ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место курса физики в школьном образовании определяется не только значением науки в жизни современного общества, её решающим влиянием на развитие всех естественнонаучных дисциплин и на темпы научно-технического прогресса, но и тем развивающим потенциалом, который заложен в данном учебном предмете. Лидирующее положение физики в системе естественнонаучного знания требует опережающего изучения физики по отношению к другим дисциплинам естественнонаучного цикла.
Деятельностный подход в основной школе предполагает приобщение ребёнка школьного возраста к теоретическим формам мышления, учебный предмет «физика» играет в этом плане важнейшую роль. Физика имеет богатейшую историю становления, пронизанную противоборством научных мировоззрений и гипотез; системно выстроенное физическое знание прошло длительную проверку временем. Отметим, что такой благоприятной ситуации нет в других естественных предметах и, в силу этого, физика всегда была и остаётся фундаментом естественнонаучного образования.
Изучение физики в пятом классе должно способствовать развитию мышления учащихся, повышать их интерес к предмету, готовить к углублённому восприятию материала на второй ступени обучения. Это позволяет решить ряд практических задач:
- первоначально ознакомить учащихся с теми физическими явлениями, с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире,
- привить интерес к изучению физики,
- подготовить учеников к системному изучению предмета.
Введение физики на ранней стадии обучения – пятом-шестом классах требует изменения как формы изложения изучаемого материала в учебнике, так и методики его преподавания. Поэтому особое внимание в программе уделено экспериментальным заданиям. Большое количество качественных вопросов, использование игровых ситуаций в процессе преподавания должно способствовать созданию интереса учащихся к предмету и стремлению к его пониманию.
Разрабатываемый курс нацелен на:
- формирование на достаточно высоком уровне физических понятий по таким базовым критериям, как предметность, обобщённость, системность;
- развитие учебной самостоятельности, связанной с умением оценить границы своего знания-незнания, наметить план собственной учебно-познавательной деятельности, продемонстрировать оптимальное поведение в ситуации выбора;
- освоение учащимися теоретико-экспериментального метода, связанного с пониманием необходимых условий происхождения физического знания и предполагающего умение различать «видимое» и «мыслимое», строить рассуждения в категориях «возможного» и «действительного»;
- освоение учащимися ценностей и техник учебного и делового сотрудничества с формированием позиционного видения предмета и умений сопоставлять различные точки зрения, продолжать логику чужого действия, вскрывать основания действий других участников совместной деятельности, проявление этих умений в совместных телекоммуникационных проектах;
- становление устойчивой учебно-познавательной мотивации, стремления к поиску наиболее рациональных способов действий, постепенный переход к продуктивным формам деятельности (создание и предъявление полноценных результатов собственных исследований, создание собственных информационных источников – учебника, справочника, энциклопедии).
Изучение физики должно создать условия для успешного освоения других учебных предметов области «Естествознание» в основной школе и продолжения образования в старшей школе.
Предлагаемый нами подход к построению курса физики предполагает ряд шагов в плане коррекции содержания и методики обучения:
- представление курса физики в виде системы ключевых учебных задач с логически обоснованными для ученика переходами между ними;
- уход от частностей с переносом акцента на работу с физическими теориями (моделями);
- деление материала курса на несколько логически завершённых блоков, которые осваиваются в режиме концентрированного обучения через серию «погружений»;
- использование форм, предоставляющих учащимся пространство для пробы и поиска, самостоятельной исследовательской и проектной деятельности, для самоопределения и проявления учебной самостоятельности (элементы лекционно-семинарских занятий, устные и письменные дискуссии и т.п.);
- отказ от поурочного оценивания учащихся, переход к большему разнообразию в системе оценивания (безотметочное обучение, зачётная система, введение рейтингов);
- переход к различным сетевым проектам, усиление роли внеклассной учебной и учебно-познавательной деятельности;
- качественное изменение работы с различными информационными источниками (работа с пониманием, оценкой, развитием текста).
Данная программа учитывает требования к преподаванию предметов в рамках ФГОС нового поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию личности;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения пропедевтического курса «Введение в физику» ученик должен знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, прибор, источник света, световой луч, отражение, преломление, дисперсия света,, линза, близорукость, дальнозоркость, звук, источники звука, ультразвук, инфразвук, теплопередача и её виды, плавление, испарение, кипение, влажность воздуха, тепловое расширение, электрический заряд, электрическое поле, электрический ток, электрическая цепь, постоянный магнит, магнитное поле, электромагнитное поле;
- смысл физических величин: длина, площадь фигуры, объём фигуры, масса, вес тела, время, фокусное расстояние линзы и её оптическая сила, высота, громкость и скорость звука, температура тела, относительная влажность воздуха, сила тока, напряжение;
- смысл физических законов: закон прямолинейного распространения света, законы отражения и преломления света, закономерности разных видов теплопередачи и агрегатных превращений вещества, законы соединения в электрических цепях.
