Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа

Разделы: Биология, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: познакомить учащихся с многообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения, знать значение листа для растения

Задачи урока:

образовательные:

  • через формирование умений самостоятельного поиска информации и навыков работы с учебником сформировать у учащихся знания о листе как важной составной части побега;
  • познакомить учащихся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения;
  • различать простые и сложные листья;
  • знать значение листа для растений.

развивающие:

  • развивать познавательную деятельность через работу с учебником, наглядным и раздаточным материалом;
  • формировать умения выделять главное, развивать мышление, память, творческие способности учащихся.

воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к природе; дисциплинированности, аккуратности.

Оборудование: Компьютер, медиапроектор, презентация к уроку, комнатные растения, учебники, раздаточный материал (гербарий), разноуровневые задания, листочки с вопросами.

Тип урока - изучение и первичное закрепление новых знаний

Пед. технологии: Здоровьесберегающая, игровая, ИКТ, проблемная, дифференцированное обучение

Методы: словесные (беседа, объяснение), объяснительно-иллюстративный (работа с раздаточным материалом: гербарные экземпляры), проблемный (проблемное изложение изучаемого материала), практический метод (самостоятельная работа, лабораторная работа), наглядный метод (демонстрация презентаций), частично-поисковые, репродуктивный.

Формы работы с учащимися: самостоятельная работа с учебником, фронтальная работа, индивидуальная, парная, тестовые задания, заполнение таблицы, выполнение лабораторной работы, фрагменты игры.

Ход урока

I. Организация начала урока .

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Сегодня у нас на уроке гости, но вы не волнуйтесь. Итак, начинаем наш урок. Какую тему мы изучали с вами на прошлом уроке?

- Чтобы проверить, как вы её усвоили, проведём тестовую работу. Выполняем по вариантам. Время - 7 мин

II. Проверка знаний о побеге, строении почек, росте и развитии побега. (Слайд № 1)

(разноуровневые тестовые задания для учащихся, дети выполняют задания)

III. Актуализация знаний. Введение в тему “Лист” и постановка задач урока.

- Послушайте небольшой отрывок текста

Весной нежные, юные, они появляются на ветвях, лелея наши взгляды, уставшие от зимней тоски, самыми позитивными, яркими красками. Летом их шептание приносит умиротворение, состояние покоя и равновесия. И даже осенью, умирая, они радуют нас последним всплеском радужных цветов, звучно шуршат под ногами, отдавая последнюю энергию. Их век в наших широтах очень короток, но столь фееричен.

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (Слайд №2)

1. Что такое лист?

2. Каково его строение?

3. Какое значение будет иметь зеленый лист для растения?

- Для того чтобы ответить на эти вопросы мы должны начать с самого главного – изучить внешнее и внутреннее строение листа. (Слайд №3)

IV. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя с элементами беседы.

- Вспомните, какими разнообразными бывают листья растений! Даже у нас в школе, в классе, они отличаются по размерам и форме!

- Лист водной ряски имеет длину всего несколько мм. (Слайд №4)

- А цельный лист виктории амазонской – в диаметре достигает 2 м. (Слайд 5).

- Но, какими бы не были они по форме, размерам, в строении самых разных листьев растений можно выделить некоторые общие черты. И эти общие черты мы сейчас с вами выясним, познакомимся с особенностями внешнего строения листа. Используйте инструктивные карточки при выполнении этой работы.

Инструктивная карточка.

1. Прочитайте пункт " Внешнее строение листа" на стр. 65 и рассмотрите рис. 46.

2. Ответьте на вопросы:

А) Что такое лист? Из каких частей состоит лист. (слайд №6)

Б) Что такое жилки?

В) Для чего они нужны? У всех растений жилки одинаковы?

Г) Какие виды жилкования существуют? (слайд № 7)

Д) Можно ли по жилкованию определить принадлежность растения к классу однодольных и двудольных? (Жилкование бывает перистое, пальчатое (для листьев двудольных растений); параллельное и дуговое (для листьев однодольных растений)).

3. Разделите листья, которые у вас на столах на 2 группы. По какому принципу вы их разложили (ответы учащихся)

Затем анализируем высказывания учащихся и приходим к выводу:

- Листья бывают простые и сложные (слайд № 8)

А теперь, ребята запишем число и выполним в тетрадях лабораторную работу.

