Сценарий досугового мероприятия, посвященного Дню Кузьмы и Демьяна

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • используя русский народный фольклор, знакомить детей с историей возникновения и традициями праздника Кузьминки, учить бережно относиться к народным праздникам и обычаям;
  • содействовать развитию ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры и традиционному укладу жизни;
  • побуждать детей к проявлению самостоятельности;
  • способствовать дальнейшему развитию навыков пения при помощи музыкального сопровождения и без него;
  • приучать детей активно участвовать в народных играх;
  • воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей;
  • воспитывать уважение друг к другу, доброжелательность и добросердечность;
    формировать привычки отмечать православные календарные праздники и готовиться к ним.

ХОД ПРАЗДНИКА

Дети и Ведущий в русских народных костюмах. Зал украшен под интерьер русской избы.
Дети заходят в зал под музыку и рассаживаются по местам.

Ведущий: Здравствуйте, добры молодцы, здравствуйте, девицы красные. Добро пожаловать к нам. А собрались мы сегодня с вами не случайно. Собрались мы с вами на посиделку в честь веселого праздника Дня Кузьмы и Демьяна. Осень Золотую проводить, да и Зимушку Снежную встретить. Испокон веков наши предки отмечали этот праздник 14 ноября, когда листва с деревьев уже облетела, а по ночам становится морозно. Ноябрь – последний месяц осени тоже по-своему красив. Недаром про него в народе много стихов сложено.

Дети читают стихи о поздней осени.

Когда родимый край покинут гуси,
Застынет лес у холода в плену,
Ноябрь ударит в ледяные гусли,
Встречая Государыню-зиму.

(Т.А. Шорыгина)

Когда неярко и убого
Туманы озарит заря,
Оледенелою дорогой
Проскачут кони Ноября.

На облучке – старуха Осень,
Широкий путь – во все концы,
В дуге – сияющая просинь,
А под дугою бубенцы…

(С. Обрадович)

Последней стаи журавлей
Под небом крики прозвучали.
Сад облетел. Из-за ветвей
Сквозят безжизненные дали.

В красе нетронутой своей
Лишь озимь зеленеет пышно,
Дразня подобьем вешних дней…
– Зима, зима ползет неслышно!

К.Р. (Конст. Романов)

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.

(С. Есенин)

Бродит лесом листогной.
Осень борется с зимой.
Ну а солнце, как на грех,
Улыбается сквозь снег.
И глядит, глядит заря
На капризы ноября.

А дороге средь полей
Песня слышится саней.
Мне и другу на лежанке
Все ночами снятся санки.

(М. Сухорукова)

Ведущий: Кузьма и Демьян считаются в народе покровителями ремесел, ну в основном кузнечного искусства и женского рукоделия. В народе говорили так: Кузьма и Демьян – большие работники, они и кузнецы, и плотники, помогают парням хлеб молотить, девушкам пряжу вить, они охраняют дом от беды, от всякого лиха. А у нас сегодня на празднике много работников, тут и кузнецы, и плотники. Ну-ка, работнички, покажите нам свою удаль молодецкую!

Мальчики танцуют «Посмотрите, как у нас-то в мастерской».

Посмотрите, как у нас-то в мастерской
Там работнички трудятся день-деньской.
Как начнут они топориком рубить,
Молоточком по гвоздочкам молотить.
А пилами то пилят, пилят, пилят.
Во все стороны опилочки летят.
Время плотничкам работушку кончать.
И пойдут они в присядочку плясать.
Ай-люли, ай-люли, ай-люли (2 раза).

Ведущий: Ой, да молодцы.

Ведущий: А вы знаете, ребята, что в старину с Кузьмы-Демьяна девушки принимались за зимнюю пряжу, и обращаясь к святым, просили помочь не отставать в работе от тех кто начал ее раньше. Красны девицы, а на чем же прядут пряжу.

Дети: На прялке.

Ведущий: Правильно, на прялке. Давайте и мы с вами сыграем в «Прялицу».

Русская народная игра «Прялица» (проводится 2 раза)
Девочки берут платочки, встают в круг и поют, а мальчики стоят напротив девочек:

Ой, ты, прялица, кокорица моя,
С горя выброшу на улицу тебя,
Стану прясть и попрядывать
Да в беседушку поглядывать.