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: распространение света, солнечные и лунные затмения, смена дня и ночи, смена времён года, дисперсия света, звук, теплопроводность, конвекция, излучение, агрегатные превращения вещества, электризация, действия электрического тока, короткое замыкание, действия магнитного поля, взаимосвязь электрических и магнитных явлений;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: размеров тел, промежутка времени, массы, объёма, силы, фокусного расстояния линзы, температуры, относительной влажности воздуха, силы тока, напряжения;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц;
- выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы: размеров тел, промежутка времени, массы, объёма, силы, фокусного расстояния линзы, температуры, силы тока, напряжения;
- приводить примеры практического использования физических знаний о световых, звуковых, тепловых, электрических явлениях;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью таблиц, математических символов, рисунков, структурных схем);
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема |
Кол-во |
Форма проведения занятия |
Контроль знаний учащихся |
5 класс |
|||
1. Введение. | 3 |
Беседа, деловая игра, семинар. | Работа с текстом и другими источниками, сообщения учащихся, рабочая тетрадь. |
2. Физические величины и их измерение. | 9 |
Практические работы, уроки решения задач, беседы, экскурсии. | Отчёт о практической работе, рабочая тетрадь, тестирование. |
3. Световые явления. | 18 |
Беседы-лекции, практические работы, игры, семинарские занятия, интегрированный урок, экскурсии.. | Отчёт о практической работе, рабочая
тетрадь, тестирование, работа с различными источниками, сообщения учащихся. |
4. Звуковые явления | 5 |
Беседы-лекции, практическая работа, игра, семинарское занятие, урок решения задач, экскурсии.. | Работа с текстом и другими источниками, сообщения учащихся, рабочая тетрадь, отчёт о практической работе. |
Итого: 35 | |||
6 класс |
|||
1. Тепловые явления. | 12 |
Беседы-лекции, практические работы, игры, семинарские занятия, интегрированные уроки, уроки решения проблем, экскурсии | Отчёт о практической работе, рабочая тетрадь, тестирование, работа с различными источниками, сообщения учащихся |
2. Электрические явления | 12 |
Беседы-лекции, практические работы, игры, семинарские занятия, интегрированные уроки, уроки решения задач, изготовление макетов, схем, таблиц | Работа с текстом и другими источниками, сообщения учащихся, рабочая тетрадь, отчёт о практической работе, выполнение домашних заданий, исследований |
3. Электро-магнитные явления | 6 |
Беседы-лекции, практические работы, игры, семинарские занятия, интегрированные уроки, уроки решения проблем, экскурсии | Отчёт о практической работе, рабочая тетрадь, тестирование, работа с различными источниками, сообщения учащихся. |
4. Ученическая конференция | 5 |
Уроки-конференции, семинарские занятия, экскурсии | Представление проектов и сообщений, работа с различными источниками. |
Итого: 35 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. (Приложение 1)
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
Контроль результатов освоения элективного курса осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, домашних исследований, описания наблюдений.
Оценка результатов освоения курса проводится в форме зачёт/не зачёт. Автоматически «зачёт» получают учащиеся, набравшие за I( II) полугодия более 30 баллов. Обучающиеся, рейтинговый балл которых ниже указанного, выполняют дополнительные работы в любом из видов по согласованию с учителем.
СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Г.Н.Степанова «Физика 5», Санкт-Петербург,
«СТП Школа», 2011г.
2. Г.Н.Степанова «Физика 5 – Рабочая тетрадь»,
Санкт-Петербург, «СТП Школа», 2011г.
3. В.А.Львовский, В.Ю.Грук «Самоучитель по
физике», Москва, «Открытый институт «Развивающее
обучение», 2010г.
4. Физические энциклопедии.
5. Я.И.Перельман «Знаете ли вы физику?»,
«Занимательная физика», «Весёлые задачи»,
«Занимательная механика» и другие.
6. Учебно-лабораторное оборудование, ТСО,
наглядность:
- Линейка, мензурка, весы, динамометр.
- Комплект лабораторного оборудования по разделам «Оптика», «Механика».
- Комплект демонстрационных таблиц в печатном, электронном вариантах, слайдах для кодоскоп.
- CD-диски с электронными уроками.
- Интернет.
- Кодоскоп, мультимедийный проектор, компьютеры для учащихся.
- Лаборатория для проведения компьютерного эксперимента L-микро.