Программное содержание:
- Знакомить детей с произведениями Пушкина А.С.
- Дать представление о том, что его произведения вдохновляли композиторов, художников.
- Развивать умение находить общее в образах, созданных Пушкиным, художником Врубелем, композитором Римским-Корсаковым.
- Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие, художественный вкус.
Материал: Репродукция М.Врубеля “Царевна-Лебедь”, аудиозапись отрывка из оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане...”, иллюстрации разных художников к сказке Пушкина А.С. “Сказка о царе Салтане...”
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина, чтение и заучивание стихов и отрывков из произведений А.Пушкина.
Непосредственно образовательная деятельность
Восп.: Я сегодня хочу пригласить вас в чудесную сказку. Это волшебная сказка А.С.Пушкина, где происходят чудесные превращения. А чтобы вам легче было догадаться, что это за сказка, я покажу вам репродукции художника Врубеля.
Дети рассматривают репродукцию и называют сказку, а если нет, то...
Восп.: Догадались? Это будет “Сказка о царе Салтане...”. Эта репродукция не является иллюстрацией к сказке, но она написана на ее сюжет. Ее автор М.Врубель. Это очень интересный художник, он писал портреты, иконы, создавал иллюстрации к произведениям А.Пушкина. Художник очень любил Пушкина, читал его стихи, но особенно сильно впечатление на него произвела опера Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане...”. В этой опере пела и его жена. Музыка этой оперы и помогла ему создать картину “Царевна-Лебедь”. Вы помните, как Пушкин описал в сказке царевну?
Дети читают отрывок из сказки с описанием Царевны-Лебеди.
Восп.: А теперь послушайте музыку из оперы.
Восп.: Помогает ли характер музыки представить нам образ Лебедя в сказке Пушкина.
Дети: Да, музыка очень нежная.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что музыка очень нежная, чистая, словно по камушкам течет речка, а в сказке сказано: “А как речь-то говорит, словно реченька журчит”. В царстве Гвидона царевна Лебедь – одно из прекраснейших чудес. Именно такой и изобразил ее художник.
Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть внешний вид царевны: ее глаза, губы, выражение лица, головной убор, платье.
Восп.: Подумайте, почему художник показал нам вечер? Где происходит событие, изображенное на картине? Какие краски использует художник для передачи сказочного образа царевны, а какие - для изображения природы? Какое настроение создает картина?
Воспитатель обобщает ответы детей и рассказывает о картине.
Восп.: На картине сказочная, очень красивая царевна. У нее грустное, бледное лицо, большие синие, как море ночью глаза с длинными ресницами. У нее длинная коса. На голове серебряная корона с синими и зелеными драгоценными камнями. Они переливаются, светятся. На лоб спускается сеточка из жемчуга. Наброшена нежная, прозрачная фата. Белое воздушное платье с розовыми и сиреневатыми переливами уже начало превращаться в крылья, что придает ей таинственность. Художник для изображения сказочной царевны выбрал нежные, светлые краски (белую, голубую, розовую, сиреневую), потому что сама царевна добрая, нежная, а природу изобразил темными красками, что сделало картину более загадочной, таинственной.
Восп.: Мы с вами вспомнили и поговорили о самом красивом чуде в царстве Гвидона. А какие еще чудеса были на этом острове?
Дети называют их и читают о них стихи (о богатырях, о белке, грызущей изумрудные орешки, о превращениях Гвидона). Пушкин придумал чудесную сказку с яркими, красочными превращениями, чудесами, а художники создавали к ней прекрасные рисунки.
Дети рассматривают иллюстрации к сказке.
Восп.: Мы вспомнили о сказке и как будто прошлись по улицам и холмам одинокого острова в океане. И так не хочется расставаться. Я предлагаю нарисовать то, что больше всего понравилось в царстве славного Гвидона, а может быть и то, что еще могло там произойти.
Дети выполняют рисунки.
По окончании рисунки развешиваются на стенде, дети рассматривают их.
Восп.: Эти рисунки долго будут напоминать нам об острове, о чудесах, о сказке, которую написал великий мастер слова А.С. Пушкин.