Цели занятия:
- дидактические – организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов действий, самостоятельному применению знаний в условиях занятия, помочь учащимся целостно представить изученную тему;
- развивающие - развивать умения учащихся структурировать информацию, преобразовывать ее в модели, планировать работу во времени и в коллективе;
- воспитания - способствовать осознанию социальной, практической и личностной значимости изученной темы.
Оборудование: набор химической посуды для опытов, презентации учащихся, видеофильм “Обыкновенное чудо”.
Учитель.
1.1. Сегодня у нас необычное занятие элективного курса. Оно будет проходить как заседание Водопроводного комитета Казани. В 19 веке в Казани вопросами обеспечения населения доброкачественной питьевой водой занимались прогрессивные ученые города: А.М. Бутлеров, И.А. Больцани, П.И. Котельников, А.И. Якоби, М.Я.Капустин, В.В. Миславский, дворянство и представители купечества. Вопросы обсуждались открыто, публично, с участием всего города. Водопроводный комитет г.Казани, состоявший из 14, впоследствии из 10 человек, был известен всей России, сюда за консультацией приезжали представители разных городов (Тамбов, Воронеж, Сызрань).
При подготовке к заседанию к заседанию были сформированы подкомитеты: 1-й изучал источники загрязнения природных вод вблизи Казани, 2-й - изучал схему работы очистных сооружений г.Казани, 3-й - проработал вопрос доочистки питьевой воды горожанами.
1.2. Но перед обсуждением проблемы питьевой воды в наших домах позвольте сказать несколько слов.
Живые организмы планеты приспособились ко всяким условиям: к полному мраку и высокому давлению на дне океана, к 70 С жары в пустыне и 70 С холода в Антарктике. Но нет живых существ, которые обходятся без воды. Поэтому мы позволили себе небольшое количество этого уникального вещества поднять на пьедестал –пусть не высокий и пусть только на время нашего занятия , а в эпиграф нашего занятия вынести фильм.
1.3. Компьютерный фильм “Обыкновенное чудо” .
2.1. Учитель:
Вода, централизованно поступающая в водопроводную сеть городов и поселков, должна соответствовать государственному стандарту и СанПиН. О физико-химических свойствах воды и документах их регламентирующих расскажет представитель нашего комитета.
2.2. Ученик:
Следует помнить, что хозяйственно-питьевая вода относится к пищевым продуктам и ее показатели должны отвечать согласно Закону РФ “О санитарно-эпидемическом благополучии населения” от 19.04.91, а также гигиеническим правилам 2-1.4.1047-01 “Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения”:
Так,
- строго регламентируется количество взвешенных веществ в месте водозабора,
- не должно быть плавающих примесей,
- интенсивность запахов и привкусов- не должна превышать2-х баллов по 5-балльной шкале,
- окраска не должна обнаруживаться в столбике 20 см.,
- водородный показатель должен быть в диапазоне 6,5-8,5,
- минерализация воды должна составлять 1000 мг\л, причем хлоридов - не более 350мг\л, сульфатов - 500 мг\л.
Давайте рассмотрим физико-химические свойства водопроводной воды, подаваемой в нашу школу.
1. Измерим температуру -22С.
2. Запах при такой температуре по 5-ти балльной шкале может быть травянистым, болотным, гнилостным, затхлым, землистым. Может присутствовать запах хлора и др.- в нашей воде присутствует запах хлора на 2 балла.
3. Вкус воды испытывают после кипячения и охлаждения до 20С. Различают соленый, горький, сладкий, кислый вкусы, а также привкусы. Для оценки интенсивности вкусов используют шкалу вкусов - наша вода имеет привкус на 2-3 балла.
4. Прозрачность и цвет воды- вода, налитая в емкость глубиной 20 см. должна быть прозрачной и не иметь цвет- наша вода соответствует норме по этому параметру. Вообще, прозрачность- важный показатель природной воды. Для оценки прозрачности пользуются белым металлическим диском диаметром 30 см., называемым диском Секи. Такой диск опускают в воду до тех пор, пока он не скроется из виду. Эта глубина характеризует прозрачность воды. Самая прозрачная вода в Саргассовом море (Атлантический океан)-диск исчезает до глубины 65 м., на Байкале – на глубине 40м.
