Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Планируемые образовательные результаты:
I. Предметные:
- освоение основных понятий информатики;
- осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
- приобретение опыта создания и преобразования информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты;
- представление знаково-символических моделей на формализованных и формальных языках.
II. Метапредметные:
1. Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- определение основной и второстепенной информации;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
2. Регулятивные:
- планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование результата деятельности и его характеристики;
- контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
- коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
- оценка: осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы.
3. Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.
III. Личностные: повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Решаемые учебные проблемы:
1. Для чего люди кодируют информацию?
2. Почему одну и ту же информацию можно
закодировать по-разному?
Основные понятия, изучаемые на уроке: условный знак, код, кодирование.
Методическое обеспечение урока:
1. Учебник: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5 класс.
§1.6.
2. Рабочая тетрадь: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5
класс. Задания 15 (с. 18), 17 (с. 20-21), 18 (с. 22)
Дидактическое обеспечение урока: карточки с самостоятельными заданиями, карточки для выставления баллов за выполненные задания.
Аппаратное обеспечение и программное обеспечение (используемые на уроке средства ИКТ):
1. Компьютеры с операционной системой Windows XP
2. Интерактивная доска StarBoard, подсоединенная к
центральному (учительскому) компьютеру; на
компьютер учителя установлена программа для
работы с доской StarBoardSoftware 9.2.
3. проектор Epson
Методическое назначение средств ИКТ: визуализация, активизация познавательной деятельности, быстрая проверка выполненных заданий.
Образовательные интернет-ресурсы:
1. Flash-ролики (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов):
- Кодирование информации голосовыми связками при устном общении (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a8701b09-6fdc-46cb-8e9b-ff2876040f1a/%5BINF_026%5D_%5BAM_03%5D.swf);
- Кодирование информации при почтовой переписке (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/28e20301-a2ed-4304-87de-5a7794b73075/%5BINF_026%5D_%5BAM_04%5D.swf);
- История развития систем счисления (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/402b749c-240b-4e16-9e4d-bea3fc4fa8fa/9_139.swf)
2. Презентация «В мире кодов» (Электронное приложение к УМК Босовой Л.Л. для 5 класса).
ХОД УРОКА
Этап I. Вхождение в тему и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов: поиск и выделение необходимой информации; определение темы урока как нового знания; мотивация на усвоение нового материала.
Длительность этапа: 10 минут.
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата: регулятивный (используется интерактивная доска).
Методы обучения: демонстрационный, объяснительно-иллюстративный.
Форма организации деятельности учащихся – фронтальная:
1. Ответы на вопросы учителя:
1.1. Что такое информация? (Сведения об
окружающем нас мире)
1.2. Какие действия можно выполнять с информацией? (хранить,
передавать, обрабатывать)
2. Просмотр Flash-роликов (страница 1 документа
StarBoardSoftware, см. <Рисунок 1>) и ответ
на вопрос учителя: какое еще действие можно
выполнять с информацией? (кодирование
информации)
3. Определение темы урока («Кодирование
информации»).
4. Знакомство с примерами кодов, которые
встречаются в жизни (страницы 2-6 документа
StarBoardSoftware см. <Рисунок 3>).
5. Знакомство с целями и проблемными вопросами
урока (страница 7 документа StarBoardSoftware, см. <Рисунок 2>).
Основные виды деятельности учителя на данном
этапе:
1. Работа с доской (показ страниц документа
StarBoardSoftware).
2. Задает вопросы, выслушивает ответы учащихся,
приводит примеры кодов (штрих-коды, почтовые
индексы и т.п.).
3. Помогает определить тему и цели урока, ставит
перед учащимися проблемные вопросы, на которые
они должны ответить в конце урока (страница 2
документа StarBoardSoftware, см. <Рисунок 2>).
Этап II. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов: создание благоприятных условий для дальнейшей познавательной деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.
Длительность этапа: 2 минуты.
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата: регулятивный.
Методы обучения: практические.
Форма организации деятельности учащихся – групповая:
1. Разбиваются на две группы.
2. Получают задания от учителя.
3. Определяют порядок выполнения заданий внутри
группы и разбиваются на семь мини-групп.
4. Определяют, кто будет главным (командиром и
экспертом) в группе.
Основные виды деятельности учителя на данном этапе:
1. Объясняет порядок выполнения и параметры
оценивания практической работы.
2. Раздает учащимся карточки с заданиями
практической работы.
