План-конспект открытого урока "Освоение и заселение экзопланеты земного типа"

Разделы: Химия, Биология, География, Экология


Класс: 9

Тип урока: комплексного применения ЗУН (урок обобщения и систематизации знаний)

Вид урока: интегрированный (химия + география + экология), защита творческого проекта.

Цели урока:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся по темам “Металлы и их соединения”, “Природные зоны”, “Население мира”, “Отрасли хозяйства” из курсов химии, географии, экологии, продемонстрировать их межпредметные связи;
  • перевести знания от отдельных фактов, понятий к целостной системе;
  • представление о социальных и экономических факторах влияющих на состояние атмосферы, литосферы, гидросферы;
  • формирование знаний о ресурсах и проблемах экзопланеты земного типа, перспективах ее развития, сохранения и процветания.
  • способствование расширению и углублению знаний учащихся о взаимосвязях природы и общества, металлах и их соединений;
  • способствование развитию коммуникативных умений учащихся;
  • способствование развитию презентационных умений учащихся.

Задачи:

Образовательные

  • контроль знаний, умений и навыков по темам “Металлы и их соединения”, “Природные зоны”, “Население мира”, “Отрасли хозяйства”.
  • обобщить и систематизировать полученные знания на основе межпредметных связей.
  • научить учащихся прогнозировать будущее территории, исходя из данных.

Развивающие:

  • продолжать учить ставить цели самообразовательной деятельности;
  • составлять план деятельности;
  • развивать познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний;
  • умение работать в коллективе;
  • умение пользоваться справочной литературой;
  • развивать способности к логическому мышлению и анализу;
  • развивать умение лаконично и четко излагать свои мысли и доказывать свою точку зрения
  • развивать навыки выявления социально – экономических проблем и содействия их решению.
  • через интеграцию знаний по химии, географии, экологии расширить представления об окружающем мире на планете земного типа;.
  • развивать умения находить причинно-следственные связи.

Воспитательные:

  • воспитание ответственности,
  • развитие творческих способностей учащихся.
  • воспитание гражданскую ответственность за состояние окружающей среды;
  • продолжать формировать систему ценностных ориентиров,
  • развитие толерантности и коммуникативных навыков.

Методы обучения: метод проектов, словесно-наглядный

Формы организации учебной деятельности: межпредметная творческая работа, работа в группах, самоконтроль, взаимоконтроль, работа на интерактивной доске.

Средства обучения: интерактивная доска smart, раздаточный материал (карточки-инструкции, справочники, коллекции промышленного сырья, бумага, фломастеры, ПСЭ, таблица растворимости кислот, солей, оснований)

Методы: частично-поисковый, творческий.

Приемы: работа в группе.

Оборудование: карточки-инструкции, справочники, коллекции промышленного сырья, бумага, фломастеры, ПСЭ, таблица растворимости, пробирки с мягкой и жёсткой водой, кусочки мыла, растворы соли Fe2+ , NaOH, соли Al3+.

Технологическая карта интегрированного урока географии и химии

Этап урока Содержание Деятельность учащихся Деятельность учителя
1. Организационный момент

5 минуты

Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя. Учащиеся готовятся к уроку; делятся на три группы. Учителя приветствуют учащихся, формулируют цели, задачи урока.
2. Подготовительный этап (введение)

5 минуты

Мотивация учебной деятельности на успешную работу.

Объяснение задания проекта, которое надо выполнить группе учащихся.

Учащиеся слушают, делают пометки в тетрадях, определяются, какую работу в группе они будут выполнять.

Учащиеся знакомятся с заданиями и системой условных знаков.

Сообщают тему урока.

1. Объясняют специфику данного интегрированного урока.

2. Объясняют задание.

3. Демонстрируют слайды с условными географическими обозначениями (Приложение 1).

4. Учителя акцентируют внимание учащихся на экспериментальной части задания по химии и технике безопасности при проведении опытов.

5. Раздают карточки с заданиями и необходимое оборудование группам учащихся (Приложение 2, Рисунки 1, 2, 3).

3. Основной этап:

- подготовка проекта - 15 минут

Выполнение заданий проекта по вариантам. Ученики в каждой группевыполняют свою часть проекта (география, химия, экология), пользуясь справочными материалами: анализируют природные условия территории, обсуждают возможные варианты заселения и освоения, заполняют план своей территории условными знаками, выполняют химический эксперимент. Контролируют ход работы, консультируют по отдельным вопросам, следят за техникой безопасности эксперимента по химии, отмечают наиболее активных учащихся.

Следят за регламентом.

- защита проекта - 15 минут Представление проектов групп Представляют результаты своей работы на интерактивной доске, используя план территории и условные знаки, объясняют причину выбора отраслей хозяйства, рассказывают о результатах химических экспериментов. Учителя задают вопросы, уточняют детали. Оценивают работу групп и каждого ученика.
4. Заключительный

5 минуты

Проверка осмысленности выполненных проектов (рефлексия). Учащиеся ведут беседу с учителями, анализируя свою работу на уроке. Делают общий вывод по уроку. Учителя задают вопросы по теме урока, обобщают работу ребят всех групп.

 


Рис. 1

Рис. 2


Рис. 3