Образовательная система: «Начальная школа XXI века».
Цель: познакомить (в общих чертах) с понятием «Солнечная система», с отличием Земли от других планет.
Задачи: обсудить с учащимися следующие проблемы: чем Земля отличается от других планет Солнечной системы, от чего зависит жизнь на Земле; обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию речи и мышления; воспитывать уважение и бережное отношение к Родине.
Оборудование: сигнальные карточки у учащихся красного и зеленого цвета (для обратной связи); магнитные модели планет, Солнца; названия планет на карточках; карточки с названиями профессий; для предметной модели Солнечной системы: большой резиновый мяч, грейпфрут, апельсин, два мандарина, две горошины, два ореха; рисунки, фотографии; выставка книг; учебник для 2 класса «Окружающий мир», авторы Н.Ф. Виноградова и Г.С. Калинова; рабочая тетрадь «Окружающий мир» №1.
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока
– Добрый день всем мальчикам! (В ответ дети
машут правой рукой)
– Добрый день всем девочкам!
– Добрый день всем почемучкам, а значит
любознательным!
– Как много среди вас любознательных ребят.
Много знать – это так здорово! Начнем наш урок.
II. Проверка знаний по теме «Россия – наша Родина»
(У детей карточки красного и зеленого цветов; если высказывание учителя верное, то показывают зеленую карточку, если неверное, то красную)
1. Наша Родина Россия. (Да.)
2. Столица России – Казань. (Нет.)
3. Москва старше Казани. (Нет.)
4. Предки русского народа – славяне. (Да.)
5. Первым русским князем был Олег. (Нет.)
6. Москву начали строить при князе Юрии
Долгоруком. (Да.)
III. Актуализация знаний
– Назовите свою Родину подробно. (Ученик
называет страну, республику, город, улица, дом.)
– Выполняя задание учителя нарисовать свою
Родину, один их учащихся нарисовал вот такой
рисунок. Что он нарисовал? Прав ли он?
– Земля – наша планета, Родина всех людей.
IV. Усвоение новых знаний
– Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела «Мы – жители Земли».
1) Отгадайте загадку:
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего. (Звезды.)
– Когда наступает вечер, небо темнеет, на нем
появляются самые яркие звезды. Постепенно звезд
становится все больше. Сколько их?
– Миллионы, – скажет астроном, который наблюдает
звездное небо в телескоп.
– Много миллионов! – скажут ученые, которые
изучили фотографии звездного неба.
– С давних времен человека манило ночное небо –
загадочное и понятливое. Люди высказывали разные
догадки о том, как устроен мир, кто его создал,
почему звезды сверкают и переливаются.
2) От чего зависит цвет звезды, которую мы видим на небе? Какие бывают звезды? Ответы на эти вопросы вы найдете в учебнике, стр. 83.
3) Загадка:
Бродит одиноко огненное око,
Всюду бывает, взглядом согревает. (Солнце.)
– Что такое солнце?
– Сколько поговорок бытует в народе о солнце!
Прочитайте некоторые из них в учебнике, стр. 84.
– Каждый человек может что-то рассказать о
солнце. Давайте поиграем.
4) Игра «Что расскажет о Солнце человек той или иной профессии»
(Ученики выбирают карточки с названиями профессий и рассказывают.)
Поэт – напишет стихотворение. Например:
Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу
комнатку, мы захлопали в ладошки, очень
рады солнышку. (А. Барто)
Композитор – сочинит музыку.
Врач – расскажет о пользе солнечных лучей.
Путешественник – расскажет, как по солнышку
он путь-дорогу нашел.
Художник – нарисует солнце.
Астроном – тот, кто изучает Солнце,
наблюдает за звездами.
– Найдите ответ астронома в учебнике, стр. 84.
5) Рассказ учителя о Солнце.
– Ученые, которые изучают Солнце, говорят, что
его поверхность напоминает кипящую «кашу».
«Каша» эта бурлит и фыркает. Только, разумеется,
это другая, газовая «каша», и гулять по ней вряд
ли тебе захочется. Ведь солнечная «каша»
невероятно горячая: ее температура 6000 градусов.
– Но все же мы любим этот огромный шар и ласково
называем его «солнышко».
V. Физминутка
Рано утром солнце встало,
Поднялось и запылало.
