Методические приемы использования интерактивной доски на уроках информатики

Разделы: Информатика


XXI век – это век новых информационных технологий. Использование современных интерактивных средств становится сегодня неотъемлемой частью урока. Самым распространенным инструментом, поддерживающим динамичное взаимодействие учителя и учащихся на уроке, является в настоящее время электронная интерактивная доска.   

Первые интерактивные доски модели StarBoard появились в нашей школе в 2007 году. Первоначально я использовала доску только для демонстрации на большом экране электронных  образовательных ресурсов, разработанных самостоятельно, а также приобретенных в Интернете через портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (различные презентации, Flash-ролики, программы, тесты, электронные учебные пособия и т.п.). Кроме того, интерактивная доска – очень удобный инструмент на уроке информатики, когда необходимо на большом экране показать принципы работы какой-либо компьютерной программы (текстового, графического редактора, системы программирования и т.п.).

В дальнейшем использование программного обеспечения интерактивной доски позволило использовать ее не только при объяснении нового материала, но и на других этапах урока (при проверке домашнего задания, усвоении, систематизации и обобщении знаний).

В данной статье я хочу рассмотреть (на конкретных примерах) некоторые методические приемы использования возможностей программного обеспечения интерактивной доски на различных этапах урока, показать преимущества и недостатки данной технологии.

I. Этап поверки домашнего задания

В данном случае учителем подготавливаемся флипчарт, содержащий страницу с заготовкой домашнего задания. Например, в 5 классе при изучении темы «Компьютер» по УМК Босовой Л.Л. [1] учащимся предлагается дома разгадать кроссворд «Устройства компьютера» [2]. На уроке учащимся предлагается выйти к доске и разгадать кроссворд. В процессе выполнения задания у доски успевают поработать как минимум 8 учеников, остальные подсказывают работающим у доски, исправляют их ошибки. После заполнения кроссворда учитель выводит на экран правильные ответы на вопросы кроссворда (эти элементы флипчарта предварительно скрыты за границами страницы) и учащиеся могут сравнить свои ответы с эталоном.

Скрин-шот экрана компьютера:

До выполнения задания (Рис. 1)

После выполнения задания (Рис. 2)

II. Этап усвоения новых знаний

На данном этапе в флип-чарт урока можно вставить презентации, Flash-ролики, облегчающие учащимся запоминание новой для них информации. Кроме того, при введении новых понятий перед учениками можно поставить проблемную ситуацию. Например, при изучении темы «Информация и ее свойства» в 8 классе по УМК Босовой Л.Л. [3], учащимся предлагается вспомнить, с помощью каких органов чувств человек воспринимает информацию, они делают записи на доске на плакате «Как человек воспринимает информацию?». На следующей странице флипчарта учитель демонстрирует импортированные в документ StarBoard Software мультимедийные  Flash-ролики, при просмотре которых у учащиеся  задействуются различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная). После просмотра ученики имеют возможность вернуться к первой странице  документа и исправить свои записи на доске, используя полученную только что новую информацию. Использование интерактивной доски в данном случае обеспечивает более эффективную отработку новых понятий за счет наглядности, путем вовлечения детей в активную познавательную деятельность, что ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала.

Скрин-шот экрана компьютера:

До выполнения задания (Рис. 3)

После выполнения задания (Рис. 4)

Страница флипчарта с внедренными Flash-роликами (Рис. 5)

III. Этап закрепления новых знаний

На данном этапе на доске выполняются задания, требующие мыслительной активности обучающихся, творческого осмысления материала, дающие возможность взглянуть на изучаемые вопросы с иной стороны. Например, на том же самом уроке «Информация и ее свойства» в 8 классе учащимся предлагается провести аналогию между человеком и компьютером: учащимся дается задание «Сгруппируйте органы человека  и устройства компьютера, выполняющие одинаковые функции». Ученикам необходимо, передвигая картинки, составить группы «устройство компьютера»–«орган человека», отвечающие за одинаковый информационный процесс, например «процессор»–«мозг» (оба отвечают за обработку информации). После выполнения задания учитель открывает страницу флипчарта с правильной схемой, и учащиеся могут сравнить свои ответы с эталоном. 

Скрин-шот экрана компьютера:

До выполнения задания (Рис. 6)

После выполнения задания (Рис. 7)

Страница документа с правильными ответами (Рис. 8)

IV. Этап всесторонней проверки знаний

Задания, выполняемые на интерактивной доске на данном этапе должны обеспечивать проверку не только объема и правильности полученных ранее знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; они должны быть интересны учащимся,  способствовать их активной познавательной деятельности. Например, в 8 классе при обобщении и систематизации знаний, полученных при изучении темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» по УМК Босовой Л.Л. [3] учащимся можно предложить «собрать» на доске системный блок компьютера: они должны поставить в нужные места устройства, входящие в системный блок компьютера, передвигая на странице документа картинки этих устройств, и подписать их. После выполнения задания учитель открывает ссылку на страницу флипчарта с правильной схемой, и учащиеся могут сравнить свою схему с эталоном (при наличии времени можно также найти устройства компьютера из схемы в реальном  системном блоке).

Скрин-шот экрана компьютера:

До выполнения задания (Рис. 9)

После выполнения задания (Рис. 10)

Страница документа с правильной схемой (Рис. 11)

С моей точки зрения, преимущества использования интерактивной доски на уроках заключаются в следующем:

1) приобретение новых навыков работы с интерактивным оборудованием;
2) активное вовлечение учащихся в познавательную деятельность;
3) улучшение темпа и течения урока (на выполнение заданий требуется меньше времени);
4) повышение мотивации, заинтересованности учеников за счет новизны способа изложения материала;

Конечно, используя интерактивную доску в образовательном процессе, нужно иметь в виду и минусы данного технического средства:

1) большие временные затраты учителя на подготовку к уроку (поиск в Интернете подходящих презентаций, Flash-роликов, программ, тестов, разработка собственных презентаций и флипчартов);
2) иногда урок превращается в игру (для 5-6-х классов это еще допустимо, но для 7-9-х, а тем более 10-11-х нежелательно и даже недопустимо);
3) ухудшение зрения учащихся (необходимо соблюдать нормы САНПИНа при работе с доской – не более 20 минут);
4) возможны технические сбои в оборудовании (может быть нарушена калибровка доски, «сесть» батарейки в указке и т.п.).

За прошедшее время мною создана учебно-методическая база для уроков информатики в 5-11-х классов с использованием интерактивной доски. В дальнейшем я планирую пополнить ее разработками уроков информатики для учащихся начальной школы с учетом ФГОС второго поколения. Приглашаю к сотрудничеству всех заинтересованных учителей информатики.

Используемые бумажные и электронные ресурсы:

1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010.
2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010.
3. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011.
4. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011.
5. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие/Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006.
6. Волкова И.А. Шпарута Н.В. Современный урок с интерактивной доской ActivBoard. – Екатеринбург: ИРО, 2012.
7. Интерактивные доски Hitachi [Электронный ресурс] – //Инфологика. – Режим доступа: http://www.hitachi-interactive.ru/index.htm.