Автор УМК: Сасова И.А.
Тип урока: Комбинированный
Количество часов: 2
Цели:
- Познакомить учащихся с пищевой ценностью круп, с видами и способами приготовления каш;
- Развитие творческих умений, самостоятельности; умения определять доброкачественность продуктов; готовить блюда из круп; формировать интерес к общению в групповой работе;
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к продуктам питания.
Межпредметные связи: история, обществознание, русский язык.
Оборудование и инструменты: компьютер, образцы различных круп, инструменты и приспособления для приготовления каши, инструкционные карты, карточки.
Учебно-практические задачи опережающего характера (на выбор учащихся):
1) Узнай, используя различные источники информации (книги, журналы, Интернет и т.д.), способы приготовления каши.
2) Сними ролик "Как мы с мамой варим кашу!"
3) Проведи анкетирование родных на тему: "Ваша любимая каша".
4) "Создай собственную коллекцию круп". ( Ученики на урок могут принести крупы, для приготовления каш.)
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Учащимся предлагается выполнить индивидуальные тесты на карточках по теме “Молоко и молочные продукты”.
III. Целеполагание и мотивация
Отгадайте загадку:
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться?
(ответ: каша)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Зачем нам нужны эти знания?
IV. Изучение нового материала
В старину говорили: Щи да каша — пища наша. И много еще пословиц и поговорок есть на эту тему.
Предлагаю вам игру “Кто больше назовет пословиц и поговорок о каше”.
(Если дети затрудняются, можно предложить закончить пословицу ту, которую начал учитель)
Кашу маслом не испортишь. Кто заварил кашу, тот и расхлебывает. Заварил кашу, так не жалей и молока (и масла)! Густая каша семьи не разгонит. Кашевар живет сытее князя. Кашица постная, да еще и без круп. В родном доме и каша гуще.
Тема нашего урока так и будет называться: В родном доме и каша гуще.
Из чего варят кашу? (из круп) Какие виды круп вы знаете? (ответы)
Работа по учебнику.
Крупами называются пищевые продукты из цельных или дробленных зерновых культур. К зерновым относятся злаковые (пшеница, рожь, овес, рис, ячмень, кукуруза, и др.) и бобовые (бобы, фасоль, горох, чечевица и др.), а также гречишное растение – гречиха.
Дети рассматривают коллекцию круп. Ценность зерна или крупы – в их оболочке и зародыше. Наиболее полезными из круп считаются: гречневая, овсяная, пшенная, и нешлифованный рис.
Требования к качеству круп.
Как вы думаете, как можно определить качество круп? (ответы) Крупы должны иметь цвет, вкус и запах, присущие данному виду крупы, без посторонних привкусов, примесей и запахов.
Механическая обработка круп.
Крупы перед приготовлением перебирают или просеивают, промывают, просушивают или обжаривают. Выбор способа механической обработки зависит от вида крупы, ее размера и от того, какое блюдо будут из нее готовить.
Физминутка
Учебно-практическое задание.
Прочитайте в учебнике и механической обработке круп с. 123-124. Составьте таблицу “Первичная обработка круп”.
Требования, предъявляемые к качеству блюд, приготовленных из круп.
Самостоятельно прочитать с. 129 учебника.
- Назовите основные требования, предъявляемые к качеству блюд, приготовленных из круп. (ответы)
Самыми известными блюдами из круп являются каши.
Историческая справка. Каша - это особое блюдо. Привычное, неприметное, но обладающее особым колоритом блюдо за пределами нашей страны стоит в одном ряду с борщом, русскими щами, квасом. Каша – это и национальная гордость, и брэнд, но в первую очередь – вершина кулинарного искусства древней Руси.
Каша всегда была особым блюдом: обрядовым, торжественным и одновременно первейшим блюдом на пирах или празднествах, например, на свадьбах. Словом “каша” иногда обозначали пир, а иногда и мир. Кашей даже называли общее действо – собрание или военный поход. Есть версия, что пиры в Древней Руси различались на кашные и все прочие. В летописях 12-14 веков можно встретить упоминания о том, как Александр Невский устроил “большую кашу” в Торопце и в Новгороде. Кашей действительно можно очень сытно накормить, но каша в значении пира, вероятно, имела особое значение – это был сближающий, объединяющий пир. Каша выступала блюдом, которое готовилось в одном большом котелке, и все ели одно и то же блюдо, на равных. Такое значение прочно вошло в русский язык, и сейчас мы, уже не задумываясь, говорим “однокашник”, “с ним кашу не сваришь”, употребляя слово, обозначающее, казалось бы, кулинарное блюдо, а на практике – кроме кулинарии ещё и социальные механизмы. Кашей, вернее схожими по звучанию словами, называют одни и те же блюда во всех славянских странах. Такое врастание в языковые формы позволяет говорить, что слово “каша” - одно из первых кулинарных названий у древних славян. Кашей обозначали сообщество, единство, коллектив, артель и даже родство. “Варить кашу” - это не просто готовить одно блюдо, но в первую очередь, делать важное дело вместе, это доверительные и крепкие отношения.
