Формирование универсальных учебных действий у обучающихся 1-го класса посредством решения проектных задач

Разделы: Начальная школа


«Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!»

А.Ч. Кларк

Введение

В условиях реализации приоритетных направлений системы образованиянеобходимо сконцентрировать внимание педагогического сообщества и родительской общественности на достижении качества новых образовательных результатов. Подходы к пониманию результатов образования определены ФГОС, национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ как учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология, так и внеурочной деятельности. Овладение учащимися личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов, в том числе через проектную деятельность.
Полноценная проектная деятельность, по мнению учёных, не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно. Поэтому прообразом проектной деятельности для первоклассников являются проектные задачи (предметные и межпредметные).
Под проектной задачей понимается система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения, которой происходит качественное самоизменение детей.
Проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий рассмотреть возможные «стратегии» её решения.Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и требуемых для их выполнения данных.
Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и релевантных способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД через межпредметную проектную задачу.

Участники проекта

Проект «Формирование универсальных учебных действий у обучающихся первого класса посредством решения межпредметных проектных задач» является образовательным проектом в области творческого развития детей, предусматривает участие обучающихся 1 класса, родителей, педагога-психолога, учителей – предметниковШколы – интерната № 18 ОАО «РЖД».

Актуальность проекта

Дети, поступившие в первый класс, отличаются раскрепощённостью, умением свободно мыслить, получать и использовать информацию из самых разнообразных источников. Наряду с этим, начиная работу с первоклассниками в 2012/2013 учебном году, мы выделили ряд проблем:

– низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе (13%);
– неумение готовить рабочее место к учебным занятиям (24%);
– неумение следовать инструкции, неспособность внимательно слушать и выделять последовательность действий, а также выполнять работу от начала до конца в соответствии с заданием (28%);
– отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную (35%).

Наша задача – подготовить школьников не только к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий, но и научить находить информацию, перерабатывать и использовать в любых жизненных ситуациях. Одним из условий формирования универсальных учебных действий у обучающихся является система проектных задач, которые способствуют становлению активной жизненной позиции в процессе поиска информации, общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Цель проекта: создание условий для формирования универсальных учебных действий обучающихся в процессе решения проектных задач.

Задачи:

изучить проектные задачи, их роль в формировании универсальных учебных действий;
– сформировать представлениепервоклассников о проектных задачах;
– развить творческие, коммуникативные, исследовательские способности ребенка;
– разработать методические рекомендации по реализации проекта;
– обобщить опыт реализации проекта и представить педагогической и родительской общественности.

Этапы реализации проекта

1этап. Организационно-подготовительный (сентябрь – октябрь 2012г.)

На данном этапе определены тема и цель проекта, сформулированы задачи, разработан план мероприятий, установлены критерии оценки результативности проекта, согласованы способы совместной деятельности участников образовательного процесса.

Проведенадиагностика детей с целью изучения адаптации и школьной мотивации воспитанников первого класса. По результатам диагностики отмечается:

– высокий уровень школьной мотивации и учебной активности у 44% воспитанников, что способствует заинтересованности детей к различным способам деятельности;
– базовый уровень личностной готовности к обучению у 85% школьников, что является дополнительным положительным фактором в процессе обучения. Помимо послушания, желания быть хорошим в глазах взрослого, дети готовы принимать активное участие в процессе обучения;
– высокий и средний уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления) у 68 % первоклассников, что позволяет изучать материал повышенной сложности.

Проведено анкетирование родителей («Есть ли у вашего ребенка творческиеисследовательские способности?»). В результате анкетирования мы выяснили, что, по мнению родителей у 74 % детей развиты исследовательские способности, дети проявляют интерес к творческой деятельности.

Проведены родительское собрание,тематические консультации для родителей, консультации с учителями – предметниками по теме «Проектные задачи в начальной школе».
На данном этапе мы создаем положительный мотивационный настрой, заявляем общий замысел, озвучиваем проблему. Ученики обсуждают пути решения поставленной проблемы, предлагают собственные идеи.

