Кодирование информации. 5-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 5


Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Планируемые образовательные результаты:

I. Предметные:

  • освоение основных понятий информатики;
  • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
  • приобретение  опыта создания и преобразования информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты;
  • представление знаково-символических моделей на формализованных и формальных языках. 

II. Метапредметные:

1. Познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • структурирование знаний;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

2. Регулятивные:

  • планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование результата деятельности и его характеристики;
  • контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
  • коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
  • оценка: осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы.

3. Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

III. Личностные: повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Решаемые учебные проблемы:

1. Для чего люди кодируют информацию?
2. Почему одну и ту же информацию можно закодировать по-разному?

Основные понятия, изучаемые на уроке: условный знак, код, кодирование.

Методическое обеспечение урока:

1. Учебник: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5 класс. §1.6.
2. Рабочая тетрадь: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5 класс. Задания 15 (с. 18), 17 (с. 20-21), 18 (с. 22)

Дидактическое обеспечение урока: карточки с самостоятельными заданиями, карточки для выставления баллов за выполненные задания.

Аппаратное обеспечение и программное обеспечение (используемые на уроке средства ИКТ):

1. Компьютеры с операционной системой Windows XP
2. Интерактивная доска StarBoard, подсоединенная к центральному (учительскому) компьютеру; на компьютер учителя установлена программа для работы с доской   StarBoardSoftware 9.2.
3. проектор Epson

Методическое назначение средств ИКТ: визуализация, активизация познавательной деятельности, быстрая проверка выполненных заданий.

Образовательные интернет-ресурсы:

1. Flash-ролики (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов):

2. Презентация «В мире кодов» (Электронное приложение к УМК Босовой Л.Л. для 5 класса).

ХОД УРОКА

Этап I. Вхождение в тему и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов: поиск и выделение необходимой информации; определение темы урока как нового знания; мотивация на усвоение нового материала.

Длительность этапа: 10 минут.

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата: регулятивный (используется интерактивная доска).

Методы обучения: демонстрационный, объяснительно-иллюстративный.

Форма организации деятельности учащихся – фронтальная:

1. Ответы на вопросы учителя:

1.1. Что такое информация? (Сведения об окружающем нас мире)
1.2. Какие действия можно выполнять с информацией? (хранить, передавать, обрабатывать)

2. Просмотр Flash-роликов (страница 1 документа StarBoardSoftware, см. <Рисунок 1>) и ответ на вопрос учителя: какое еще действие можно выполнять с информацией? (кодирование информации)
3. Определение темы урока («Кодирование информации»).
4. Знакомство с примерами кодов, которые встречаются в жизни (страницы 2-6 документа StarBoardSoftware см. <Рисунок 3>).
5. Знакомство с целями и проблемными вопросами урока (страница 7 документа StarBoardSoftware, см. <Рисунок 2>).
Основные виды деятельности учителя на данном этапе:
1. Работа с доской (показ страниц документа StarBoardSoftware).
2. Задает вопросы, выслушивает ответы учащихся, приводит примеры кодов (штрих-коды, почтовые индексы и т.п.).
3. Помогает определить тему и цели урока, ставит перед учащимися проблемные вопросы, на которые они должны ответить в конце урока (страница 2 документа StarBoardSoftware, см. <Рисунок 2>).

Этап II. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов: создание благоприятных условий для дальнейшей познавательной деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Длительность этапа: 2 минуты.

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата: регулятивный.

Методы обучения: практические.

Форма организации деятельности учащихся – групповая:

1. Разбиваются на две группы.
2. Получают задания от учителя.
3. Определяют порядок выполнения заданий внутри группы и разбиваются на семь мини-групп.
4. Определяют, кто будет главным (командиром и экспертом) в группе.

Основные виды деятельности учителя на данном этапе:

1. Объясняет порядок выполнения и параметры оценивания практической работы.
2. Раздает учащимся карточки с заданиями практической работы.