Лабораторная работа “Внешнее строение листа(слайд №9)

Цель работы: изучить внешнее строение простых и сложных листьев

Материалы:  гербарные экземпляры листьев растений

Ход работы

1. Рассмотрите растения. Найдите части листа.

2. Рассмотрите жилки на листовой пластинке. Сравните их и отметьте в чем различия

3. Найдите среди них простые и сложные листья.

4. Заполните таблицу. Сделайте вывод о сходстве и различии строения простых и сложных листьев.

Растения с простыми листьями Растения со сложными листьями Сходство в строении листьев Различия в строении листьев
Сирень, боярышник, берёза, клён, дуб Каштан, шиповник, клевер Есть листовая пластинка, основание, жилки Не у всех прилистники, разное жилкование

2. Постановка проблемного вопроса.

- А, теперь, ребята, послушайте внимательно высказывание замечательного русского учёного К.А. Тимирязева.

“Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений”.

- О чём же идёт речь?

(Предполагаемые ответы учащихся)

- Жизнь на Земле без зеленых растений невозможна, т.к. в них из неорганических веществ образуются органические вещества, при этом поглощается углекислый газ и выделяется кислород, необходимый для дыхания. Все эти сложные процессы происходят в листе.

Чтобы убедиться в этом, надо знать внутреннее строение листа и процессы, происходящие в нем.

3. Самостоятельная работа с текстом учебника (слайд №10)

1. Пользуясь текстом учебника на стр.67 и рисунками 48.49 определите, какое внутреннее строение имеет лист.

2. Ответьте на вопросы: (Слайд №11)

А) Чем покрыт лист снаружи?

Б) Что такое устьица?

В) Какую функцию они выполняют?

Г) Где происходит фотосинтез?

- Подведём итоги. Какие функции выполняет лист? (испарение воды, газообмен, фотосинтез) (через устьица происходит газообмен и испаряется влага, в зелёных листьях происходит фотосинтез) (слайд № 12)

4. А, теперь, немного отдохнём и послушаем стихотворение Ивана Бунина.

Лес, точно терем расписной,
лиловый, золотой, багряный
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной

- Какое время года здесь описывается? Почему вы так решили?

- Почему листья меняют свою окраску? (предполагаемые ответы учащихся)

- А теперь, чтобы проверить себя, правильно ли вы ответили на эти вопросы, прочитайте пункт "Листопад" на стр. .71

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника:

(затем подводим итоги, кроме испарения воды, газообмена, фотосинтеза лист удаляет ненужные вещества благодаря листопаду) (Слайд №13)

V. Первичное закрепление знаний.

- А, сейчас, мы с вами поиграем в игру "Верю - не верю". Вы берёте листочек с утверждением, если считаете, что оно правильное, говорите "верю", если считаете, что оно неправильное, говорите "не верю", и исправляете на верное .

1. Лист всегда занимает боковое положение в побеге.

2. Лист состоит только из черешка и листовой пластинки.

3. Снаружи лист покрыт кожицей.

4. Главное значение листа в жизни растения - испарение.

5. Все части листа состоят из клеток и тканей.

6. Лист - это специализированный орган, содержащий клетки, которые улавливают солнечный свет, необходимый для осуществления процесса фотосинтеза.

VI. Рефлексия.

- Ну а теперь, каждый из вас получит листочек, но он не простой, на обратной стороне написан вопрос. Ваши ответы помогут нам определить достигли ли мы цели урока. (Раздать учащимся листья, вырезанные из цветной бумаги).

Вопрос:

  • Что я узнал нового на уроке?
  • Сегодня на уроке я научился?
  • Что мне не понятно?
  • Вам было интересно на уроке?
  • Как бы вы оценили свое участие на уроке?
  • Сегодня на уроке я узнал?

- Я довольна вашими ответами, запишем в дневник дом. задание

VII.Домашнее задание.

Задачи: сообщить домашнее задание учащимся. Оно дифференцированное (Слайд №14) Выберите домашнее задание по выбору.

А) параграф 18 (всем), вопросы 1, 4 (устно), стр.69

Б) составить тест по параграфу

VIII. Подведение итогов урока. (Анализ активности работы учащихся, полноты ответов учащихся, проведение индивидуальной работы, комментария оценок.) (Слайд №15)

Вывод учителя. Ребята, сегодня на уроке вы увидели, какое сложное, интересное строение имеет лист. Лист состоит из клеток, каждая клетка живая и не забывайте, что и каждое растение живое. Урок окончен, до свидания.