Этап III. Практикум
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов:
Выполнение практических заданий:
1. Три задания на кодирование и декодирование
числовой информации (задания выполняются на
одном компьютере одной из мини-групп с помощью
программы, разработанной учителем в среде Adobe Flash,
пример одного из заданий см. <Рисунок
4>).
2. Шесть заданий на кодирование и декодирование
текстовой информации (задания выполняются на
трех компьютерах тремя мини-группами с помощью
программ, разработанных учителем в среде Adobe Flash,
пример одного из заданий см. <Рисунок
5>)
3. Три задания на кодирование и декодирование
графической информации (задания выполняются на
одном компьютере одной из мини-групп с помощью
программы, разработанной учителем в среде Adobe Flash,
пример одного из заданий см. <Рисунок
6>).
4. Задание на классификацию кодов, т.е. на
распределение кодов на группы по формам ее
представления - одной из мини-групп выдается лист
(см. <Рисунок 7>), на который
необходимо наклеить примеры кодов, находящиеся в
конверте (см. <Рисунок 8>).
5. Составление из отдельных слов определения
понятий «кодирование информации» и «код»: одной
из мини-групп выдается лист с заданием (см. <Приложение 1>) и
конверт со словами (см. <Приложение
3>), ученикам необходимо составить из
отдельных слов определения новых понятий и
наклеить их на лист с заданием).
Длительность этапа: 10 минут.
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата: регулятивный, коммуникативный.
Методы обучения: практические.
Форма организации деятельности учащихся – работа в группе и мини-группах.
Основные виды деятельности учителя на данном этапе: при необходимости помогает понять смысл выполняемых заданий.
Этап IV. Поверка полученных результатов. Коррекция
Длительность этапа: 8 минут.
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов: личностный, регулятивный, коммуникативный.
Методы и способы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль (корректируют правильность полученных при выполнении заданий ответов, правильность полученных выводов и формулировок).
Формы организации деятельности учащихся:
Индивидуальная и групповая:
1. Выбранные в группе эксперты самостоятельно
выставляют баллы за выполнение заданий на
кодирование и декодирование числовой, текстовой
и графической информации в лист самооценки (см.
<Приложение 2>) в
соответствии с баллами, выставленными
компьютерными программами.
2. Проверка выполнения задания «Распредели коды
по группам в соответствии с формами их
представления» на доске (страница 8 документа
StarBoardSoftware, см. <Рисунок 9>) – к
доске выходят по одному человеку от группы и
выполняет половину задания (распределяет коды
для двух из четырех классов). Эксперты обеих
групп выставляют баллы в соответствии с
критериями, приведенными в листе самооценки (см.
<Приложение 2>).
3. Проверка выполнения задания «Составь из
отдельных слов определение» - один из участников
группы вслух озвучивает одно из определений
(одна группа – одно из определений) и все
учащиеся сравнивают свое определение с эталоном,
приведенным на доске (страница 10 документа
StarBoardSoftware, см. <Рисунок 10>).
Эксперты обеих групп выставляют баллы в
соответствии с критериями, приведенными в листе
самооценки (см. <Приложение 2>).
Основные виды деятельности учителя на данном этапе:
1. Координирует работу учащихся у доски
2. Обращает внимание учащихся на вербальное
сопоставление результата выполнения заданий
работы с выводимыми на доску эталонами для
самопроверки
3. Обращает внимание экспертов на вербальное
сопоставление результата выполнения заданий
работы с выводимыми на компьютерах и на доску
эталонами для выставления баллов за работу
(взаимопроверка).
Этап V. Подведение итогов. Домашнее задание
Длительность этапа: 10 минут.
Рефлексия по результатам:
1. Эксперты подсчитывают сумму баллов и
выставляют оценку за урок в лист самоконтроля
(см.<Приложение 2>).
2. Учитель возвращает учащихся к проблемным
вопросам (страница 7 документа StarBoardSoftware, см. <Рисунок 11>) и учащиеся определяют,
найдены ли ответы на них (выдвигают свои
ответы на них).
3. Учитель выясняет, какие были затруднения у
обучающихся во время урока (страница 7 документа
StarBoardSoftware, см. <Рисунок 11>).
4. Учитель выставляет оценки, узнав
предварительно у экспертов сумму баллов,
набранных группами, задает домашнее задание:
Рабочая тетрадь: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5
класс. с. 18, №15 (4-5), с. 21, №17 (3), с. 22, №18 (4-6).
5. Учитель фиксирует неразрешённые затруднения
на уроке как направление будущей учебной
деятельности.