Этап III. Практикум

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов:

Выполнение практических заданий:

1. Три задания на кодирование и декодирование числовой информации (задания выполняются на одном компьютере одной из мини-групп с помощью программы, разработанной учителем в среде Adobe Flash, пример одного из заданий см. <Рисунок 4>).
2. Шесть заданий на кодирование и декодирование текстовой информации (задания выполняются на трех компьютерах тремя мини-группами с помощью программ, разработанных учителем в среде Adobe Flash, пример одного из заданий см. <Рисунок 5>)
3. Три задания на кодирование и декодирование графической информации (задания выполняются на одном компьютере одной из мини-групп с помощью программы, разработанной учителем в среде Adobe Flash, пример одного из заданий см. <Рисунок 6>).
4. Задание на классификацию кодов, т.е. на распределение кодов на группы по формам ее представления - одной из мини-групп выдается лист (см. <Рисунок 7>), на который необходимо наклеить примеры кодов, находящиеся в конверте (см. <Рисунок 8>).  
5. Составление из отдельных слов определения понятий «кодирование информации» и «код»: одной из мини-групп выдается лист с заданием (см. <Приложение 1>) и конверт со словами (см. <Приложение 3>), ученикам необходимо составить из отдельных слов определения новых понятий и наклеить их на лист с заданием).  

Длительность этапа: 10 минут.

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата: регулятивный, коммуникативный.

Методы обучения: практические.

Форма организации деятельности учащихся – работа в группе и мини-группах.

Основные виды деятельности учителя на данном этапе: при необходимости помогает понять смысл выполняемых заданий.

Этап IV. Поверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа: 8 минут.

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов: личностный, регулятивный, коммуникативный.

Методы и способы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль (корректируют правильность полученных при выполнении заданий ответов, правильность полученных выводов и формулировок).

Формы организации деятельности учащихся:

Индивидуальная и групповая:

1. Выбранные в группе эксперты самостоятельно выставляют баллы за выполнение заданий на кодирование и декодирование числовой, текстовой и графической информации в лист самооценки (см. <Приложение 2>) в соответствии с баллами, выставленными компьютерными программами.
2. Проверка выполнения задания «Распредели коды по группам в соответствии с формами их представления» на доске (страница 8 документа StarBoardSoftware, см. <Рисунок 9>) – к доске выходят по одному человеку от группы и выполняет половину задания (распределяет коды для двух из четырех классов). Эксперты обеих групп выставляют баллы в соответствии с критериями, приведенными в листе самооценки (см. <Приложение 2>).
3. Проверка выполнения задания  «Составь из отдельных слов определение» - один из участников группы вслух озвучивает одно из определений (одна группа – одно из определений) и все учащиеся сравнивают свое определение с эталоном, приведенным на доске (страница 10 документа StarBoardSoftware, см. <Рисунок 10>). Эксперты обеих групп выставляют баллы в соответствии с критериями, приведенными в листе самооценки (см. <Приложение 2>).

Основные виды деятельности учителя на данном этапе:

1. Координирует работу учащихся у доски
2. Обращает внимание учащихся на вербальное сопоставление результата выполнения заданий работы с выводимыми на доску эталонами для самопроверки
3. Обращает внимание экспертов на вербальное сопоставление результата выполнения заданий  работы с выводимыми на компьютерах и на доску эталонами для выставления баллов за работу (взаимопроверка).

Этап V. Подведение итогов. Домашнее задание

Длительность этапа: 10 минут.

Рефлексия по результатам:

1. Эксперты подсчитывают сумму баллов и выставляют оценку за урок в лист самоконтроля (см.<Приложение 2>).
2. Учитель возвращает учащихся к проблемным вопросам (страница 7 документа StarBoardSoftware, см. <Рисунок 11>) и учащиеся определяют, найдены ли ответы на  них (выдвигают свои ответы на них).
3. Учитель выясняет, какие были затруднения у обучающихся во время урока (страница 7 документа StarBoardSoftware, см. <Рисунок 11>).
4. Учитель выставляет оценки, узнав предварительно у экспертов сумму баллов, набранных группами, задает домашнее задание: Рабочая тетрадь: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5 класс. с. 18, №15 (4-5), с. 21, №17 (3), с. 22, №18 (4-6).
5. Учитель фиксирует неразрешённые затруднения на уроке как направление будущей учебной деятельности.