Все уснувшее проснулось.
Улыбнулось, встрепенулось.
Над кустом взлетела птица.
В воздухе снежок кружится.
VI. Усвоение новых знаний (продолжение)
1) Сейчас я проверю, какие вы наблюдательные. Где
мы видим солнце утром, покажите рукой. Где бывает
солнце в полдень? В какой стороне оно вечером
уходит за небосклон?
2) Солнечная «семья».
(По ходу рассказа учителя на магнитной доске выстраивается модель Солнечной системы.)
– Солнце – глава большой Солнечной «семьи». На ночном небе часто видны светила, которые на первый взгляд похожи на звезды, но они светят ровным светом даже тогда, когда настоящие звезды сильно мерцают. Если в течение нескольких вечеров проследить за таким светилом. То можно заметить, что оно медленно перемещается (двигается) среди звезд. Эти блуждающие светила – планеты.
– В Солнечную «семью» входят 8 планет, и все они
вращаются вокруг Солнца. По форме они похожи на
шары, разные по размерам. Планеты – холодные
небесные тела. Почему же мы их видим?
– Представьте себе темную комнату. Видим ли мы
что-нибудь в полной темноте? Но стоит включить
лампу, и мы сразу начинаем видеть предметы,
которые находятся в темноте. Вот так и Солнце
освещает планеты, и поэтому мы их видим.
– Какие же планеты входят в Солнечную систему?
Построим две модели Солнечной системы: одну,
плоскую, – на доске, для другой модели будем
использовать предметы с моего стола (по мере
называния ученики берут предмет и становятся у
доски).
– Самая близкая к Солнцу планета Меркурий.
На предметной модели это будет горошина. Чуть
дальше от Солнца – Венера (орех).
Потом – Земля (орех).
Далее – Марс (горошина).
Пятая – Юпитер (грейпфрут).
Шестая – Сатурн (апельсин).
Седьмая – Уран (мандарин).
Восьмая – Нептун (мандарин).
– Какая из планет самая большая? (Юпитер)
– Какие планеты примерно равны по величине? (Венера
и Земля, Уран и Нептун.)
– Все планеты вращаются вокруг Солнца. (Предметная
модель приходит в движение под спокойную музыку.
Солнце в модели – это большой мяч.)
3) В Солнечной системе Земля – планета особенная, удивительная. В чем же ее особенность? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике, стр. 85. (На Земле есть жизнь.)
– Благодаря чему существует жизнь на Земле? (Благодаря теплу и свету от Солнца.)
– Учеными установлено, что жизнь в Солнечной системе возможна только на одной из восьми планет – на Земле. Это необыкновенная планета. Планеты, более близкие к Солнцу, слишком горячие, чтобы там могли существовать живые организмы. У некоторых планет ядовитая атмосфера, непригодная для дыхания. Планеты, которые дальше от Солнца, холодные, что также не дает условий для жизни. Прочитайте еще раз вывод в учебнике.
4) Минутка релаксации.
– Погрейте друг друга своими «солнышками». Как стало тепло и приятно. (Учащиеся направляют ладошки друг на друга, пальцы – лучики.)
VII. Закрепление знаний
Работа в рабочей тетради №1. Отгадывание кроссворда, стр. 7.
VIII. Итог урока. Рефлексия
– Ребята, пока вы работали, я получила несколько радиограмм с космического корабля от космонавтов. Космонавты хотят проверить ваши знания.
Радиограммы:
1. Какая самая близкая к Земле звезда?
2. Сколько планет входит в Солнечную систему?
3. Чем Земля отличается от других планет
Солнечной системы?
4. Возможна ли жизнь на Земле без солнечного света
и тепла?
– Какую пользу вам принес сегодняшний урок?
– Не забывайте о том, что человек должен бережно
относиться к дому, в котором он живет, к своей
Родине, беречь ее, охранять, делать богаче.
IX. Домашнее задание
Прочитать материал учебника, выполнить задание на стр. 85.
Литература для любознательных ребят (выставка книг):
- Энциклопедия «Сто тысяч как? И почему? Космос».
- П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп».
- Е.П. Левитан «Малышам о звездах и планетах».
- Б. Левин, Л. Радлова «Астрономия в картинках».
- А. Гурштейн «Люди и звезды».