5. Окисляемость – добавим к воде 3 капли раствора перманганата калия. Если малиновая окраска сохраняется 20 мин., вода- удовлетворительная, при красной окраске - подозрительная, при желто-бурой - недоброкачественная.
6. Химический анализ воды: (в лаборатории он проводится автоматически, длится от 1-го часа до нескольких часов, а по некоторым показателям- несколько суток):
а) обнаружение катионов железа (III)
к 10 мл. пробы приливают азотную кислоту, 2-3 капли пероксида водорода (для окисления железа) и тиоцианат аммония: при концентрации железа более 210 мг\л появляется розовое окрашивание, при концентрации железа 10 г\л-красное;
б) обнаружение хлорид- ионов
к 10 мл. пробы прилить 3-4 капли азотной кислоты и 0,5 мл. раствора нитрата серебра: при концентрации хлорид- ионов более 100 мг\л выпадает белый осадок;
в) обнаружение нитрат- ионов
к 1 мл. пробы по каплям добавляют реагент дифениламин: при концентрации нитрат –ионов более 0,001 мг\л появляется бледно-голубое окрашивание, при 100 мг\л- синее;
г) обнаружение сульфат- ионов
к 10 мл. пробы прилить 2-3 капли хлорида бария: при концентрации сульфат-ионов более 0,001 мг\л выпадает белый осадок;
7.Важным показателем качества воды является рН раствора- отрицательный логарифм концентрации протонов водорода в растворе. По ГОСТ рН воды должен быть в пределах 6,5-8,5- протестируем нашу воду, получили рН, равную 7.
Т.о. наша вода вполне пригодна для питья.
3.1. Учитель:
Из каких же источников получают воду жители Казани? О водных ресурсах Татарстана и Казани и их состоянии расскажут представители подкомитета.
3.2. Представление информации с компьютерной презентацией “Источники загрязнения водных ресурсов Татарстана”.
4.1. Учитель:
Итак, пока ученые рассматривают новые источники питьевой воды для Казани, мы используем то, что имеем. Какой путь проделывает волжская вода до нашего крана? О системе подготовки питьевой воды рассказывает представитель подкомитета.
4.2. Представление информации с компьютерной презентацией “Подготовка питьевой воды”.
4.3. Учитель:
Подготовленная для питья вода попадает к потребителю. Однако, многие горожане проводят ее доподготовку. Представители следующего подкомитета подсчитают для Вас “Сколько стоит стакан чистой воды”
4.4. Компьютерная презентация “Сколько стоит стакан чистой воды?”
5.1. Учитель:
Заседание водопроводного комитета заканчивается. Все подкомитеты представили результаты своих исследований. Подводя итог, давайте запомним несколько правил:
- вода- бесценный дар, необходимый для всего живого на Земле,
- пресной воды на Земле не хватает,
- следует бережно относится к воде, экономить ее,
- за нарушение правил водопользования каждый человек, любая организация должны нести ответственность в законодательном порядке,
- для питья и приготовления пищи следует использовать качественную воду, подвергая водопроводную воду доочистке.
6.1. Ученица:
Стихотворение “Берегите свою планету!” Г.Маршаковой
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Здесь в траве живет беспечно
Стрекотун-певун кузнечик,
Юный ветер-хулиган,
Щекочет старый океан.
Грациозные дельфины
Вальс танцуют и поют,
В общем счастливо живут.
Здесь лишь утро золотое,
Воздух нежно-голубой,
Дышится легко и вволю.
Забываем мы порой-
Воздух дан в аренду нам,
Он один на всех землян.
Чтобы жизнь торжествовала,
Охранять природу надо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
7.1. Учитель:
Подведем итоги нашего занятия.
- Что Вы нового узнали?
- Чему научились?