Деятельность учителя Деятельность учащегося
Формулирует, предлагает: Осуществляет:
проблему проектных задач личностное присвоение проблемы
цель и задачи вживание в ситуацию
сюжетную ситуацию принятие, уточнение и конкретизацию цели и задач
организовать группы разбивку на группы
распределить задания в группах распределение ролей в группе
спланировать шаги по решению проектных задач планирование работы
возможные формы презентации результатов выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

2 этап. Основной (ноябрь 2013– февраль 2014 г.)

На данном этапе ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проектные задачи с участием родителей. Учитель наблюдает за процессом выполнения проектных задач, координирует действия обучающихся, поддерживает эмоциональный настрой.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
консультирует учащихся в ходе выполнения проектной задачи выполняет проектные задания в соответствии с планированием
ненавязчиво контролирует консультируется по вопросам, вызывающим затруднения
указывает на необходимость использования дополнительной информации (по мере необходимости) «добывают» недостающие знания (библиотека, Интернет-ресурсы, консультации со специалистами)
обучает представлению конечного продукта деятельности готовят презентацию продукта

3 этап. Заключительный (март – май 2014г.)

Ученики представляют решение проектной задачи, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Подводит итоги проделаной работы Демонстрируют:
обобщает и резюмирует полученные результаты; понимание проблемы, цели и задач
оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. умение планировать и осуществлять работу
Акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. найденный способ решения проблемы
дают взаимооценку деятельности и ее результативности
  рефлексию деятельности и результата

Ожидаемые результаты

1. Создание банка проектных задач, направленных на формирование УУД первоклассников.
2. Сформированностьу обучающихсяпредставление о проектных задачах.
3.Развитиеисследовательских, творческих, коммуникативных способностей у обучающихся 1 класса.
4.Разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов по теме проекта.
5. Обобщение опыта работы на внутришкольном, районном, областном уровне.

Участие школьников в проекте будет способствовать:

– развитию уровня самостоятельности учащихся в учебном процессе;
– умению следовать инструкции;
–использованию новых знаний в различных жизненных ситуациях.

План реализации проекта <Приложение 1>

Материально-техническое обеспечение <Приложение 2>

Итого: Сто сорок тысяч рублей 00 копеек
Финансирование за счёт средств негосударственного общеобразовательного учреждения «Школы – интерната № 18 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Практическая значимость проекта

Опыт реализации проекта может быть использован в образовательном процессе «Школы-интерната № 18 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги», а также в образовательных учреждениях ОАО «РЖД» Западно- Сибирской железной дороги. Опыт работы по формированию УУД посредством решения проектных задач обучающимися первого класса проектной деятельности будут рассмотрены на заседаниях школьных и районных методических объединений учителей начальных классов, районных и областных семинарах.

Заключение

Проектные задачи занимают особое место в обучении первоклассников, позволяя приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. В ходе реализации проекта мы убедились в том, что при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями между учителями, обучающимися и их родителями можно уверенно достигать заметных результатов в развитии творческого потенциала детей.
При системном использовании проектных задач, можно достичь необходимых результатов для дальнейшего развития проектной деятельности в основной школе. Мы пришли к выводу о необходимости применения проектных задач уже с первой четверти первого класса, так как данный вид деятельности позволяет сформировать универсальные учебные действия в деятельностной технологии (переход на задачный принцип построения учебного предмета).

Список используемой литературы

1. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. – №2.
2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005.
3. Журнал “Начальная школа плюс до и после”, №11, №5, 2004.
4. Газета «Начальная школа. Первое сентября» , № 4, 2010.
5. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.
6. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.
7. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
8. Шлинке Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся Начальная школа. 2008. № 9.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М –во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011.
10. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А.В.Воронцова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011.

Проект «Эта удивительная золотая рыбка» <Приложение 3>