Но и каши, как блюдо, бывают разными. Прежде чем приступить к приготовлению каши, нужно определить, какой она должна быть. Вам приходилось есть гречневую молочную кашу? А гречку с сосисками, политую соусом? Чем отличаются эти каши друг от друга, ведь они приготовлены из одной и той же крупы? (ответы)
По консистенции (степени густоты) каши могут быть: рассыпчатые, вязкие, жидкие. Какой будут консистенция каши, зависит от количества жидкости и вида крупы или способа ее предварительной обработки.
Вам были даны учебно-практические задачи опережающего характера:
Коллекцию круп мы уже посмотрели. Давайте обратим внимание на другие задания. (Учащиеся рассказывают и показывают свои работы).
Молодцы! Творчески подошли к выполнению заданий!
Работа с учебником.
Ознакомимся с правилами приготовления каши с.125-126.
Практическая работа.
Используя знания, полученные вами на уроке, дома, из других источников информации, мы выполним практическую работу “Приготовление рассыпчатой гречневой каши”.
Рассыпчатая гречневая каша самая простая в приготовлении и самая полезная. В ней в 1,5-2 раза больше клетчатки, чем в любой другой крупе, поэтому она способствует хорошему пищеварению, выводу шлаков и токсинов из организма. Гречка не содержит глютен, тяжелый для переваривания, и фитиновую кислоту, поэтому ее можно варить сразу, без предварительного замачивания. Гречневая каша содержит витамины А, Е, РР, а также целый ряд витаминов группы В (В1, В2, В6 и В9) кальций, магний, фосфор, железо, натрий, йод, цинк и др. Рутин, содержащийся в гречке, способствует укреплению стенок сосудов. Кроме того, регулярное употребление гречневой каши нормализует давление, способствует выводу холестерина.
Рассыпчатую гречневую кашу можно приготовить как основное блюдо, так и в качестве гарнира. Предлагаю 3 рецепта.
Способ первый:
Продукты:
- 1 стакан гречневой ядрицы
- 2 стакана воды
- 1 стол.ложка сливочного масла
- соль по вкусу
Гречку – ядрицу перебрать, обжарить на сковороде и высыпать в кастрюлю с кипящей подсоленной водой, варить на сильном огне 3-4 минуты.Затем закрываем кастрюлю крышкой и варим на медленном огне еще несколько минут. Крышку открываем, когда каша загустеет, кладем сливочное масло. Крышку плотно закрыть и оставить упревать кашу на слабом огне на плите или в духовке приблизительно на 1 час.Каша получается рассыпчатой, ароматной, удивительно красивого красновато-коричневого цвета.
Способ второй:
Если вы не имеете возможности томить в духовке гречневую кашу, то есть более быстрый способ приготовления. Он отлично подойдет для приготовления рассыпчатой гречневой каши в качестве гарнира:
- 1 стакан гречневой ядрицы
- 3 стакана воды
- соль по вкусу
- кусочек сливочного масла.
Берем гречневую крупу, перебираем, слегка обжариваем, наливаем воду в пропорции 1:3, ставим на огонь, слегка подсолив по вкусу. При таком способе проще всего вскипятить воду в электрочайнике и уже кипяток налить в кастрюлю с гречкой.Ставим на сильный огонь, доводим до кипения и уменьшаем огонь, крышку можно не закрывать. Когда жидкость испарится, пробуем кашу и добавляем кусочек сливочного масла. Перемешиваем. Все, каша – готова! На приготовление рассыпчатой гречневой каши таким способом уходит минут 20.
Способ третий:
Этот вариант отлично подойдет для диет и для тех, у кого просто мало времени.
- Гречневая каша в термосе:
- 0,5 стакана гречневой крупы
- 1 стакан кипятка.
- Соль и травы по вкусу
Гречку перебрать, промыть, засыпать, залить ее кипятком в соотношении 1:2, добавить соль.
Закрываем термос и оставляем на ночь упариваться. К утру гречневая каша готова! Остается добавить масло и... приятного аппетита!
Как вы, ребята, думаете, какой способ приготовления мы можем осуществить на нашем уроке? (ответы: 2 способ)
Выполнение практической работы по группам.
V. Закрепление нового материала
Вставьте в текст пропущенные слова:
- Каши варят из ...
- Крупы бывают ......
- Каши по консистенции бывают......
- Крупу засыпают в ......воду.
- В качестве жидкости можно использовать.......
VI. Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились на уроке?
- Что понравилось больше всего?
Заключительное слово учителя: Многие из вас, к сожалению, предпочитают есть на завтрак бутерброды. А ведь каша очень полезна для здоровья. Съев кашу на завтрак, вы получите заряд бодрости на весь день, потому что каша – питательный и ценный продукт.
VII. Итог урока
Домашнее задание: с.121-129 читать. Составить кроссворд по теме. Оценки.
Использованные интернет сайты.
- http://www.prozagadki.ru/149-zagadki-pro-kashu.html
- http://ejka.ru/blog/schitalki/1519.html
- http://pogovorki-poslovicy.ru/poslovicy-i-pogovorki-o-ede/poslovicy-i-pogovorki-o-kashe.html
- https://urok.1sept.ru/articles/627226/
- http://sadgora.info/food-stuffs/groats/196-kashi-istoriya
- http://1-dream.ru/kashi/grechnevaya-kasha/grechne