ее доподготовку. Представители следующего подкомитета подсчитают для Вас “Сколько стоит стакан чистой воды”

4.4. Компьютерная презентация “Сколько стоит стакан чистой воды?”

5.1. Учитель:

Заседание водопроводного комитета заканчивается. Все подкомитеты представили результаты своих исследований. Подводя итог, давайте запомним несколько правил:

- вода- бесценный дар, необходимый для всего живого на Земле,

- пресной воды на Земле не хватает,

- следует бережно относится к воде, экономить ее,

- за нарушение правил водопользования каждый человек, любая организация должны нести ответственность в законодательном порядке,

- для питья и приготовления пищи следует использовать качественную воду, подвергая водопроводную воду доочистке.

6.1. Ученица:

Стихотворение “Берегите свою планету!” Г.Маршаковой

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Здесь в траве живет беспечно
Стрекотун-певун кузнечик,
Юный ветер-хулиган,
Щекочет старый океан.
Грациозные дельфины
Вальс танцуют и поют,
В общем счастливо живут.
Здесь лишь утро золотое,
Воздух нежно-голубой,
Дышится легко и вволю.
Забываем мы порой-
Воздух дан в аренду нам,
Он один на всех землян.
Чтобы жизнь торжествовала,
Охранять природу надо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

7.1. Учитель:

Подведем итоги нашего занятия.

  • Что Вы нового узнали?
  • Чему научились?