Мальчики поют:

Во беседы нет весельица,
Моя милая не сердится.
Моя мила по дорожке шла,
Черноброва барабан нашла

Мальчики и девочки берут друг друга в пары и проходятся вдоль комнаты со словами.

Она била, барабанила,
Из-за леса парня манила,
Из-за лесу, лесу темненька
Из-за садику зелененька.

Ведущий: А теперь объявляется русская народная забава «Мотальщики». Кто у себя под стульчиком найдет картинку с прялкой, тот и выходит на середину.

Русская народная забава «Мотальщики»

Две длинные палки, за которые держатся по одному человеку, соединены между собой шерстяной нитью. В самом центре находится деревянный шарик, обозначающий середину веревки. Дети берутся за палки и становятся друг напротив друга, таким образом, чтобы натянуть нить. По команде ведущего игроки быстро начинают наматывать веревку на палку. Выигрывает тот, который быстрее доберется до деревянного шарика.

Ведущий: на Кузьму и Демьяна куриная смерть, то есть режут кур.. С этого дня бьют кур на продажу. Принято было варить в этот день кашу с курятиной или печь пирог, который назывался Курник.

Девочка: А давайте в «Кривого Петуха» сыграем.

Русская народная игра «Кривой Петух» (проводится 3-4 раза).
При помощи считалки выбирают «Кривого петуха», завязывают ему глаза, встают вокруг него и спрашивают:

– Кривой Петух, на чем стоишь?
– На иголочках.
– А как тебе, не колко?
– А я на подковочках.
– Ступай на двор, там блины пекут, там блины пекут, тебе блин дадут.

Стучат ногой в пол

– Кто там?
– Тарас. Лови нас не открывая глаз.

Дети бегут по кругу. Тот кого поймал «Кривой Петух» и узнал – становится водящим. Раздается стук в дверь. Под музыку мальчик вносит куклу Кузю. За ним девочка вносит глиняный горшочек.

Ведущий: Никак сам Кузьма к нам в гости пожаловал? Проходи, Кузенька, садись. А Кузьма то к нам не с пустыми руками. Принёс он нам волшебный горшочек. А что же лежит в твоем горшочке, Кузя?

Ведущий достает из горшочка карточку с названием игры.

Ведущий: А в горшочке развеселая игра.

Дети читают надпись на карточке Объявляется русская народная игра «Горшки» (проводится 3-4 раза).

Дети распределяются в пары и образуют круг таким образом, чтобы один ребенок из пары сидел на корточках – он горшок, а другой – хозяин – стоял рядом. К кому-нибудь из хозяев подходит водящий (его выбирают считалкой), который находится вне круга. Водящий дотрагивается до горшка (кладет руки на голову сидящего ребенка) и спрашивает.

Водящий. Горшок продашь?
Хозяин. Купи, а что дашь?
Водящий. Шильце, мыльце, белое белильце!
Хозяин. Ладно, по рукам!

Оба ударяют по рукам в знак того, что покупка совершена, а затем бегут по кругу в разном направлении. Тот, кто первый подбежит к горшку, становится хозяином, а запоздавший – водящим.

Ведущий: Ну молодец, Кузьма, потешил нас. Теперь пришел и наш черед тебя потешить.

Девочки поют частушки (слова и музыка народные)

Шире круг, Шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре.

По деревне я шла
И Кузьму я видела,
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.

Балалаечка гудок
Свое дело знает,
Она в Кузиных руках
Хорошо играет.

Не хотела я плясать ,
Стояла и стеснялася,
А Кузьма заиграл
Я не удержалася.

Ведущий: Ну вот, ребята, и подходит конец нашему празднику. Пришли Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой унесли, дорогу зиме вымостили. А печка то наша пока мы веселились, нам пирогов напекла да не простых пирогов, а с курятиной. Ну ка, печка-барыня, подавай нам пирожков.

Ведущий подходит к печке и достаёт поднос с пирожками.

Ведущий: Пойдемте, ребята Кузьму в путь дорогу провожать, да пирогами угощаться. А зима придет, принесет нам много других веселых и интересных праздников. До новых встреч, ребята.

Кузю выносят. Дети выходят вслед за Кузей.