«Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!»
А.Ч. Кларк
Введение
В условиях реализации приоритетных
направлений системы образованиянеобходимо
сконцентрировать внимание педагогического
сообщества и родительской общественности на
достижении качества новых образовательных
результатов. Подходы к пониманию результатов
образования определены ФГОС, национальной
образовательной инициативой «Наша новая школа»,
Федеральной целевой программой развития
образования на 2011-2015 годы.
Формирование универсальных учебных действий
(УУД) в образовательном процессе осуществляется
в контексте усвоения разных предметных
дисциплин. Требования к формированию
универсальных учебных действий находят
отражение в планируемых результатах освоения
программ как учебных предметов «Русский язык»,
«Литературное чтение», «Математика»,
«Окружающий мир», «Технология, так и внеурочной
деятельности. Овладение учащимися личностными,
познавательными, регулятивными и
коммуникативными универсальными учебными
действиями происходит в контексте разных
учебных предметов, в том числе через проектную
деятельность.
Полноценная проектная деятельность, по мнению
учёных, не соответствует возрастным
возможностям младших школьников. Переносить
способы работы из основной школы в начальную, не
подготовив для этого необходимую почву,
неэффективно. Поэтому прообразом проектной
деятельности для первоклассников являются
проектные задачи (предметные и межпредметные).
Под проектной задачей понимается система
детских действий, направленных на получение ещё
никогда не существовавшего в практике ребёнка
результата («продукта»), и в ходе решения, которой
происходит качественное самоизменение детей.
Проектная задача устроена таким образом, чтобы
через систему или набор заданий рассмотреть
возможные «стратегии» её решения.Отличие
проектной задачи от проекта заключается в том,
что школьникам предлагаются все необходимые
средства и материалы в виде набора или системы
заданий и требуемых для их выполнения данных.
Каждый учебный предмет в зависимости от
содержания и релевантных способов организации
учебной деятельности учащихся раскрывает
определенные возможности для формирования УУД
через межпредметную проектную задачу.
Участники проекта
Проект «Формирование универсальных учебных действий у обучающихся первого класса посредством решения межпредметных проектных задач» является образовательным проектом в области творческого развития детей, предусматривает участие обучающихся 1 класса, родителей, педагога-психолога, учителей – предметниковШколы – интерната № 18 ОАО «РЖД».
Актуальность проекта
Дети, поступившие в первый класс, отличаются раскрепощённостью, умением свободно мыслить, получать и использовать информацию из самых разнообразных источников. Наряду с этим, начиная работу с первоклассниками в 2012/2013 учебном году, мы выделили ряд проблем:
– низкий уровень самостоятельности учащихся в
учебном процессе (13%);
– неумение готовить рабочее место к учебным
занятиям (24%);
– неумение следовать инструкции, неспособность
внимательно слушать и выделять
последовательность действий, а также выполнять
работу от начала до конца в соответствии с
заданием (28%);
– отсутствие переноса знаний из одной
образовательной области в другую, из учебной
ситуации в жизненную (35%).
Наша задача – подготовить школьников не только к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий, но и научить находить информацию, перерабатывать и использовать в любых жизненных ситуациях. Одним из условий формирования универсальных учебных действий у обучающихся является система проектных задач, которые способствуют становлению активной жизненной позиции в процессе поиска информации, общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Цель проекта: создание условий для формирования универсальных учебных действий обучающихся в процессе решения проектных задач.
Задачи:
– изучить проектные задачи, их роль в
формировании универсальных учебных действий;
– сформировать представлениепервоклассников о
проектных задачах;
– развить творческие, коммуникативные,
исследовательские способности ребенка;
– разработать методические рекомендации по
реализации проекта;
– обобщить опыт реализации проекта и
представить педагогической и родительской
общественности.
Этапы реализации проекта
1этап. Организационно-подготовительный (сентябрь – октябрь 2012г.)
На данном этапе определены тема и цель проекта, сформулированы задачи, разработан план мероприятий, установлены критерии оценки результативности проекта, согласованы способы совместной деятельности участников образовательного процесса.
Проведенадиагностика детей с целью изучения адаптации и школьной мотивации воспитанников первого класса. По результатам диагностики отмечается:
– высокий уровень школьной мотивации и учебной
активности у 44% воспитанников, что способствует
заинтересованности детей к различным способам
деятельности;
– базовый уровень личностной готовности к
обучению у 85% школьников, что является
дополнительным положительным фактором в
процессе обучения. Помимо послушания, желания
быть хорошим в глазах взрослого, дети готовы
принимать активное участие в процессе обучения;
– высокий и средний уровень развития
познавательных процессов (памяти, внимания,
мышления) у 68 % первоклассников, что позволяет
изучать материал повышенной сложности.
Проведено анкетирование родителей («Есть ли у вашего ребенка творческиеисследовательские способности?»). В результате анкетирования мы выяснили, что, по мнению родителей у 74 % детей развиты исследовательские способности, дети проявляют интерес к творческой деятельности.
Проведены родительское собрание,тематические
консультации для родителей, консультации с
учителями – предметниками по теме «Проектные
задачи в начальной школе».
На данном этапе мы создаем положительный
мотивационный настрой, заявляем общий замысел,
озвучиваем проблему. Ученики обсуждают пути
решения поставленной проблемы, предлагают
собственные идеи.
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Формулирует, предлагает: | Осуществляет: |
проблему проектных задач | личностное присвоение проблемы |
цель и задачи | вживание в ситуацию |
сюжетную ситуацию | принятие, уточнение и конкретизацию цели и задач |
организовать группы | разбивку на группы |
распределить задания в группах | распределение ролей в группе |
спланировать шаги по решению проектных задач | планирование работы |
возможные формы презентации результатов | выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов |
2 этап. Основной (ноябрь 2013– февраль 2014 г.)
На данном этапе ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проектные задачи с участием родителей. Учитель наблюдает за процессом выполнения проектных задач, координирует действия обучающихся, поддерживает эмоциональный настрой.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
консультирует учащихся в ходе выполнения проектной задачи | выполняет проектные задания в соответствии с планированием |
ненавязчиво контролирует | консультируется по вопросам, вызывающим затруднения |
указывает на необходимость использования дополнительной информации (по мере необходимости) | «добывают» недостающие знания (библиотека, Интернет-ресурсы, консультации со специалистами) |
обучает представлению конечного продукта деятельности | готовят презентацию продукта |
3 этап. Заключительный (март – май 2014г.)
Ученики представляют решение проектной задачи, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Подводит итоги проделаной работы | Демонстрируют: |
обобщает и резюмирует полученные результаты; | понимание проблемы, цели и задач |
оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. | умение планировать и осуществлять работу |
Акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | найденный способ решения проблемы |
дают взаимооценку деятельности и ее результативности | |
рефлексию деятельности и результата |
Ожидаемые результаты
1. Создание банка проектных задач, направленных
на формирование УУД первоклассников.
2. Сформированностьу обучающихсяпредставление о
проектных задачах.
3.Развитиеисследовательских, творческих,
коммуникативных способностей у обучающихся 1
класса.
4.Разработка методических рекомендаций для
родителей и педагогов по теме проекта.
5. Обобщение опыта работы на внутришкольном,
районном, областном уровне.
Участие школьников в проекте будет способствовать:
– развитию уровня самостоятельности учащихся
в учебном процессе;
– умению следовать инструкции;
–использованию новых знаний в различных
жизненных ситуациях.
План реализации проекта <Приложение 1>
Материально-техническое обеспечение <Приложение 2>
Итого: Сто сорок тысяч рублей 00 копеек
Финансирование за счёт средств
негосударственного общеобразовательного
учреждения «Школы – интерната № 18 среднего
(полного) общего образования открытого
акционерного общества «Российские железные
дороги».
Практическая значимость проекта
Опыт реализации проекта может быть использован в образовательном процессе «Школы-интерната № 18 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги», а также в образовательных учреждениях ОАО «РЖД» Западно- Сибирской железной дороги. Опыт работы по формированию УУД посредством решения проектных задач обучающимися первого класса проектной деятельности будут рассмотрены на заседаниях школьных и районных методических объединений учителей начальных классов, районных и областных семинарах.
Заключение
Проектные задачи занимают особое место в
обучении первоклассников, позволяя приобретать
знания, которые не достигаются при традиционных
методах обучения. В ходе реализации проекта мы
убедились в том, что при взаимном понимании и
доверии, взаимном интересе и обмене мыслями
между учителями, обучающимися и их родителями
можно уверенно достигать заметных результатов в
развитии творческого потенциала детей.
При системном использовании проектных задач,
можно достичь необходимых результатов для
дальнейшего развития проектной деятельности в
основной школе. Мы пришли к выводу о
необходимости применения проектных задач уже с
первой четверти первого класса, так как данный
вид деятельности позволяет сформировать
универсальные учебные действия в деятельностной
технологии (переход на задачный принцип
построения учебного предмета).
Список используемой литературы
1. Иванова Н.В. Возможности и специфика
применения проектного метода в начальной школе.
// Нач.школа. – 2004. – №2.
2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших
школьников // Начальная школа, 2005.
3. Журнал “Начальная школа плюс до и после”, №11,
№5, 2004.
4. Газета «Начальная школа. Первое сентября» , № 4,
2010.
5. Организация проектной деятельности в
образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова.
– Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.
6. Новикова Т. Проектные технологии на уроках
и во внеурочной деятельности // Народное
образование, 2000, № 7.
7. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная
деятельность младших школьников: Книга для
учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
8. Шлинке Т. Н. Метод проектов как одно из
условий повышения мотивации обучения учащихся
Начальная школа. 2008. № 9.
9. Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования / М –во
образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.
: Просвещение, 2011.
10. Проектные задачи в начальной школе: пособие
для учителя / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В.
Егоркина и др.]; под ред. А.В.Воронцова. – 3-е изд. –
М. : Просвещение, 2011.
Проект «Эта удивительная золотая рыбка» <Приложение 3>